Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь педагогической науки с другими науками.




Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения её связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на её становление и развитие.

Явления воспитания изучает не только педагогика. Ими занимаются многие науки, например, философия и социология, психология, гигиена и т.д. Но, даже имея общим объектом исследования воспитание, все они изучают его со своих позиций, т.е. имеют свой предмет исследования. Человек живёт и развивается в определённой природной и соц. среде. Следовательно, науки, их изучающие, также имеют косвенное и даже прямое отношение к развитию и формированию личности. Эти науки для неё являются смежными.

1. Базовые науки. Фундамент педагогики – философия, и в частности та её часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспит. практике идеи различных философских систем. Философия разрабатывает понятие сущности человека. Педагогика изучает формирование сущности и духовного мира человека. Философия вооружает педагогику методом познания объективных законов развития и воспитания, помогает рассматривать пед. явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, находить и правильно разрешать противоречия сложного процесса формирования личности. В то же время педагогика обогащает философию обобщённым опытом воспитания, необходимым её для более широких обобщений по вопросам общественной жизни.

Педагогика органически связана с психологией. Обе науки изучают человека: психология – законы развития психики человека, педагогика – законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых – это целенаправленное изменение психики (мышления). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. У этих двух наук есть и общие методы (сравнение, псих. тесты, анкеты).

Педагогика тесно связана с физиологией. Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей – раскрывает особенности материально-энергетического развития ребёнка. Знание учителем биологических процессов развития младшего школьника, подростка и самого себя предупреждает от ошибок в организации пед. труда, определении нагрузок и т.д.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Т.к. обе науки выявляют основные тенденции развития тех или иных групп или слоёв населения, закономерности социализации и воспитания личности в различных соц. институтах. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании. Ни один из разделов педагогики не может развиваться без анализа соц. аспектов. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщённых результатов соц. исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают соц. институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий. Педагогика стремиться выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.

Анатомия, физиология, гигиена, психология человека и социология исследуют строение и развитие человеческого организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального и успешного физического и психич. развития, собственно – психологию человека, изучают его духовное развитие, социализацию индивида. Законы и закономерности, изучаемые этими науками, служат первоначальной базой и отправными источниковыми знаниями для исследования проблем собственно человека и его воспитания.

2. Естественные науки, изучающие мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике необходимый материал для исследования явлений воспитания. Сюда можно отнести астрономию, физику, химию, биологию, экологию, географию. Эти науки изучают природную среду и природные условия обитания человека как земного существа. Без знаний, добытых этими науками, невозможно организовать работу с детьми на научной основе, а всё будет сводиться лишь к обыденному уровню, уровню из личного опыта.

3. Математические и технические науки (мат. статистика, информатика, кибернетика, эргономика) обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской работы и организации собственно воспитательной работы. Они же дают значительный материал и для частных методик в качестве инструментария для построения самих этих пед. дисциплин.

4. Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях: философия, этика, эстетика, логика, филология, языкознание, литература, история, экономика, правоведение, религоведение и др. В пед. исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук. Этика даёт представления о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

5. Науки об искусстве – искусствознание со всеми его разделами: литературоведение, музыковедение, киноведение, театроведение и др. – дают богатый материал для пед. исследований прежде всего по эстетическому воспитанию, формированию у людей эстетических и нравств. ценностей. Этнография – наука о бытовых и культурных особенностях народов.

Существенные возможности развития пед. науки содержатся в перспективах интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные расстройства, инфекционные заболевания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед пед. наукой задачу разработать спец. систему обучения и воспитания для больных школьников, т.к. нельзя предъявлять одинаковые требования к больным и здоровым учащимся.

Экономика народного образования исследует уровень финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов уч. заведений, определяет оптимальное количество средств, необходимых для обучения ученика в школе.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1. творческое освоение научных идей синергитического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2. применение методов других наук – математического моделирования и проектирования, анкетирования и соц. опроса;

3. использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

4. объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем – организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5. разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности пед. явлений: диверсификация образования, пед. моделирование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...