Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Конфликтные ситуации, возникающие, при общении с местными жителями




К ак правило, возникают от того, что вольно или невольно мы как бы вторгаемся в «территорию» местного жителя – оленевода, пастуха, охотника и т.п. Это может быть и на территории поселка, деревни или же охотничьей заимки, лобаза.

Территория-это зона или пространство, которое человек расценивает как собственное. Это зона, существующая вокруг его имущества. Именно поэтому любая встреча на своей территории с чужаком (чужаками) да еще и с оружием вызывает у местного жителя напряженность и даже враждебность.

В тундре, тайге, горах или пустыне существуют свои неписанные законы, нарушение которых самый большой грех. В тайге местный охотник без особой необходимости не возьмет из лобаза другого охотника продукты, а если и возьмет, то напишет кто был и что взял. Если в охотничьей избушке использовал нарубленные дрова, то обязательно заготовить перед уходом столько же и даже больше. В тайге никогда не запирают охотничьи избушки на замок, а только подопрут колом дверь от зверья. Здесь всегда есть дрова, порох и дробь, продукты, табак, спички, медикаменты и любой человек, попавший в сложную ситуацию, может всем этим воспользоваться. Но потом обязательно найдет хозяина избушки, и возместит взятое. Но горе тому, кто пренебрег этим таежным законом – заберет все, оставит после себя только мусор, а то и сожжет избушку. Местные охотники хорошие следопыты, они быстро найдут грабителя и тогда разговор короткий…

При встрече местные жители обычно немногословны. Внимательно следят за мимикой чужих людей, их позами во время разговора. Не любят они слишком болтливых, хорошо чувствуют лживость, неискренность в поведении. Но зато если видят перед собой открытого, честного человека, то обязательно помогут и поделятся последним куском хлеба.

Большое значение имеет при случайных встречах мимика и жесты невольного собеседника – так называемое невербальное общение.

Любая беседа со случайным попутчиком или при встрече с охотником, оленеводом, пастухом, местным жителем слагается из многочисленных элементов, зависящих от

внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией. Не секрет, что в отдаленных от жилья таежных уголках можно встретить браконьера промышляющего на запрещенных к отстрелу диких животных используя при этом запрещенные способы охоты

– самострелы, замаскированные ямы-ловушки с острыми кольями на дне и т.п. Не менее неприятна и встреча со сбежавшим из колонии заключенным. При невозможности избежать контакта эта категория людей становится очень опасной. Терять им нечего, Часто побег связан с вооруженным нападением на охрану, поэтому терять им нечего, а вот добыть оружие, одежду и документы необходимо.

В горной местности и в пустынях первый контакт с незнакомым человеком, при всей внешней радушности, внутренне напряжен. Сказывается недоверие к незнакомцу (незнакомым людям) – кто они, откуда и каковы их цели…

Поэтому различные аспекты эффективного общения в подобных ситуациях могут быть использованы в виде следующих ориентирующих рекомендаций:

1. Готовясь к беседе, примите во внимание, что:

v сидящий человек обычно откровеннее стоящего,

2. Общаясь с человеком, осознавайте, что:

v люди нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят;

v чем меньше у партнера уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да около, пока решится и приступит к главному;

v с взволнованным и возбужденным человеком нет смысла говорить по-деловому;

v опасно поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл общения;

v "прикидываясь будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем истинно изысканную хитрость, поскольку облапошить человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас";

4. Рассчитывая получить какую-либо информацию, не забывайте, что:

· в ответе на фактическое утверждение человек сообщает больше сведений, чем отвечая на обычный вопрос;

· для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных;

· ошеломляя человека, иной раз удается получить довольно неожиданные материалы;

· перемежая своей фразой "не может быть" высказывания собеседника, вы провоцируете его на откровенность: "люди только тогда сообщают интересующие нас сведения, когда мы противоречим";

· если создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника, последний сам расскажет все, что знает;

· выслушивая эмоциональные слова и выражения, вникайте в их реальный смысл, а не оформление;

· у всех так называемых закрытых вопросов (т.е. требующих простых - "да" или " нет" - ответов), есть свойство нарушать ход мыслей говорящего, а потому предпочитайте им открытые вопросы;

· открытые вопросы хороши при положительном либо нейтральном отношении собеседника, когда вам требуются дополнительные сведения или необходимо прояснить реальные мотивы и позиции объекта; поскольку инициатива здесь передается тому с кем вы ведете беседу, следите, чтобы он не захватил контроль над ходом всей беседы.

4. Для сохранения нужной вам доброжелательности собеседника полезно знать, что:

· субъекта можно привести в хорошее расположение духа, пойдя ему на некие уступки, которые по существу заметно меньше, чем кажутся на первый взгляд;

· при всяком подходящем случае активно признавайте правоту партнера, что может быть полезно даже тогда, когда он в чем-то не прав;

· чем критичнее к себе вы отнесетесь при ошибке, тем более обезоруживается

· противник;

· учтивость обхождения не приуменьшит ясности ни просьбы, ни приказа, но явно воспрепятствует возникновению у собеседника подспудного сопротивления;

· весьма нехорошо на атмосферу делового разговора воздействует презрительное отметание аргументов собеседника без всякого желания понять их настоящий смысл;

· когда высказывается всецело неприемлемая для вас позиция, не стоит отвергать ее огульно, лучше сказать, что вам она пока что непонятна.

5. Выстраивая композицию контакта учитывают, что:

· в выборе тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие мышления собеседника и его психофизические особенности;

· беседу следует периодически перемежать обоснованными паузами, чтобы давать возможность передохнуть и закрепить достигнутое;

· умело расставляемые паузы иной раз могут оказать заметно большее влияние, чем общий поток слов;

· не очень приятные моменты и факты желательно чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть несомненно позитивными;

· по мере приближения к завершению, насыщенность контакта чаще всего рекомендуется повысить;

· желательно не допускать впечатления, что собеседник сдался или заметно отступил от собственных позиций.

6. Желая убедить собеседника в чем-то:

· старайтесь выявить у собеседника все пункты внутреннего колебания, или же те, где разыгрывается борьба мотивов, и именно на них сконцентрируйте свое воздействие;

· воздействуйте лишь теми аргументами, какие человек способен воспринять;

· не ограничивайтесь голым приведением фактов и доводов, а четко раскрывайте весь их смысл;

· сначала попытайтесь дать ответ на аргументы собеседника, а после уж высказывайте собственные доводы;

· всегда имейте про запас один хороший аргумент, на тот случай если объект в момент принятия решения вдруг станет колебаться;

· полезно придавать отдельным утверждениям форму нейтрального вопроса (иной раз риторического, а то и на обдумывание), тогда ваш собеседник не ощутит стороннего давления и связанного с ним глубинного контекста и сможет воспринять подобную подачу как собственное мнение;

· воздерживайтесь от вопросов, на которые собеседник может ответить "нет" (когда субъект публично сообщил о своем мнении, оно становится довольно стойким ко всем последующим атакам на него);

· склоняя человека на свою сторону, смотрите ему между глаз и представляйте именно ту реакцию, которую вы ожидаете от собеседника;

· не отступайте до тех пор, пока партнер неоднократно и отчетливо не повторит решительное "нет";

· отслеживайте невербальные реакции объекта, подстраивая собственное поведение к его психическому состоянию (так, если собеседник заинтересовался предлагаемой проблемой, он вынет сигарету изо рта или склонит голову набок;

7. В манипулировании фактами используют такие способы, как:

· замешивание клеветы на правде;

· подсовывание ложного факта или намека к сообщению о реальных событиях;

· отвлечение внимания от важных данных;

· подмена фактов эмоциями;

· выстраивание ложных выводов из верных фактов;

· ложные обобщения (общие выводы на частном факте);

· пренебрежение временными и логическими связями между фактами;

· использование многозначных слов;

· ложные ссылки на авторитеты;

· игра на самолюбии ("Как вы конечно знаете").

8. Чтобы рассеять решимость объекта и помешать ему принять нежелательное для вас решение, используют нетактичные приемы, такие как:

· насмешки, оскорбления, обвинения;

· демонстративное пренебрежение;

· сообщение чего-то неприятного;

· разыгрывание "непонимания";

· давление "нехваткой времени";

· ошеломление напором;

Когда по позе человека вам станет совершенно ясно, что он намеревается окончить разговор, берите инициативу в свои руки и первым предложите завершить контакт, поскольку это позволяет сохранить психологическое преимущество и ваш контроль над ситуацией.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.

При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других "сопроводителей" общения,

доводя свое восприятие до некоторой завершенности. Поэтомуиспытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

· конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

· спонтанно (непроизвольно).

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя - тремя из всех рождаемых внутри реакций.

Благодаря такой "утечке информации" при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.

Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание сего момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры.

Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.

Эмоциями человека повелевает правое из полушарий мозга, а логикой и речью - левое. Кроме того каждое из этих полушарий координирует свою всегда разноименную сторону тела. Поэтому: все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает - на левой.

Переживания, возникающие в душе какого-либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом, и происходит это следующим образом:.

Мимика лица. Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная

практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

· чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;

· кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

· улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;

· улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;

· улыбка без подъема нижних век - неискренность;

· улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

· *радость*: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

· *интерес*: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

· *счастье*: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

· *удивление*: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

· *отвращение*: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

· *презрение*, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

· *страх*: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее какраз и говорит об интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

· *гнев*: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы

· либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

· *стыд*: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

· *скорбь*: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные "игроки" пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.Как правило, людей обычно выдают:

· какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

· непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

· блестящий взгляд - горячка, возбуждение;

· остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;

· увеличение зрачков - ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов,

 

 

 

Рис 1. Выражения лица при различных эмоциях

 

· принятие чего-либо, но также и сильное страдание; употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина);

· сужение зрачков - накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина);

· непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

· блестящий взгляд - горячка, возбуждение;

· остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;

· - сумбурные движения зрачков - знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);

· усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза когда слушают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Но взгляд может иметь и следующую расшифровку:

· "отсутствующий взгляд" - сосредоточенное размышление;

· переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе;

· настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;

· отвод и опускание взгляда - стыд, обман; - взгляд сбоку - недоверие;

· взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали. Огромную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Так,например:

· руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;

· корпус подан вперед, руки на бедрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

· руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;

· закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

· высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;

· скрещенные конечности - скептическая защитная установка;

· нескрещенные конечности и расстегнутый куртка (пиджак) - установка доверия;

· наклон головы в сторону - пробуждение интереса;

· наклон головы вниз - отрицательное отношение;

· легкий отклон головы назад - знак агрессивности;

· закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак "отключения " от разговора;

· скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;

· частая перемена позирование, ерзанье, суетливость – внутреннее беспокойство, напряженность;

· сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);

· кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;

· руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены – перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с собеседником в кошки-мышки;

· поддерживание головы ладонью - скука;

· пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;

· подпирание большим пальцем подбородка - знак некоей критической оценки;

· выпускание дыма от сигареты вверх - положительный настрой, уверенность в себе;

· выпускание дыма от сигареты вниз - негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения. Жест сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест - свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

· активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

· чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

Однако, следует помнить, что при определении мыслей и эмоций собеседника следует отмечать лишь его непроизвольную жестикуляцию:

· демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;

· сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

· прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

· потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны собеседника;

· потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) озабоченность, смущение, неуверенность;

· поглаживание подбородка - момент принятия решения;

· суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание, троганье частей одежды) - настороженность, нервозность, смущение;

· пощипывание ладони - готовность к агрессии;

· покусывание ногтей - внутреннее беспокойство;

· собирание "ворсинок" с одежды - жест неодобрения;

· протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба подождать;

· гашение или откладывание сигареты - период максимального напряжения;

· слишком частое сбивание пепла с сигареты - тягостное внутреннее состояние, нервозность;

· наклон головы набок - пробуждение интереса;

· быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться;

· постоянное отбрасывание якобы "мешающих" волос со лба - беспокойство;

· явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо - ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как

· выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Интонации голоса. Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении к фактам, самочувствии, а нередко - и о темпераменте, о чертах характера).

Уловить эмоции объекта (гнев и печаль - легче, ревность и нервозность - сложнее) позволяет ТОН его голоса.

В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнера несколько меняется и голосовой ТЕМБР. Необходимо обращать внимание, как на СИЛУ, так и на ВЫСОТУ голоса:

· явно высокий - энтузиазм, радость, недоверие;

· высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты – гнев и страх;

· чрезмерно высокий, пронзительный - беспокойство;

· мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы - горе, печаль, усталость;

· форсирование звука - напряжение, обман.

К другим значительным невербальным звукам можно отнести:

· свист - неуверенность или опасение;

· несоответствующий моменту хохот - напряжение;

· неожиданные спазмы голоса - напряжение;

· постоянное покашливание - лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.

Не меньшее значение в общении имеют и особенности лексики т.е..анализ его связной речи (как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы (неуверенный или неверный подбор слов, обрывание фраз на полуслове, изменение слов, появление слов-паразитов, исчезновение пауз) которые могут многое сообщить о внутреннем психоэмоциональном состоянии человека. Так, например::

· быстрая речь - очевидная взволнованность или обеспокоенность чем-то, страстное желание убедить или уговорить кого-то, разговор о личных трудностях;

· медленная речь - высокомерие, усталость, угнетенное состояние, горе;

· прерывистая речь - неуверенность;

· появление особой "гладкости" речи - возбуждение;

· лаконичность и решительность речи - явная уверенность;

· заикание - напряженность или обман;

· нерешительность в подборе слов - неуверенность в себе или намерение внезапно удивить чем-то;

· появление речевых недостатков (повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове) - несомненное волнение, но иной раз и желание обмануть;

· опускание речевых пауз - напряжение;

· слишком удлиненные паузы - незаинтересованность или несогласие;

· появление в речи пауз, заполняемых словами-паразитами ("ну...", "так сказать"..., "э"...) - нерешительность и затруднение в выражении мысли, поиск выхода из положения;

· вклинивание в произносимое слово уменьшительно-ласкательных суффиксов ("ясненько") - эмоциональное или физическое напряжение;

· возрастание числа тривиальных наборов слов, проговариваемых быстрее чем обычно - эмоциональное возбуждение, напряжение;

· умолкание или скупость в словах - обида;

· постоянное прерывание других - напряжение;

· переход внутренней речи во внешнюю ("мысли вслух") – чрезмерное волнение.

Непроизвольные реакции, как правило,обычно плохо поддаются контролю и потому весьма информативны:

· покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;

· побеление лица - страх, признак виновности;

· расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;

· сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;

· усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) - тревога, страх, стыд, обман;

· снижение частоты пульса - повышенное внимание;

· быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;

· короткое дыхание через нос - злость;

· нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;

· пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда) - страх, обман;

· внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность;

· испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман;

· дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица) - внутреннее напряжение, страх, обман;

· частое моргание - возбуждение, обман;

· урчание в животе - страх (не всегда, разумеется);

· скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

Подобные реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели у женщин.
Внешнее состояние собеседника также может рассказать многое о его внутреннем психоэмоциональном состоянии, так:

Осознание своей силы (уверенность в себе) – это стабильная прямая поза дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут: сцепляться за спиной, располагаться на бедрах ("подбоченясь"), засовываться в карманы при оставлении больших пальцев

снаружи, активно демонстрировать тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс. Руки порой закладываются за голову либо соединяются концами пальцев при разведении ладоней. Глаза подчас почти прикрыты веками, так что смотреть

приходится при запрокинутой назад голове. Улыбка с приспущенными бровями. Решительность и лаконичность речи.

Осознание своей слабости (отсутствие уверенности в себе) – это чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо. Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями. Сомнения в подборе слов и прерываемая речь. Поспешность и готовность в выдаче информации, а также склонность обстоятельно и досконально аргументировать свои поползновения. Суетливость.

Воля к сопротивлению – выражена с редней громкостью голоса, твердым холодным тоном, четкой артикуляцией, медленным темпом и ритмичным течением речи, точной дикцией.

Внутреннее напряжение - это з ажатость в позах и движениях, стремление опереться или прислониться к чему-либо, скрещенные лодыжки у сидящего. Предельно сцепленные между собой руки, излишне частое сбивание пепла с горящей сигареты. Изменение тембра голоса, форсирование звука, внезапные спазмы гортани, скрип зубами, заикание, несоответствующий моменту хохот, постоянное перебивание других. Увеличение числа

шаблонных фраз, высказываемых быстрее, чем обычно, пренебрежение речевыми паузами, использование в речи слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами.

Усталость или угнетенность - т усклый и остекленелый взгляд, замедленная речь, мягкий и приглушенный голос, с падением интонации к концу отдельной фразы.

Враждебность - о тодвигание от партнера, сжимание кулаков при скрещенных руках, отклон всей головы назад и обрывание чужой речи. Пристальный или настойчивый взгляд в глаза с резко уменьшенными зрачками. В возможном варианте смотрят искоса при опущенных бровях, лоб нахмурен, уголки губ опущены.

Нервозность и неуверенность - с уетливость, частая перемена позы, чрезмерная жестикуляция, движения руки поперек тела (взять или поправить что-то), покусывание ногтей, отбрасывание "мешающих" волос со лба, усиленная мимика рта, закусывание губ. Высокий и пронзительный голос, быстрая речь, "высказывание мыслей вслух". Испарина, пот.

Хорошее настроение (положительные эмоции) - улыбка на лице, активная жестикуляция, расширенные зрачки, бодрое насвистывание какой-либо мелодии. Пускание дыма от сигареты вверх, общительность.

Плохое настроение отрицательные эмоции) - походка с волочением ног, заметно суженные зрачки, взгляд устремленный к земле. Пускание дыма от сигареты вниз, замедленная речь, угрюмое молчание, раздраженный голос. Придирки к совершенно безобидным словам и провоцирование на ссору, враждебность неконтактность.

А вот к микроколебаниям настроения как правило относятся автоматические реакции настроения собеседника, такие как неожиданно возникший раздрожитель (слово, постуок, ситуация) например,.:

Удовольствие, принятие - значительное расширение зрачков, активно расплывающаяся по лицу улыбка и мелодичный голос;

Н еудовольствие, отвержение - сужение зрачков, резкие удары ногой по земле или воздуху;

Заинтересованность - склонение головы набок, взгляд искоса, сопровождаемый при этом улыбкой или слегка приподнятыми бровями, вытаскивание сигареты изо рта;

Скука -смещение взгляда на соседствующие предметы и в потолок, сугубо механическое рисование чего-то на бумаге, сидящая со скрещенными ногами женщина вдруг начинает вяло покачивать ногой;

Смущение, стыд - закрытие, а также опускание и отведение глаз, покраснение (иной раз пятнами) лица, усиленный пульс крови, отслеживаемый в венах рук или артериях шеи, затруднения дыхания, испарина, пот;

*недоверие* - складывание рук на груди, почесывание пальцем спинки носа, отвод и возвращение взгляда назад;

Неодобрение и несогласие - покачивание головой из стороны в сторону, сбивание "ворсинок" с одежды, скрещивание рук на груди, растягивание речевых пауз;

Ложь - отводы взгляда в сторону и книзу, почесывание века пальцем и растирание ладонью затылка, прикрывание рта рукой в моменты речи, "бегающие глаза", частое моргание, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда), судорожные движения горла, проблемы с дыханием, усиленные пульсации крови, отмеченные в венах рук или артериях

шеи, испарина и пот, дрожь в мышцах тела (пальцах конечностей, фрагментах лица), возникновение в диалоге речевых недостатков вроде повтора слов или обрыва фраз на полуслове (перед обманом), форсирование громкости речи, а также заикание и покашливание;

Страх - заметно выраженное побледнение лица, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда), проявленное биение пульса в венах рук или артериях шеи, дрожь в пальцах рук и мышцах лица, " урчание" в животе, высокий голос, "бегающие глаза ";

Виновность - некие изменения в цвете лица (побледнение);

Злость (гнев) - сжатие кулаков, пощипывание ладони, "свирепое" раздавливание сигареты в пепельнице, пинание или грубое отбрасывание чего-либо, испарина и пот, значительное покраснение (иной раз пятнами) лица, короткое и шумное дыхание через нос;

Вероятность нападения - резкое побеление лица, внезапное сужение зрачков, оскаливание зубов.

Для получения максимума пользы от всякого контакта желательно уметь:

· определять по некоторым внешним признакам ход мысли собеседника;

· осознавать его эмоциональные состояния;

· ориентироваться в правдивости его высказываний;

· незаметно внедрять в его сознание и подсознание свои идеи.

Для получения требуемого эффекта приходится "подстраиваться" к собеседнику ритм речи должен быть ровным и подгоняться к частоте дыхания собеседника. Манера подачи слов (оттенки голоса и интонация) значительно важнее их общепринятого смысла;

Рис 2. Жесты руками

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...