Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четокхила сутта: Умственное бесплодие




АН 5.205

(сутта идентична АН 9.71, но здесь говорится только о пяти видах умственного бесплодия, но не упоминаются четыре основы осознанности)

 

Винибандха сутта: Подневольность

АН 5.206

(сутта идентична АН 9.72, но здесь говорится только о пяти видах подневольности ума, но не упоминаются четыре основы осознанности)

 

Ягу сутта: Рисовая каша

АН 5.207

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять полезностей рисовой каши. Какие пять? Она

* (1) утоляет голод,

* (2) рассеивает жажду,

* (3) успокаивает [телесные] ветры,

* (4) вычищает мочевой пузырь,

* (5) способствует перевариванию остатков непереваренной пищи.

Таковы пять полезностей рисовой каши.

 

Дантакаттха сутта: Чистка зубов

АН 5.208

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в отсутствии чистки зубов1. Какие пять?

* (1) Это плохо для глаз.

* (2) Дыхание [становится] зловонным.

* (3) Вкусовые рецепторы не очищаются.

* (4) Еду покрывают желчь и слизь.

* (5) Еда не усваивается.

Монахи, таковы пять полезностей чистки зубов. Какие пять?

* Это полезно для глаз.

* Дыхание [не становится] зловонным.

* Вкусовые рецепторы очищаются.

* Еду не покрывают желчь и слизь.

* Еда усваивается.

Таковы пять полезностей чистки зубов.

 

Дословно: "в том, если не жевать зубное дерево". Во времена Будды люди чистили зубы, начищая их палочками лекарственных деревьев, таких как ниим. Палочка была острой с одного конца и расщеплена (сделана в виде щётки) с другого конца. Подобное до сих пор практикуется в сельской местности в Индии, а также в некоторых монастырях Южной Азии.

 

Гитассара сутта: Распев

АН 5.209

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей декламации Дхаммы с затяжным песенным распевом. Какие пять?

(1) Человек очаровывается собственным распевом. (2) Другие очаровываются его распевом. (3) Домохозяева жалуются: Как поём мы, так [поют] и эти отшельники, что следуют за Сыном Сакьев. (4) У того, кто хочет сделать распев более изящным, нарушается сосредоточение. (5) Следующее поколение [монахов] следует его примеру.

Таковы пять опасностей декламации Дхаммы с затяжным песенным распевом.

 

Муттхассати сутта: С замутнённым умом

АН 5.210

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей для того, кто засыпает с замутнённым умом, не имея бдительности. Какие пять?

 

* (1) Он плохо спит.

* (2) Он просыпается разбитым.

* (3) Ему снятся плохие сны.

* (4) Божества не защищают его.

* (5) Его семя извергается.

 

Таковы пять опасностей для того, кто засыпает с замутнённым умом, не имея бдительности.

Монахи, таковы пять видов пользы для того, кто засыпает осознанным и бдительным. Какие пять?

 

* Он хорошо спит.

* Он просыпается счастливым.

* Ему не снятся плохие сны.

* Божества защищают его.

* Его семя не извергается.

 

Таковы пять видов пользы для того, кто засыпает осознанным и бдительным.

 

II.

Тот, кто оскорбляет

Аккосака сутта: Тот, кто оскорбляет

АН 5.211

[Благословенный сказал]: Монахи, когда монах является тем, кто оскорбляет и унижает своих товарищей-монахов; тем, кто осыпает бранью Благородных, то в отношении него можно ожидать пяти опасностей. Каких пяти?

(1) Он либо совершает параджику и отрезает себя от выхода1, либо (2) совершает некий порочный проступок2, или (3) приобретает серьёзную болезнь. (4) Он умирает [со] спутанным [умом]. (5) После распада тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в неблагом уделе, в нижних мирах, в аду.

Когда монах является тем, кто оскорбляет и унижает своих товарищей-монахов; тем, кто осыпает бранью Благородных, то в отношении него можно ожидать этих пяти опасностей.

 

 

1. Комментарий поясняет, что он отрезает себя от выхода, выводящего за пределы мира. Но, возможно, речь идёт о том, что, поскольку он совершил параджику, у него нет более возможности сохранить свой статус монаха.

 

 

2. Обычно речь идёт о нарушениях параджики или сангхадисесы. Поскольку параджика уже была упомянута, то, очевидно, речь идёт о сангхадисесе.

 

Бханданакарака сутта: Споры

АН 5.212

[Благословенный сказал]: Монахи, когда монах является зачинщиком споров, ссор, диспутов, дисциплинарных случаев в Сангхе, то в отношении него можно ожидать пяти опасностей. Каких пяти?

 

* (1) Он не достигает того, чего ещё не достиг;

* (2) Он ниспадает от того, чего достиг;

* (3) О нём идёт плохая молва.

* (4) Он умирает [со] спутанным [умом]; или

* (5) С распадом тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду.

 

Когда монах является зачинщиком споров, ссор, диспутов, дисциплинарных случаев в Сангхе, то в отношении него можно ожидать этих пяти опасностей.

 

Сила сутта: Нравственное поведение

АН 5.213

"[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении. Какие пять?

(1) Безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении, теряет много богатства из-за беспечности. Такова первая опасность у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении.

(2) Далее, плохая молва идёт о безнравственном человеке, который неполноценен в нравственном поведении. Такова вторая опасность.

(3) Далее, к какому бы собранию ни подходил безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении к кхаттиям, брахманам, домохозяевам, или отшельникам он подходит к нему застенчивым и смущённым. Такова третья опасность.

(4) Далее, безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении, умирает [со] спутанным [умом]. Такова четвёртая опасность.

(5) Далее, после распада тела, после смерти, безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении, перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. Такова пятая опасность у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении.

Таковы пять опасностей у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении. Монахи, таковы пять видов благ у нравственного человека из-за совершенства в своём нравственном поведении. Какие пять?

Нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, накапливает большое богатство из-за прилежания. Таково первое благо?

Далее, нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, обретает хорошую репутацию. Таково второе благо.

Далее, к какому бы собранию ни подходил нравственный человек, совершенный в нравственном поведении к кхаттиям, брахманам, домохозяевам, или отшельникам он подходит к нему собранным и уверенным. Таково третье благо.

Далее, нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, умирает не [со] спутанным [умом]. Таково четвёртое благо.

Далее, после распада тела, после смерти, нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таково пятое благо у нравственного человека из-за совершенства в своём нравственном поведении.

Таковы пять видов благ у нравственного человека из-за совершенства в своём нравственном поведении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...