Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: управление как процесс. Решения в процессе управления.




 

План.

  1. Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства.
  2. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управленческому решению.
  3. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческого решения.
  4. Классификация УР.
  5. Факторы, влияющие на эффективность и качество УР.

 

Литератрура:

  1. Румянцева, гл. 4 (4.1, 4.2)
  2. Виханский, Глава 9, параграф 2.
  3. Гибсон и др. Организации: поведение, структура, процессы, Раздел V. Глава 18 Процессы принятия решений.

 

1.Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства.

 

Если организационная структура, как форма, отражает статику управления, то процесс управления характеризует динамику, т.е. функционирование системы управления, все то, что происходит в системе управления организацией во времени. Под процессом понимается любое действие, которое предпринимает менеджмент для достижения целей организации.

 

Управление – комплексный процесс, направленный на решение проблем, он может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, разработка и выбор альтернатив, принятие решений, составление программ и бюджетов, определение направлений и мер по их выполнению.

 

Например, когда менеджер осуществляет планирование, организационную деятельность и контроль, он принимает решения. Он анализирует ситуацию, разрабатывает несколько альтернатив, производит сравнение альтернатив, принимает решение и оценивает результат. Принятие решений имеет прямое отношение ко всем функциям управления. Процесс управления разделяется во времени и пространстве на отдельные стадии по выполнению определенных работ, связанных с принятием управленческих решений.

 

Процесс управления – совокупность последовательных действий, выполняемых руководителем и аппаратом управления, по подготовке и осуществлению воздействия на управляемый объект.

 

Обязательными компонентами процесса управления являются:

 

  1. Объект управления, определяющий содержание решаемых в процессе управления функциональных задач.
  2. Субъект управления – лицо, принимающее решение. ЛПР может быть индивидуальным и групповым.
  3. Содержание процесса.
  4. Организация процесса.
  5. Технология процесса.

 

Содержание процесса управления – выполнение определенной последовательности действий, обеспечивающих подготовку и осуществление воздействия на объект управления и достижение организацией её целей.

 

Группировка действий по функциям определяет задачи, решаемые в конкретном подразделении (это конкретные функции управления)

Группировка действий по характеру позволяет выделить этапы процесса управления. Группировка действий по времени – стадии, процедуры и операции.

Этап процесса управления – это группа действий, отличающихся их качественной определенностью, однородностью, получением конкретного промежуточного результата.

Выделяют 4 этапа процесса управления:

 

  1. Постановка цели.

Цель – идеальное представление желаемого, необходимого и возможного (конечного) состояния или результата деятельности, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств.

Каждый процесс управления начинается с постановки целей и определения критериев, с помощью которых определяется степень её достижения. Различные виды критериев позволяют количественно оценить приоритетность целей и мероприятий, выбрать наиболее эффективные решения. Цели бывают плановые и разовые.

  1. Оценка ситуации

Ситуация – текущее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели.

Обычно ситуацию описывают с помощью информации, системы показателей и т.п. Ситуации могут быть типичными и оригинальными, критическими и нормальными, предвидимыми и непредвидимыми, временными и постоянными.

  1. Определение проблемы.

Проблема – основное противоречие между текущим состоянием системы управления и поставленной целью.

Существование проблемы указывает на расхождение между целями и задачами организации и возможностями их реального выполнения. Например, расхождение в 20 % между плановым и реальным объемом продаж означает, что существует проблема.

  1. Управленческое решение.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

Решения – это организационная реакция на возникающую проблему. Решения – продукт управленческого труда, а его принятие – процесс.

Каждое решение предполагает различные пути и способы организации работы, затраты ресурсов, последствия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

 

Группировка действий в о времени позволяет выделитьстадии, процедуры и операции.

 

Стадии процесса управления:

v Целеполагание

v Информационная работа

v Аналитическая работа

v Выбор варианта решения

v Организационно-практическая работа.

Схематично связь этапов и стадий процесса управления может быть представлена в следующем виде:

Организац.-практическ. работа
Цель
Ситуация
Проблема
Решение
Целепола- гание
Информа- ционная работа
Аналити- ческая работа
Выбор варианта действий

 


Организация процесса управления отражает порядок взаимодействия различных подразделений и работников при выполнении последовательных действий и работ. Разделение управленческого труда требует установления организационных, информационных связей при выполнении совместных работ.

 

Технология процесса управления характеризует средства и способы выполнения процедур и операций, которые включают технические средства, информацию и используемые методы.

Технология управления может изменяться и зависит от выбранного метода решения задачи.

 

Понятие процесса управления тесно связано с понятием деятельности. Это управленческий труд, т. е. затраты ресурсов: материальных, информационных, людских и т.д.. Поэтому важное значение имеет оценка и повышение эффективности их использования, а вопросу об эффективности процесса управления уделяется особое внимание.

 

Свойства (характеристики) процесса управления:

 

Особенности процесса управления как специфического вида деятельности находят отражение в следующих свойствах:

  1. Устойчивость

Устойчивость процесса управления обеспечивается тем, что структура процесса управления (действий и взаимодействий) закрепляется в организационных регламентах, ОСУ, что и обеспечивает устойчивость процесс. Взаимосвязи при выполнении постоянных работ сохраняются.

  1. Изменчивость (динамичность)

Характеризует способность системы управления переключаться на новые цели, проблемы, новые методы управления.

Она обусловлена изменениями, которые происходят в производстве.

  1. Непрерывность

Это свойство отражает связь и единство производства и управления.

Ритмичная и эффективная производственная деятельность вне управления невозможна.

Устойчивый, постоянный характер управленческих действий, направленных на достижение целей организации, и тем самым сохранение её существования и рост.

Управление как постоянно осуществляемая деятельность предопределена существованием организации. Жизненный цикл организации характеризует последовательные стадии её развития, каждая из которых имеет свои особенности и предъявляет определенные требования к управлению, и, следовательно, влияет на содержание процесса управления.

  1. Дискретность

Характеризует изменение интенсивности управленческой деятельности (обязательно ли принимать решение?) «Управление – комплексный процесс, направленный на решение проблем, который может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, диагноз, разработка и выбор альтернатив, составление программ и бюджетов, направления реализации и определенных мер по выполнению.»

Характер организационных проблем позволяет разделить действия управляющих на четыре категории: бездействие, контроль событий, действия, отложенные на будущее (до следующего периода планирования), немедленные действия.

  1. Цикличность

Периодическая повторяемость определенного набора действий – элементарный цикл управления.

  1. Закономерная последовательность этапов и стадий.

Закономерное повторение основных этапов в каждом управленческом цикле.

 

Свойства процесса управления необходимо учитывать при планировании и организации управленческого труда, определении объема работ, их продолжительности, трудоемкости.

 

 

  1. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управленческому решению.

Понятие решения многозначно. Управленческое решение нужно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах:

ü Это вид деятельности в управляющей системе, связанный с подготовкой, выбором и принятием решения (определенного варианта действий);

ü Это акт управляющего воздействия, осуществляемого в форме планов, приказов, распоряжений.

ü Это организационно-практическая деятельность по его реализации.

 

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

УР выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. Принятие решений представляет собой организационный процесс, так как он определяет поведение объекта управления, не ограничен действиями отдельного лица и влияет на цели организации в целом.

 

Характеристики управленческого решения:

  1. Содержание управленческого решения определяется целью и направлено на её достижение.
  2. Управленческое решение предполагает наличие ряда возможных вариантов действий и выбор одного из них в соответствие со сложившейся обстановкой, интересами и потребностями, ценностями организации. Выбор альтернатив происходит в рамках социального и политического состояния организационной среды
  3. Выбор и принятие управленческого решения является результатом сознательной, мыслительно-психологической деятельности управленческих работников, зависит от их опыта, знаний и умений, волевых качеств руководителя.
  4. Управленческое решение принимается на основе переработки информации и является результатом управленческой деятельности. Оно не имеет материально-вещественной формы выражения, выступает в виде командной информации.
  5. УР определяет требования к поведению управляемой системы.
  6. Принятие УР - часть общего процесса управления. Оно происходит при выполнении всех функций управления.
  7. Процесс управления – это «система» управленческих решений, которая требует определенной организации.

 

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит формализованный характер. В этой связи выделяются два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.

 

Решения на уровне индивида Решения на уровне организации
  • Наличие индивидуального умения
  • Важен процесс принятия решения как такового
  • Имеет дело с ошибками в решении
  • Решения определяются используемым индивидуальным стилем
  • Создание и выбор альтернативы
  • Взятие риска на себя
  • Классификация решений
 
  • Создание соответствующей среды
  • Важно принятие решения к определенному моменту
  • Вовлечение всех уровней управления
  • Имеет дело с неопределенностью
  • Решения носят групповой характер
  • Управление творчеством и новаторством
  • Выполнение решений
 

 

Принятие качественных, правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знаний и умений составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...