Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекции 3-4-5. Личность в организации




План.

1. Понятие личности и факторы, влияющие на личность

2. Факторы, определяющие поведение индивида в организации

3. Управление поведением индивида.

4. Развитие личности и социализация.

 

 

  1. Понятие личности и факторы, влияющие на личность

Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т.е. образуют фенотип. Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.

Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Согласно отечественной традиции, личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Буева).

Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и, как следует из определения, формируется. При этом, по мнению С.Л.Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л.Рубинштейн, с.240).

Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую опеределенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия. Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система. И объектом ее внимания, в таком случае, становится не окружающий мир, но она сама: познание себя и самосовершенствование, поиск своего предназначения, смысла жизни и осознание ответственности за выбор своего пути.

Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека. Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и, преобразующей мир и себя самое, индивидуальностью выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов, с.6).

 

Личность (per sona)

устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида

уникальная и относительно стабильная схема поведения, мышления и эмоций, проявляемая индивидом

 

Индивид

( от лат.individuum – неделимый)

характеристика человека как единичного природного существа, результата биологического развития, обладающего единством врожденного и приобретенного

Факторы, влияющие на личность

 

Культурные
Природно- географические (место жительства)
Наследственные (ВНД, темперамент, задатки)
Социум (семья, трудовая деятельность)
личность

 

Теории личности

>> Теории черт (Р.Кэттел, Г.Айзенк) – свойства личности направляют поведение

>> Теории психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, И.Майерс) – поведение имеет определенную природу, бессознательные психические процессы

>> Теории научения (И.П.Павлов, Б.Скиннер, А.Бандура) желаемое поведение можно стимулировать

 

Поведение индивида

Поведение индивида – деятельность, имеющая природные предпосылки, в своей основе социально обусловленная

П = f (I, E)

Особенности поведения

• Поведение имеет причины

• Поведение целенаправленно

• Поведение мотивировано

• Характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы

 

  1. Факторы, определяющие поведение индивида в организации

«Природные свойства

«Компетенция

«Демографические характеристики

«Восприятие

«Я-концепция

«Установка

Основой для высокой производительности труда является соответствие требований работы и индивидуальных особенностей человека.

Индивидуальные различия, относящиеся к изучению ОП, можно разделить на три группы факторов: демографические характеристики (например, возраст и пол), компетентность (например, склонности и способности) и психологические особенности (система ценностей, установки, отношение к работе, характер). Каждая особенность может повлиять на производительность труда посредством воздействия на способности человека достигать поставленной цели. Конечно, значение различных факторов зависит от характера работы и требований работодателя.

Факторы, влияющие на работоспособность личности можно связать при помощи уравнения:

Производительность = индивидуальные особенности * прилагаемые усилия * организационная поддержка.

Индивидуальные особенности личности включают в себя демографические и психологические особенности и компетентность. Прилагаемые усилия отражают мотивацию к работе. Организационная поддержка состоит из различных механизмов таких, как инструменты, ресурсы и инструкции, которые дают человеку возможность работать.

Представьте, что у менеджера есть кандидат на определенную должность и его индивидуальные особенности полностью соответствуют требованиям работодателя. Можно ли утверждать, что этот кандидат будет превосходным работником? Ответ будет отрицательным, поскольку индивидуальные особенности не единственный компонент уравнения производительности и менеджер должен учитывать и прилагаемые работником усилия, которые зависят от его мотивации.

Демографические характеристики в определенной мере характеризуют человека. Некоторые из них внутренние — такие, как пол, раса, этническая принадлежность, возраст; другие же внешние — социально-экономический статус и уровень образования. Демографические характеристики также можно разделить на временные, например, социально-экономический статус, и постоянные, такие как место, где человек жил в детстве, размер и социально-экономический статус его семьи. Демографические характеристики, компетентность и психологические особенности отражают различные стороны личности, поэтому все они важны при определении индивидуальности человека.

Рассматривая влияние социально-демографических особенностей работников на показатели эффективности поведения, следует обратить особое внимание на то, что все люди неодинаковы и сводить их поведение к набору нескольких характеристик по крайней мере некорректно. Социально-демографические характеристики персонала указывают скорее на общие тенденции организационного поведения. При этом в зависимости от особенностей организации, рабочих мест, индивидуальных различий работников показатели эффективности могут варьироваться в достаточно широком диапазоне. Поэтому, принимая управленческие решения, необходимо каждый раз учитывать и другие факторы.

К основным социально-демографическим характеристикам работников относят:

- пол;

- возраст;

- семейное положение и наличие иждивенцев;

- стаж работы.

Пол работников.

Здесь можно отметить следующие характерные тенденции.

В физическом труде у мужчин более высокая производительность, а в умственном существенной разницы в производительности нет. Не обнаружено никакой разницы в мужских и женских аналитических способностях, способностях принятия решений, лидерских качествах и т.д.

В то же время исследования показали, что женщины более законопослушны, а мужчины более агрессивны и более нацелены на успех. Таким образом, нарушений дисциплины среди женщин наблюдается меньше.

Также практика кадровых служб показывает более высокий уровень текучести среди мужчин. Этот факт объясняется с одной стороны - более высоким уровнем притязаний со стороны мужчин; с другой стороны - "традиционными" социальными ролями мужчин и женщин (мужчина - добытчик, обеспечивающий семью, женщина - мать и воспитательница детей). В отдельных ситуациях наблюдается более высокая текучесть среди женщин. Например, в северных районах, где на предприятия приглашаются в основном мужчины (и их заработная плата составляет основу семейного бюджета), а женщины преимущественно работают в менее стабильной сфере услуг, торговле.

Прямого влияния пола работников на удовлетворенность работой не обнаружено. Однако, женщины дольше работают на одном месте, получают признание, "вписываются" в коллектив, при этом у них меньше уровень притязаний. Все это сказывается на удовлетворенности трудом.

Возраст.

Среди руководителей широко бытует мнение, что с возрастом эффективность труда работников снижается. Действительно, можно признать, что в физическом труде это так. Что касается умственного труда, то все будет зависеть от характера деятельности. Если работа требует знаний, опыта, дисциплины, стабильности, то здесь имеют преимущество более старшие работники. Если требуется высокая обучаемость, мобильность, то лучше справятся более молодые работники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...