Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль НДФЛ в формировании бюджета




 

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране подоходный налог (как он назывался раньше) занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности этого налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог, в основном, уплачивается в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней, прежде всего, целесообразно классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

При реализации межбюджетных отношений доходы подразделяются также на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами.

Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе, устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета.

В течение последнего десятилетия в нашей стране проводится реформирование местного самоуправления, в частности Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были установлены правоотношения, экономические основы местного самоуправления, а также перечень полномочий представительных органов муниципальных образований. На основании 131-ФЗ можно выделить ряд условий для успешного экономического функционирования муниципального образования:

наличие Положения о бюджетном процессе, строго соответствующего действующему законодательству и предусматривающее четкое распределение полномочий и ответственности между участниками бюджетного процесса на всех стадиях;

план комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

обеспеченность бюджета определенным уровнем доходов;

контроль над расходами бюджетов и обеспечением бюджетных обязательств муниципального образования.

Таким образом, бюджет муниципального образования должен укреплять их экономическую самостоятельность, активизировать хозяйственную деятельность, позволять им развивать социальную и общественную инфраструктуру на подведомственной территории, приумножать ее инвестиционную привлекательность, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов за счет сбалансированности доходной и расходной части. Формирование доходной части бюджетов муниципального образования практически полностью регламентируется законодательными актами федеральных и региональных органов власти, полномочия представительных органов муниципальных образований как, отмечалось выше, ограничены.

Расходы бюджета муниципального образования чаще всего превышают их доходную часть и сгруппированы по следующим разделам:

Общегосударственные вопросы.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Национальная экономика.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Охрана окружающей среды.

Образование.

Культура, кинематография и средства массовой информации.

Здравоохранение, культура и спорт.

Социальная политика.


 

Заключение

 

Налоговый кодекс РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает особенности исчисления и взимания налога с этих доходов. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Также важно знать какова основная роль НДФЛ в формировании бюджета. Этому поспособствует современное значение и основные элементы НДФЛ.


 

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 19.07.2000 в ред. 119-ФЗ от 17.06.2010. 654 с.

2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

.   Приказ МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 НК РФ.

.   Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М., 2008. 319 с.

.   Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц. Налоговый вестник, 2007. 67с.

.   Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2004. 720 с.

.   Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц. Практическое пособие. М. Экзамен, 2007. 159 с.

.   Налоговая система России учеб пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М. АКДИ экономика и жизнь, 2006. 387 с.

.   Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М. Финансы и статистика, 2008. 359 с.

.   Черник Д.Г. Применение налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц. Финансы 2008. 270 с.

.   Сашичев В.В. По пути уточнения, упрощения и прощения Налоговая политика и практика, 2007. 406 с.

.   Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. М. Налоговый вестник, 2006.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...