Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство образования и науки Российской Федерации




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО “Ярославский государственный

педагогический университет им. К. Д. Ушинского”

ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

с древнейших времен до начала XVII века

(Часть II)

Ярославль 2009

 

 

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА УНИВЕРСИТЕТА

В практикум включены источники по истории России эпохи феодализма (до начала XVII столетия). Пособие призвано помочь студентам в освоении учебной программы курса, направлено на дальнейшее закрепление и развитие умений и навыков, необходимых для научного познания, поиска, обработки и использования информации, интерпретации исторических событий и адаптации их к современной действительности.

Практикум предназначен для студентов исторического факультета, бакалавров истории и социально-экономического образования.

 

Составитель: Талашов М. В., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского        

Рецензент: Бородкин А. В., кандидат исторических наук, профессор кафедры экономики и управления, заместитель директора по научно-методической работе АОУ ВПО Ярославского филиала Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина       

I. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО.

В начале XVI столетия с присоединением к Москве Пскова и Рязани заканчивается объединение русских земель вокруг Москвы, складывается национальное Российское государство. Однако процесс централизации был далек от своего завершения. Сохранялись пережитки удельной самостоятельности (Старица, Новгород Великий). Серьезное влияние на власть московских правителей оказывала бывшая удельная знать, представители крупнейших фамилий московского боярства и Русская Православная церковь, остававшаяся крупнейшим феодалом в стране после великого князя. Не до конца завершилась и экономическая интеграция: сохранение внутренних таможен и пошлин тормозило процесс формирования всероссийского рынка. Необходимость серьезных перемен во всех сферах жизни государства и общества стала очевидной после народного восстания в Москве 1547 г. Особую заинтересованность в преобразованиях проявило служилое сословие, взгляды которого отразил выехавший в Москву из Литвы И. И. Пересветов. Он разработал целую программу реформ, всецело поддержанную Иваном Грозным. В конце 40-х гг. XVI в. вокруг царя складывается Избранная рада, в состав которой входят ближайшие советники монарха: протопоп Сильвестр, А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, И. М. Висковатый, М. И. Воротынский, митрополит Макарий. Рада взяла на себя функции ближней Думы и провела целый ряд радикальных преобразований.

Неудачная Ливонская война обострила внутриполитические противоречия. В начале 60-х гг. XVI в. Иван IV наложил опалу на своих бывших сподвижников по Раде и казнил нескольких видных бояр. Стремление царя к усилению самодержавной власти вызвало закономерное сопротивление со стороны знати. Ответом монарха стало введение опричнины в 1565 г. Своеобразной “визитной карточкой” опричного правления явились репрессии против родовой аристократии и массовые расправы над посадским населением Новгорода, Твери и других русских городов. По мнению С. Ф. Платонова, цель нового политического курса заключалась в ослаблении влияния знати путем конфискации боярских вотчин для дальнейшего испомещения на них служилого дворянства. В 60-х – 70-х гг. XX в. исследования А. А. Зимина и В. Б. Кобрина показали, что жертвами опричного террора являлись представители не только родовой аристократии, но и служилого сословия. Несмотря на продолжающуюся дискуссию по поводу целей и сущности опричнины, ее вполне можно охарактеризовать как политику форсированной централизации страны, предпринятую монархом в условиях незавершившейся социальной и экономической интеграции.

Вниманию студентов предлагается комплекс документов, посвященных эпохе Ивана Грозного. Документы 16-18 позволяют выявить идеологические предпосылки преобразований Избранной рады. Содержание источников 19-22 тесно связано с преобразованиями царя в период его сотрудничества с радой. Документы 23-26 отражают реалии опричного правления Ивана IV.                    

 

1. Теория Москва — третий Рим. (Послание старца Елеазарова монастыря Филофея Василию III) [1]

 

Иже от вышняа и от всемощныя, вся содръжашиа десница божиа, имь же царие царствуют, и имь же велицыи вели­чаются и силнии пишут правду, — тебе пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православ­ному хрестианьскому царю и всех владыце, броздодержателю святых божинх престол святыа вселенскыя соборныя апостольския церкви прссвятыя богородицы, чсстнаго и славного еа успения, иже вместо римския и констянтинопольския просиавшу. Стараго убо Рима церкви падеся неверием аполинариевы ереси; втораго Рима Констянтинова града церкви, ага­ряне[2] внуцы, секирами и оскордъми[3] разсекоша двери. Сиа же ныне третиаго новаго Рима, деръжавнаго твоего царствиа святая соборная апостольскаа церкви, иже в концых вселен­ные в православной хрестианьстей вере во всей поднебеснеи паче солнца светится. И да весть твоа держава, благочести­вый царю, яко вся царства православныя хрестианьския веры, снидошася в твое едино царство; един ты во всей поднебес­ной хресианом царь.

Подобает тебе, царю, сие держати со страхом божиим, убойся бога давшего ти сия; не уповай на злато и богатство и славу: вся бо сиа зде собрана, и на земли зде остают. По­мяни, царю, оного блаженнаго, иже скипетр в руце и венец царствиа на своей главе нося, глаголаше: богатство аще течет, не прилагайте сердца. Премудрый же Соломон рече: богатьство и злато не во сокровищих знается, но егда помо­гает требующим. Апостол же Павел сим последуа глаголет: корень всем злым сребролюбие. Не не имети велит, но не прилагати упования ниже сердца к нему, но уповати на все дающаго бога. Вся убо твоя к богу чистая вера, и любовь ко святым божиим церквам, но и еще царю, исправи две запо­веди, еже во твоем царствии не пологают человецы на себе право знамения честнаго креста. О них же издалеча проведыи апостол Павел глаголаше: преже писах вам, ныне же плача глаголю о вразех креста христова им же конец пагуба. Второе да исполниши святыя собраныя церкви епискпы, да не вдовьствует святая божиа церкви при твоем царствии. Не пре­ступай, царю, заповеди, еже положища твои прадеды, великий Констянтин[4] и блаженный святый Владимир и великий богоизбранный Ярослав[5] и прочий блаженнии святии, их же корень и до тебе. Не обиди, царю, святых божиих церквей и честных монастырей, еже данное богови в наследие вечных благ, на память последнему роду. О сем убо святый великий пятый собор страшное запрещение положи... [6] И ныне молю тя и паки премолю, еже выше писах: внимай, господа ради, яко вся хрестианскаа царства снидошася в твое царство, по сем чаем царь царства, ему несть конца. Сия же писах ти любя и взывая и моля щедротами божиими, яко да премениши скупость на щедроты и немилосердие на милость: утеши плачущых и вопиющих день и нощь, избави обидимых из руки обидящых. Не обидите, рече господь, сих менших верующих в мя, ибо аггели их видят всегда в лице отца моего иже есть на небесех. Блажен, рече, разумеваяи на нища и убога в день лют избавить его господь; господь сохранит его, и живит й, и ублажит его на земли, и не предаст его в руки врагом; господь помощ ти. Да аще добро устроиши свое царство, будеши сын света и гражданин вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти. И ныне глаголю: блюди и внемли, благоче­стивый царю, яко вся хрестианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвер­тому не быти: уже твое хрестианьское царство инем не оста­нется по великому Богослову, а хрестианской церкви исполнися блаженного Давида глагол: Се покой мой в век века зде вселюся, яко изволих его. Святый Ипполит рече: Егда узрим обстоим Рим перскими вой и перси на нас с скифаны сходяшася на бран, тогда неблазнено познаем, яко той есть антихрист. Бог же мира и любви и долголетъства и здравия, молитвами пречистый богоматере и святых чюдотворьцев и всех святых, да исполнит твое державно царство.

Источник: Теория Москва - третий Рим. (Послание старца Елеазарова монастыря Филофея Василию III) [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв.  / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 65-68.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...