Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профиль развития слоговой структуры слов ребенка со стертой дизартрией




График № 5

Балл

условная норма

12 3 4 5 6 7 8 9 10

пробы; параметры обследования

Параметры обследования:

1) слоговая структура слов 1-3 классов;**

2) слоговая структура слов 4—6 классов;

3) слоговая структура слов 7—9 классов;

4) слоговая структура слов 10—13 классов;

слоговая структура слов повышенной слоговой
сложности; * Не считается нарушением, если ребенок не представляет себе значения

5) слова, не имеет данного слова в пассивном словаре. Оцени­вается слоговая структура слов, знакомых ребенку, если ребенок четко представляет себе значение этого слова,

" 13 классов слов по классификации А.К. Марковой.повторение разного типа слоговых рядов;

6) воспроизведение ритмических структур;

7) воспроизведение ритмического рисунка слов;

8) воспроизведение предложений со словами слож­ной слоговой структуры;

10) воспроизведение слоговой структуры слов при
ответах на вопросы.

На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определе­на в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемое™ движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отме­чают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при ка­ких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре.

Если опускается слог («сипед» — велосипед) или ре­дуцируется гласный звук («платенце» — полотенце), то это элизии (усечение).

Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеве­рации.

Если уподобляет слог другому («пепенье» — пе­ченье), то это антиципация.

Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» — трава), то это итера­ция.

Если слоги в слове меняются местами («ракатан» — таракан), то это перестановка слогов.

Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» — трактор пашет), то это контаминация.

Такой анализ результатов обследования поможет оп­ределить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так,- в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостйо. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекционных мероприятий.

Выводы

1. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается
только ударный слог, затем появляется первый пред­ударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению
входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой струк­туры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».

2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звукового состава слова прежде всего следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана
судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно,
слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный Слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной,
влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру сло­ва как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, предлагает четыре параметра слоговой структуры: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов и модель самого слога.

5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с со­стоянием фонематических и моторных возможностей
ребенка.

6. Недостаточность фонематического слуха у детей со стертой дизартрией тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка.

7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному даже в норме формируется слоговая структура. Одни дети раньше усваивают ритмическую структуру слова, у
других сначала появляются слова-корни.

8. Маркова выделяет тринадцать классов слов разной слоговой структуры.

9. У детей с преобладающей кинестетической чувствительностью раньше усваивается ритмическая структура слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью
раньше формируются слоговые контрасты.

10. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопроизношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем
многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.

11. Нарушения речевой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями.

12. У детей со стертой дизартрией определена высо­кая степень взаимозависимости между состоянием артикуляционной моторики, звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры и фонематическим слухом.

Учебные вопросы и задания

1.Какие этапы формирования слоговой структуры слова определяет А.Н. Гвоздев?

2.Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», в каком возрасте в основном формируется слоговая структура слов?

3. Каковы взгляды И.А Сикорского на процесс формирования слоговой структуры слов в онтогенезе?

4. В чем заключаются нарушения слоговой структу­ры, определяемые как элизия?

5. Какие типы слогов встречаются в русском языке?

6. Какими параметрами характеризуется слоговая структура слова?

7. Как называется нарушение слоговой структуры слова, проявляющееся в увеличении числа слогов в слове?

8. Как выражается нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР I, II, III, IV уровней развития?

9. Как объясняют Е.Н. Винарская и Г Богомазов тот факт, что встречаются две категории детей в норме: у первой — формируется раньше ритмическая структура слова («титити» — кирпичи), у другой — сначала появ­ляются слова-корни («ки» — кирпичи)?

10. Составьте альбом для обследования 13 классов слов, подобрав к каждому классу слов соответствующие картинки.

11. Обследуйте слоговую структуру слов у ребенка-дошкольника.

12. Составьте график — профиль сформированности слоговой структуры слова. Проанализируйте допущен­ные ребенком ошибки.

ГЛАВА VI

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...