Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры с правилами и игры-состязания.




Этапы развития игры, виды игр.

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ — в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга. Некоторые виды наиболее типичных детских игр:

Сенсорные игры.

Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого этого опыта. Дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и отрывать у цветов лепестки — только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Моторные игры.

Бег, прыжки, вращения — вот некоторые из бесчисленных разновидностей игр с движением, удовольствие от которых дети получают в силу самой игры. Игра, предполагающая постоянную смену ощущений движения, — одна из первых, которым предаются младенцы, играя со слюной («пуская пузыри») или просто раскачиваясь из стороны в сторону. Младенцы, при участии взрослых, могут подолгу совершать одни и те же движения, которые не только дают эмоциональный заряд детям, но и являются для них хорошим, лишенным неприятных ощущений упражнением в координировании движений своего тела. Моторные игры часто инициируются взрослыми и являются для младенцев одной из первых возможностей общения с окружающими. Как правило, дети начинают играть в подобные игры с другими детьми не ранее, чем им исполнится 3 года.

Игра-возня.

Родители и воспитатели часто пытаются отучить детей от игр, которые превращаются в потасовки и которые малышам так нравятся. Родители обычно стараются уменьшить детскую агрессивность и не допустить драки между детьми. Но игра-возня — это драка понарошку, а не настоящая драка. Недавние исследования свидетельствуют, что подобная игра приносит ребенку немалую пользу. Она не только дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой. Более того, дети учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым. Устраивать «кучу-малу» свойственно детям всех стран мира. Мальчики предаются этим играм чаще, чем девочки; одно из исследований показало, что в США мальчики посвящают игре-возне примерно в три раза больше времени, чем девочки.

Языковые игры.

Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают. Они используют эту игру в качестве своеобразного амортизатора проявлений раздражения и негодования. Основная функция речи — передача наполненных смыслом сообщений — отходит в этой игре на задний план. Детей интересует сама речь; они играют с ее звуками, формами и смысловыми оттенками.

Джудит Шварц приводит ряд примеров игры детей со словами. Иногда дети играют со звуками и ритмикой речи, повторяя раз за разом в размеренной манере отдельные буквы и слова: JIa-ла-ла / Ле-де-нец / Ла-ла-ла / Ле-де-нец. Они также образуют из слов определенные сочетания, как если бы они зубрили какое-то грамматическое правило: Вот лампа / Где лампа? / Здесь лампа).

Игра со словами, кроме того, дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в этот период овладевают. К 3-4-летнему возрасту, дети уже пользуются некоторыми из основных правил лингвистики и начинают разбираться в смысловых оттенках речи. Они задают такие вопросы, как: «А что будет, если на ножки стола надеть ботинки?» или: «Почему вода может бежать, но не может сидеть?».

Наконец, дети используют язык для того, чтобы контролировать свои шаги. Люди, стараясь упорядочить свою жизнь, структурируют ее различными обычаями и законами. Подобным же образом и старшие дошкольники прибегают к помощи языка, чтобы структурировать свою игру. Они придумывают правила — подчас весьма замысловатые, — которым необходимо следовать; придерживаясь этих правил, они контролируют свои действия.

Ролевые игры и имитация.

Один из основных видов игр заключается в разыгрывании различных ролей и ситуаций: дети играют в дочки-матери, копируют родителя, уходящего на работу, изображают няню, космонавта, шофера. Такая игра, называемая сюжетно-ролевой, включает в себя, не только имитацию другого человека, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия. Так дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями.

Игры с правилами и игры-состязания.

По мере того как дети становятся старше, их игры начинают проходить по определенным правилам и преследовать какую-то цель. Дети оговаривают очередность действий участников игры, решают, что им можно делать, а что нельзя, и часто устраивают такие игры, в которых есть победители и проигравшие. Хотя сложные правила бейсбола и шахмат постичь большинству дошкольников не по силам, зато они начинают осваивать такие игры, как пятнашки и прятки. Подобные игры требуют владения определенными когнитивными навыками — нужно знать правила, учитывать последствия тех или иных действий, уметь выигрывать и проигрывать — и одновременно способствуют развитию этих навыков.

Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал, игрушки. Сюжетно – ролевые игрушки: кукла, детская мебель, посуда, транспортные игрушки, игровые строительные материалы. С детьми разных возрастов дидактические игры применяют с постепенным усложнением задания. Игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и сенсорном развитии. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат, например, народные дидактические игрушки (матрешка, игрушка – пирамидка), мозаика. По принципам построения игрового процесса настольно – печатные игры разнообразны. В каждой игре определены содержание, правила, игровые действия и концовка, все элементы игры взаимосвязаны. Эти игры способствуют расширению представлений детей об окружающих предметах и явлениях, о природе, о качествах и свойствах предметов, знакомят детей с различными формами, цветом, величиной. Настольно – печатные игры совершенствуют координацию рук. Выполнение правил в игре требует от детей определенных волевых усилий, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры (разрезанные картинки, кубики с картинками, лото, домино, шашки). Игрушки – забавы привлекают малышей смешными движениями, звуками, неожиданным раскрытием сюжетов. Малышей привлекает внешняя сторона действия игрушки, старших интересует содержание, «секрет» действия механизма (неваляшки, волчки). Во всех возрастных группах большое место отводится предметной картинке, которая используется как наглядное пособие в разных заданиях. В качестве наглядных пособий на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи воспитатели используют предметы быта: посуду, одежду, простейшие орудия труда. Наборы игрушек, объединенные общей темой, воспитатели дают детям старшей и подготовительной к школе групп для придумывания рассказов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...