Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление и учет поступления основных средств




Учет ремонта основных средств

5. Выбытие основных средств.

6. Переоценка основных средств.

Основные средства: признание, оценка, классификация

Мето­дологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и других необоротных материальных активах определяются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» (П(С)БУ 7).

В соответствии с ним основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования в процессе произ­водства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он дольше года).

Объект основных средств - законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разного предназначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, руководство и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Объект основных средств признается активом, если суще­ствует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

Группа основных средств - совокупность однотипных по техническим характеристикам, предназначению и условиям использования необоротных материальных активов.

В зависимости от функционального назначения (характера участия в процессе производства) основные средства подразде­ляются на производственные и непроизводственные.

К производ­ственным относятся средства, которые принимают участие в сфере материального производства и обслуживают его. К непроизводственным относятся основные средства, кото­рые не участвуют прямо или косвенно в процессе производст­ва, а предназначены для целей непроизводственного потребле­ния, жилищного и социально-культурного обслуживания трудящихся (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и др.).

В зависимости от натурально-вещественного характера в соответствии с П(С)БУ 7 основные средства подразделяются на группы, соответствующие субсчетам к каждому счету необоротных активов.

По использованию основные средства подразделяются на дей­ствующие и недействующие (находящиеся в запасе и на консервации). Такое деление их в учете связано главным образом с использованием основных средств и исчислением амортизации.

В зависимости от принадлежности различают основные средства собственные, т.е. принадлежащие данному предпри­ятию, и арендованные, т.е. находящиеся во временном его поль­зовании.

Собственные основные средства учитываются на балансе предприятия (на счете 10 "Основные средства"), а арендованные, как принадлежащие другим хозяйствам, отражаются на заба­лансовом счете "Арендованные необоротные активы". Таким построением учета устраняется возможность преувеличения стоимости основных средств.

Рассмотренная экономическая классификация основных средств дополняется их учетом по видам, месту использования иди хранения, материально ответственным лицам. Этим обес­печивается контроль за сохранностью основных средств.

Важным условием правильной ор­ганизации учета основных средств является также единый при­нцип их оценки. Различают следующие виды оценки основных средств: первоначальную, переоцененную, остаточную, восстановительную и ликвидационную.

Первоначальная стоимость - историческая (фактическая себестоимость) необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов полученных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Изменение первоначальной стоимости основных средств до­пускается только в случаях:

- реконструкции, достройки, дооборудования, технического переоснащения и других видов улучшения основных средств, которые приводят к увеличению будущих экономиче­ских выгод от их использования;

- переоценки (индексации) балансовой стоимости основ­ных средств;

- частичной ликвидации соответствующих объектов.

Первоначальной стоимостью бесплатно полученных основ­ных средств, а также полученных в результате объединения предприятий, является их справедливая стоимость на дату по­лучения.

Под справедливой стоимостью понимают сумму, в результате которой может быть произведен обмен актива или оплата обязательств в результате операций между проинформированными, заинтересованными и независимыми сторонами.

Переоцененная стоимость - стоимость необоротных активов после их переоценки.

Первоначаль­ная стоимость основных средств за вычетом суммы износа на­зывается остаточной стоимостью.

В бухгалтерском балансе отдельными статьями показывают: первоначальную стоимость основных средств, сумму их износа и остаточную стоимость. В итог баланса основные средства включаются по остаточной их стоимости.

Под восстановительной стоимостью основных средств по­нимают стоимость их воспроизводства (сооружения, изготовле­ния, приобретения) в современных условиях, при современном уровне сложившихся цен, норм и расценок.

Восстановительная стоимость основных средств имеет боль­шое практическое значение, поскольку обеспечивает более ре­альное планирование новых капитальных инвестиций.

Ликвидационная стоимость - сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

Документальное оформление и учет поступления основных средств

Основные средства предприятий формируются в результате:

- капитальных инвестиций (сооружения, изготовления, приобретения);

- взноса учредителей в уставный капитал предприятия;

- в порядке безвозмездной передачи другими хозяйствами.

На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя пред­приятия, составляется акт приемки-передачи (внутреннего пе­ремещения) основных средств (ф. № 03-1), в котором указыва­ется первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилага­ется техническая документация, относящаяся к данному объекту.

Каждому объекту присваивается инвентарный номер, кото­рый наносится на сам объект (устойчивой краской, путем при­крепления металлического жетона с номером и т.п.) и в даль­нейшем проставляется во всех документах, которыми оформляется движение объекта, а также в инвентарной карточ­ке и инвентарных списках. Этим обеспечивается контроль за сохранностью основных средств.

На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (ф. № 03-6), являющаяся регистром аналитического учета. В карточке содержится наименование и номер объекта ос­новных средств, номер акта и дата приемки, первоначальная сто­имость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делаются отметки о проведенных ремонтах, перемещении и выбы­тии.

Для обеспечения сохранности инвентарные карточки регистрируются в специальных описях (ф. № 03-7), записи в которых осуществляют по классификационным группам ос­новных средств. Зарегистрированные в описи карточки хранят­ся в картотеке, где размещаются по классификационным группам и местам эксплуатации. Карточки на недействующие основные средства (в запасе, на консервации) помещаются отдельно.

По местам использования учет основных средств ведут в ин­вентарных списках (ф. № 03-9), в которых содержатся краткие сведения о каждом объекте, находящемся в эксплуатации.

Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех, из запаса в эксплуатацию и т.п.) оформляется актом приемки-пе­редачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № 03-1), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр акта пере­дается в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвен­тарной карточке и перемещения ее в картотеке по новому месту использования. На основании второго экземпляра акта сдатчиком делается отметка в инвентарном списке о выбытии объекта.

Синтетический учет основных средств, согласно Плану сче­тов, ведется на счете 10 "Основные средства", который предна­значен для учета наличия и движения, как собственных основ­ных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга).

По дебету счета 10 "Основные средства" отражают:

- поступление (приобретенных, созданных, бесплатно по­лученных) основных средств, зачисленных на баланс пред­приятия;

- суммы расходов, связанные с улучшением объекта (мо­дернизация, модификация, достройка, дооборудование, рекон­струкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих эко­номических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта;

- сумму дооценки стоимости объекта основных средств.

По кредиту счета 10 "Основные средства" отражают:

- выбытие основных средств в результате реализации, лик­видации, бесплатной передачи другим предприятиям;

- частичные ликвидации;

- сумму уценки стоимости основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется по каждому объекту в отдельности.

Для учета других необоротных материальных активов, кото­рые не входят в состав объектов, учитываемых на счете 10 "Ос­новные средства", планом счетом предусмотрен счет 11 "Прочие необоротные материальные активы.

При составлении баланса остатки счетов 10 "Основные средства" и 11 "Другие необоротные материальные активы" отражаются общей суммой по статье "Основные средства".

Приобретенные (созданные) основные средства зачисляют­ся на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Едини­цей учета основных средств является объект основных средств.

Первоначальная стоимость объекта основных средств со­стоит из следующих расходов:

- суммы, которые уплачивают поставщикам активов и под­рядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);

- регистрационные сборы, государственная пошлина и ана­логичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- суммы ввозной пошлины;

- суммы косвенных налогов в связи с приобретением (со­зданием) основных средств (если они не возмещаются пред­приятию);

- расходы по страхованию рисков доставки основных средств;

- расходы на установку, монтаж, наладку основных средств;

- другие расходы, непосредственно связанные с доведени­ем основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Для накопления первоначальной стоимости объекта основных средств до момента ввода его в эксплуатацию используют счет «Капитальные инвестиции». Под капитальными инвестициями понимают затраты предприятия на приобретение или создание основных средств, дру­гих необоротных материальных активов и нематериальных активов, а также затраты на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.

Синтетический учет затрат на капитальные инвестиции осу­ществляется на счете 15 "Капитальные инвестиции" по субсчетам:

151 "Капитальное строительство";

152 "Приобретение (изготовление) основных средств";

153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных ма­териальных активов";

154 "Приобретение (создание) нематериальных активов";

155 "Приобретение (выращивание) долгосрочных биологических активов".

По дебету счета 15 "Капитальные инвестиции" и его субсче­тов отражаются затраты на приобретение или создание мате­риальных и нематериальных необоротных активов, а по креди­ту — списание их в качестве первоначальной стоимости принятых в эксплуатацию объектов.

Аналитический учет капитальных инвестиций ведется по видам основных средств, другим материальным необоротным активам, нематериальным активам, а также по отдельным объектам капитальных вложений (инвентарным объектам).

На организацию учета капитальных инвестиций влияет спо­соб выполнения работ: подрядным способом (т. е. специализи­рованными организациями на договорных началах) или хозяй­ственным способом (т. е. силами и средствами самого предприятия).

При подрядном способе выполнения работ учет материаль­ных, трудовых и финансовых затрат на выполняемые работы осуществляет сам подрядчик. Предприятие-заказчик, в данном случае, осуществляет только учет затрат на капитальные инвес­тиции и ведет расчеты с подрядчиком за выполненные и при­нятые по актам работы. Исходя из этого, предприятие-застрой­щик на стоимость выполненных и принятых по актам строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете делает запись:

Д- т 15 – К- т 63.

Такой же записью оформляется стоимость приобретенных объектов основных средств, не требующих монтажа (свободно стоящие станки, транспортные средства, измерительные прибо­ры, производственный и хозяйственный инвентарь и др.).

Оборудование, требующее монтажа, учитывается в составе производственных запасов на счете 205 "Строительные матери­алы". При приобретении такого оборудования в бухгалтер­ском учете делают запись:

Д-т 205 "Строительные материалы";

К-т 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При передаче оборудования, требующего монтажа, на стро­ящиеся объекты в бухгалтерском учете делают запись:

Д-т 151 "Капитальное строительство";

К-т 205 "Строительные материалы".

Сумма налогового кредита по НДС, на которую предпри­ятие имеет право уменьшить налоговое обязательство, вклю­ченная в счета подрядных организаций при выполнении капи­тальных работ, поставщиков при приобретении основных средств, других необоротных материальных активов, нематери­альных активов, отражается записью:

Д-т 641 "Расчеты по налогам";

К-т 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При хозяйственном способе выполнения строительно-мон­тажных работ затраты на капитальные инвестиции предпри­ятие-застройщик отражает на дебете счета 15 "Капитальные инвестиции" в корреспонденции с кредитом следующих

счетов:

205 "Строительные материалы" (на стоимость израсходо­ванных строительных материалов и оборудования, переданно­го в монтаж на строящиеся объекты);

66 "Расчеты по оплате труда", 65 "Расчеты по страхованию" (на сумму заработной платы, начисленной рабочим, заня­тым на строительных работах, и отчислений на социальное страхование) и др.

По данным счета 15 "Капитальные инвестиции" исчисляют фактическую себестоимость законченных объектов строительства (реконструкции, модернизации, приобретения). Ввод в эк­сплуатацию каждого объекта оформляется Актом приемки-передачи основных средств (ф. № 03-1), служащего основанием для зачисления объекта в состав основных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...