Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации




Таблица № 2

 

Возраст Навыки поведения
3-6 месяцев Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может поло­жить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квад­ратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных* верг тикальных и округлых линий.
2-3 года Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Ре­жет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года Обводит по контурам, копирует крест, воспроиз­водит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет Раскрашивает простые формы. Копирует за­главные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Ко­пирует квадрат, звезду.
5-6 лет Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к кар­тинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

 


Рис.1. Корковая проекция чувствительности и двигательной системы (по Пенфильду)

 

 

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений раз­вить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгла­сами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связан­ной с жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, разви­тие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сна­чала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее со­вершенствование речевых реакций стоит в прямой за­висимости от степени тренировки движений пальцев.

 

Рис. 2. Резонаторные полости речевого тракта при крике: 1 — твердое небо; 2 — небная занавеска; 3 — полость рта; 4 — глотка; 5 — надгортанник; 6 — полость гортани


Рис.. 3Строение речевого аппарата: 1 — твердое небо; 2 — небная занавеска; 3 — полость рта; 4 — глотка; 5 — надгортанник; 6 — полость гортани; 7- пищевод; 8-трахея; 9-язык; 10-правый бронх; 11- правое легкое; 12- диафрагма; 13-позвоночник; 14- спинной мозг.

Артикуляция звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений. Дви­гательная проекция органов речи находится в нижней части передней центральной извилины, процесс же ко­ординации движений осуществляется в двигательной речевой области Брока, расположенной в нижней части любой извилины.

В двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине более чем 1/3 площади зани­мает проекция кисти руки. Кроме того, проекция дви­жений кисти речевые зоны расположены в непосред­ственной близости. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук должна оказать большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребен­ка в электрофизиологическом исследовании было обна­ружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласо­ванная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой ру­ки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиле­ние согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой ру­ки вызвало такую же активизацию в правом полушарии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...