Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации взрослым при общении с ребенком, пережившим экстремальную ситуацию




· дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

· создайте атмосферу безопасности.

· посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

· сведите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

· помогите ребенку выстроить жизненную перспективу.

· повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

· повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

· поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (по­могите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).

· нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

 

 

Психологическое консультирование и психотерапия являются неотъем­лемой частью процесса реабилитации детей и подростков, поскольку спо­собствуют достижению его основной цели посредством разрешения внутриличностных проблем, затрудняющих психологическую адаптацию детей, пострадавших в зоне локального военного конфликта.

Общим алгоритмом консультирования детей и подро­стков является следую­щая последовательность шагов:

· восстановление у ребенка/подростка позитивного самоотношения, доверия к миру;

· анализ проблем, возникающих после пережитой травмы

· постановка позитивной цели в виде описания желаемого разрешения проблемы и необходимого для этого поведения;

· построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);

· определение возможных ресурсов и союзников - тех, кто может по­мочь в достижении желаемого результата

· коррекция агрессивного поведения

· проработка рецидивов старого поведения, препятствующего достижению поставленной цели.

Психотерапия с детско-подростковым контингентом имеет свою специфику, существенно отличающую ее от психотерапии взрослых. Она заключается, прежде всего, в том, что для ее проведения предпочтительнее использование «деятельностных» методов (игротерапия, аниматерапия, арт-терапия, музыкотерапия, данстерапия и т.д.), поскольку эффективности «терапии словом» препятствует несформированный рефлексивный потен­циал. Поскольку детям может быть трудно говорить о той катастрофе, которая произошла, рекомендуется «проработать» психологиче­скую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направлен­ные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь пози­тивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. После проиг­рывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в своей роли.

К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтиче­ским эффектом.

При проведении консультационной и психотерапевтической работы с детьми, пострадавшими в зоне локального военного конфликта необ­ходимо учитывать высокую вероятность проявления различ­ных психогенных реакций, в частности:

· страха смерти и одиночества;

· ощущения потери стабильной жизненной ситуации;

· чувства вины;

· аутоагрессии;

· агрессии, направленная вовне, и т.д.

Подобные эмоциональные проявления следует рассматривать как ос­нову для построения работы на следующих этапах психотерапии и/или консультирования, поскольку они свидетельствуют о наличии у детей глубоких внутриличностных противоречий, требующих не только эмоциональной разрядки, но и разрешения.

Рекомендации при оказании психологической помощи ребенку, пережившему экстремальную ситуацию

 

1. Помощь в выражении скрытых переживаний события

2. Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог и в предупреждении их генерализации

3. Разрешение говорить и играть; разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций

4. Стимуляция выражения страха, гнева, печали и т.д. в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием

5. Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства мешают учебе

6. Поддержка в рассказах о снах, объяснения — почему бывают плохие сны

7. Помочь поделиться беспокойством, успокоить реальной информацией

8. Помощь в совладании с переживаниями с апелляцией к самоконтролю (например, сказав: "Наверное, это тяжело — чувствовать себя таким сердитым")

9. Помочь идентифицировать испы­танные во время события телесные ощущения

10. Предложение встреч с детьми и родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям — что они чувствуют

11. Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших

12. Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, чтоон делал в трудный момент (Каган)

Рекомендации родителям при общении с ребенком, пережившим экстремальную ситуацию

· Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обяза­тельно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.

· Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

· Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога,
беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: «Ты боишься, что...». Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.

· Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно.

· Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

· Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.

· Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в
игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п.

· Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дай­
те ему что-нибудь мягкое, например, подушку.

· Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.

· Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...