Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуация А. Проективный текст «Случай с Сергеем»

Занятие 4, 5. Структурирование и анализ беседы с клиентом

Цель – сформировать умения структурировать, анализировать содержание и процесс консультативной беседы с клиентом.

 

Анализ жалобы клиента Жалоба – то, что предъявляет клиент при обращении к консультанту. Жалоба имеет определенный сюжет, т.е. последовательность изложения жизненного контекста. Она может иметь явное и скрытое содержание – по локусу, по самодиагнозу, по проблеме, по запросу. Локус жалобы показывает на кого (субъектный локус) или на что (объектный локус) жалуется клиент. По субъектному локусу выделяют 5 основных типов жалоб: 1. На ребенка (поведение, развитие, здоровье) 2. На семью в целом (в семье все плохо). 3. На супруга (поведение, особенности) и супружеские отношения (нет любви, взаимопонимания). 4. На самого себя (характер, способности, особенности) 5. На третьих лиц (бабушки, дедушки, коллеги). По объективному локусу выделяют 6 вариантов жалоб: 1. На нарушение поведения или психосоматического здоровья (энурез, страхи, навязчивости). 2. На ролевое поведение, которое не соответствует полу, возрасту, статусу. 3. На поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (нормам умственного или социального развития). 4. На индивидуально-психологические особенности (медлительность, чувствительность). 5. На психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания). 6. На объективные трудности (с жильем, работой).   Самодиагноз представляет собой собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанного на его представлениях о самом себе, об окружающих людях и человеческих отношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству и его носителю. Наиболее распространенные самодиагнозы: 1. «злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений или указание на непонимание этим лицом каких-либо истин. 2. «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным 3. «Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как психически неполноценного. 4. «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений плохой наследственностью (применительно к ребенку – со стороны оцениваемого супруга или родственников). 5. «индивидуальное своеобразие» - понимание поведенческих особенностей как проявления устойчивых, сложившихся личностных черт. 6. «Собственные неверные действия» - негативная оценка своего поведения в настоящем и прошлом. 7. «Собственная личностная недостаточность» - негативная оценка собственных личных качеств (тревожность, неуверенность, зависимость). 8. «Влияние третьих лиц» (бабушки, учителя, коллеги). 9. «Неблагополучная ситуация» (смена работы, развод, смерть). Проблема – это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Наиболее распространенные проблемы: 1. «Не умею, хочу научиться» (влиять, терпеть, разрешать конфликты). 2. «Не понимаю, хочу понять» (ребенка, супруга, партнера). 3. «Не знаю, что делать, хочу знать» (прощать, лечить, уйти). 4. «Не имею, хочу иметь» (волю, мужество). 5. «Знаю, как надо, но не могу сделать» (нужны дополнительные стимулы). 6. «Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию». 7. Глобальные формулировки: «Все плохо, не знаю, как жить дальше». Запрос – это конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос связаны по форме («не умею, хочу научиться – научите»). Формы запросов: 1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке: «Я ведь прав?», «Я – хороший человек?» 2. Просьба о содействии в анализе: «Я не уверен, что разобрался в ситуации, помогите». 3. Просьба об информации: «Что известно об этом?» 4. Просьба об обучении навыкам: «У меня не получается, научите». 5. Просьба о помощи в выработке позиции: «Можно ли наказывать за это ребенка?» 6. Просьба в оказании влияния на члена семьи в его интересах: «Помогите сыну избавиться от страха…», «Научите общаться с ребятами». 7. Просьба в оказании влияния на члена семьи, чтобы сделать его более послушным: «Заставьте его больше любить и уважать меня».  

Практические задания

Проанализировать ситуации, определив в них жалобу (локус), запрос, самодиагноз, психологическую проблему.

Задание 1.

Ситуация 1. Клиентка И., 47 лет.

Мне трудно говорить, я сама врач. Я понимаю. Что со мной. У меня депрессия, невроз с детскими корнями, астения, второй год уже такое состояние. Лечение ничего не дало, потом стало еще хуже. Все социальные проблемы очень действуют. Работа сложная, семейная ситуация сложная. Найти способы противостоять не могу, все давит, раздражает.

Завтра муж приезжает из командировки. Стала агрессивна, ругаюсь по-хамски, хочу побить всех… Боюсь мужа потерять, все время командировки у него…

Мать больная, старая, с нами живет. Все беды перекладывает на меня. Склероз у нее, все время меня достает. Я все сама, все кручусь – магазины, уборка, стирка и т.д. Все сама. Дочь далеко, за нее сердце болит. За все боюсь. С мужем говорить напрасно, одни командировки у него на уме, в одни и те же места ездит всегда. Муж увлечен работой, меня не замечает… Я человек самолюбивый. Почему у меня появилось отторжение от людей? От близких? Научите противостоять хамству. Есть ли для меня нормальный путь?

 

Ситуация 2. Клиентка: Бабушка о внучке 7 лет.

Она очень подвижная от рождения. Когда было 2 недели уже передвигалась в кроватке. Невнимательная, когда к ней обращаешься, не слышит с первого раза. Только и понимает, когда повысишь голос. Очень добрая, любит животных, но подруг у нее нет. Часто жалуется, что никто с ней не дружит. Как сказала, что дружит сама с собой. Может драться с детьми, ее тоже бьют.

Беспокоит многое – неусидчивая, невнимательная, в школе часто жалуются на непослушание.

В последнее время часто скучает по маме: родители в разводе, мать ушла, девочка осталась с отцом. Полгода жила с ним, а потом сын привез ее к нам. Здесь ей поставили диагноз – сколиоз поясничного отдела позвоночника. Посещает школу интернат. Суббота и воскресенье у нее свободны, и она у нас – это невыносимо.

В школе днем спит плохо, ее за это наказывают, может на уроки опоздать, без разрешения уйти с занятия, но это бывает нечасто.

Мне кажется, что ее в школе учительница не понимает, говорит, что она трудный ребенок, да и нам с ней не сладить. Ее наказывать бесполезно – она лучше не становится. А учится она неплохо, стихи запоминает мгновенно, но мешает неусидчивость, невнимательность. Что делать, подскажите?

 

 

Задание 2. Парадигмы (А.Ф. Бондаренко)

Ситуация А. Проективный текст «Случай с Сергеем»

«Мне 25 лет. Я — студент психологического факуль­тета. Недавно решил специализироваться в области пси­хологического консультирования. Я окончил три курса, прослушал спецкурсы по психологии личности, обще­ния и даже прошёл группу личностного роста. Я решил, что если собираюсь работать с людьми как консультант, то мне следует прежде всего лучше взглянуть на себя.

В свои 25 лет я чувствую, что прожил большую часть своей жизни впустую. К настоящему моменту я бы хо­тел уже закончить университет и работать, а вместо это­го я всего лишь студент. Я понял, что без основательно­го понимания себя человек не может полноценно жить, и решил специализироваться в области консультативной психологии и работать консультантом с проблемными детьми. Мне помог в своё время один человек, и я бы также хотел помогать подросткам. Но все же моя лично­стная проблематика далека от настоящей проработки У меня мало друзей, я испытываю страх и робость со свер­стниками или людьми старше меня. Я чувствую себя хорошо с детьми, потому что они ещё искренни. Я очень беспокоюсь по поводу того, Достаточно ли я подхожу для практической работы в качестве психолога-консуль­танта. Одна из моих проблем — я много курю и, бывает, выпиваю. В основном это случается, когда мне одиноко и кажется, что я всегда буду никому не нужным. Я бо­юсь людей вообще, но особенно сильных и привлека­тельных женщин. Возможно, я всегда думаю о том, что они меня оценивают, и боюсь, что они считают меня недостаточно мужественным. Мне кажется, что я не со­ответствую их ожиданиям в отношении мужчины. Я дей­ствительно далек от образца мужской «модели». У меня не мужественное лицо, я довольно мягок в обращении и часто задумываюсь, соответствую ли я вообще совре­менным представлениям о мужском идеале.

Довольно часто меня охватывает тревога, особенно по ночам. Иногда мне хочется куда-нибудь сбежать, что­бы никто меня не видел. Часто я страдаю от того, что считаю себя неудачником. Я вообще часто зациклива­юсь на себе, на мыслях о собственной бесполезности. В такие моменты я себя ненавижу. Мне кажется в тяжё­лые минуты, что лучше мне вообще было не родиться.или даже что лучше — умереть. Тогда бы я по крайней мере перестал страдать. Если быть откровенным, я не могу сказать, что кого-нибудь когда-нибудь любил всей душой. Да и меня никто никогда не любил по-настоящему.

Но все, конечно, не так мрачно, так как у меня на­шлось достаточно настойчивости, чтобы поступить в университет, тем более на факультет психологии. Мне нравится то, что я хочу работать над собой и прилагаю усилия в этом направлении. Я знаю, что мне нужен че­ловек, который помог бы мне. Мне нравится в себе то, что я осознаю свои страхи, что способен остро чувствовать и что могу рискнуть, даже если чего-то боюсь.

Что было у меня в прошлом? Какие наиболее зна­чительные события и поворотные моменты моей жиз­ни? Главным поворотным моментом было, как ни стран­но, общение с командиром взвода в армии, молодень­ким лейтенантом. Он воодушевил меня на поступление в университет, он говорил, что видит во мне способнос­ти, требуемые для работы с подростками. Мне трудно было вначале поверить в это, но его вера помогла мне. Следующим значительным событием была моя женить­ба и развод. Наши семейные взаимоотношения длились недолго, жена ушла от меня. Это было страшным уда­ром по моему мужскому самолюбию. Она была очень сильной женщиной, доминантный тип. Жена не упуска­ла случая подчеркнуть, что я — «не деловой», «не му­жик». С тех пор я опасаюсь сближаться с женщинами из-за страха, что они меня станут подавлять.

Мои родители не разводились, но лучше было бы, наверное, чтобы они это сделали. Они часто ссорились. Насколько я понимаю, именно мать была инициатором. Она была доминирующей личностью и часто «катила бочку» на отца, который был слабым, пассивным и роб­ким по сравнению с матерью. Он никогда не возражал ей. Кроме того, мои «предки» всегда сравнивали меня не в мою пользу со старшим братом, который был «за­мечательным» ребенком, удачливым и прилежным уче­ником. Я сам не знаю как случилось, что я оказался не­удачником.

Я помню, отец кричал: «Ты что, тупой? Соображать надо! Идиот ненормальный! Ты никогда ничего не добь­ёшься!». Моя мать обходилась со мной так же, как она обходилась с отцом. «Ты — тряпка, а не мужчина. Когда ты уже вырастешь и уедешь? Хоть глаза не будешь мо­золить, чтоб сердце моё не болело!». Вот что я от неё слышал. Помню, мне было лет 10 или 12, я пытался зас­нуть ночью, чувствуя себя совершенно ненужным. Мне хотелось построить свой домик и в нем жить.

Мы жили в маленьком городке. В отцовской семье не было разговоров ни о религии, ни о чём таком... По правде говоря, я часто ловил себя на мысли, что я — сын не своих родителей.

У меня, по-моему, классический комплекс неполно­ценности. Мне бы хотелось уважать себя больше. Наде­юсь, что я смогу научиться любить. Мне хочется также избавиться от чувства вины и тревожности и относить­ся к себе, как нормальные люди. Я действительно хочу стать хорошим детским консультантом, а для этого мне надо глубоко понять себя. Правда, я не совсем опреде­лился, что это означает. Но знаю твердо, что мне нужно освободиться от саморазрушительных склонностей и научиться больше доверять людям. Может быть, вы смо­жете мне помочь».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...