Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Психологическое развитие ребенка раннего возраста




Развитие интеллектуальной сферы и мышления. Развитие собственно речевого слуха: различие, узнавание и опознавание гласных и согласных звуков. Развитие фонематического слуха как основа развития речи и мышления. Развитие зрительного, предметного и пространственного восприятия. Этапы развития пространственных представлений в онтогенезе: овладение пространством собственного теле, овладение пространством по отношению к телу, вербализация пространственных отношений, овладение пространством языка (когнитивный стиль). Развитие мотивационной сферы восприятия. Зависимость результатов восприятия от деятельности, организованной взрослым (апперцепция).

Этапы развития мышления в раннем возрасте. Обобщение как форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Связь первых общений и практической деятельности. Решение практических и проблемных задач. Роль взрослого становлении общений. Овладение речью как формой и орудием мышления. Роль мышления в развитии речи. Сравнение, как процесс сопоставления одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой.

Развитие интеллектуальной сферы в раннем возрасте. Развитие памяти.

Развитие деятельности и общения в раннем возрасте. Характеристика определяющих факторов психического развития в раннем возрасте: ситуативно – делового общения и предметной деятельности. Характер познавательных действий на первом году жизни. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Развитие исполнительской стороны предметно-манипулятивной деятельности: ориентировочно – исследовательские действия, неспецефические манипулятивные действия, специфические действия, культурно-фиксированные действия. Характеристика, значения, признаки неблагополучия.

Эмоциональное отношение к предметам: эмоциональная вовлеченность и разнообразие действий с предметами.

Признаки неблагополучия развития ребенка в ведущей деятельности возраста: недостаточность познавательной активности, отсутствие или сниженная любознательность ребенка, отсутствие или слабо проявляемое удовольствие от действий и результата, отрицательные эмоции по поводу деятельности или индефферентное отношение к ней, отсутствие настойчивости в деятельности, при вовлечении взрослого в совместную деятельность.

Характеристика ситуативно – делового общения ребенка раннего возраста АО взрослым: признаки наличия – отсутствия ситуативно – делового общения (включение предмета в общение с взрослым, предмет в центре внимания ребенка, обогащение средств общения, степень близости взрослого). Роль взрослогов организации и становлении ситуативано – делового общения. Негативные последствия несформированного ситуативно – делового общения: низкая речевая активность, отсутствие ориентации на оценку взрослого, трудность или невозможность согласования своих действий с действиями взрослых, отсутствие избирательности при выборе игрушек, действий, инициативности, чувствительности к воздействиям взрослого.

Изучение ведущих видов деятельности и ведущих форм общения ребенка раннего возраста.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии. Проявление отрицательных эмоций, эмоций страха как закономерный этап развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста. Неблагополучие в эмоциональной сфере. Появление и усиливание аутостимуляции, в поведении, генерализованные страхи. Эмоциональная депревация в раннем возрасте. Явления госпитализма.

Развитие мотивационной сферы.

Ключевые потребности возраста. Потребность в новых впечатлениях, потребность общения с взрослым. Роль взрослого в развитии потребности.

Формирование Я-концепции: внешний Я-образ, вербальный образ своего Я, осознание особенностей своего тела, физических возможностей, половая идентификация.

Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в поведении. Появление собственничества и элементов саморегуляции. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении. Негативизм и упрямство. Формирование чувства глобального самоуважения как фундаментальная потребность человека. Кризис трех лет.

 

Темы практических и семинарских занятий

Раздел 1. Общая характеристика психического развития

Тема 2. Закономерности психического развития

Семинар №1.

Вопросы для обсуждения:

1. Цели развития;

2. Понятия факторов психического развития;

3. Принципы психического развития;

4. Закономерности психического развития;

5. Особенности процесса развития детства.

Студенты изучают предложенную литературу и делают письменные выписки на 1-4 вопросы семинара. Пятый вопрос выполняется как задание для самостоятельной работы студентов к данной теме в форме реферата. На семинарском занятии студенты выступают с сообщениями по содержанию рефератов.

Темы рефератов:

1. Творческий характер развития ребенка;

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития ребенка;

3. Особая значимость сензитивных периодов развития ребенка;

4. Совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка;

5. Ведущая деятельность возраста и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка;

6. Зона ближайшего развития ребенка;

7. Амплификация детского развития;

8. Принцип единства аффекта и интеллекта в развитии ребенка;

9. Роль знаково-символических структур в развитии сознания ребенка;

10. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития;

11. Гетерохронность детского развития.

Формы отчетности: письменные выписки, реферат.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968.

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – №4.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1968.

4. Егорова, М.С. Развитие как предмет психогенетики / М.С. Егорова, Марютина Т.М. // Вопросы психологии. – 1992. – №5–6.

И др. литература по выбору студентов.

5. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учебное пособие / Ю.Н. Карандашев. – Минск, 1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Спб.: Питер, 2000.

7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981.

8. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка: Ранний и дошкольный возраст / А.А. Люблинская; АПН РСФСР. – М.: Акад. пед. наук, 1959.

9. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1998.

10. Петровский, А.В. Психология: учеб. для гуманит. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2009.

11. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1978. – №1.

12. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – №1.

13. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. М.: Академия, 2000.

14. Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРО – ЗНАК, 2003.

15. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М., 1989.

16. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – №4.

 

Раздел 2. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста в нормальных и нарушенных условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...