Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История государства и права новейшего времени




Новейшая государственно-правовая история соприкасается с современностью. Между новой и новейшей историей нет такого разрыва, как между античностью и средневековьем. Однако если карта мира в новое время поражала бедностью палитры, то в новейшее – большим разнообразием. С развалом колониальных империй число государств дошло до 186, когда начиналась Первая мировая война их было 60.

При этом процесс образования новых государств вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает более явственно, что грозит целостности многих государств. Во многих странах, особенно в новых молодых государствах, проявились самые разнообразные формы государства - начиная от правового государства до военных и военно-гражданских диктатур. Это говорит о противоречивости государственно-правовой системы.

Выделяют несколько направлений государственно-правового развития: эволюция государств «либеральной демократии», возникновение социалистической государственности, установление тоталитарных режимов, существование теологических форм правления.

В XX веке, особенно во второй его половине, государство в развитых странах все больше берет на себя ответственность за общественный прогресс. Одной из главных тенденций развития стало становление в них государства благоденствия. Это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Его идея долго пробивала себе дорогу. Раньше господствовало представление, что каждый должен сам о себе заботиться, не государство должно предоставлять помощь, а благотворительные частные организации. Со временем утвердилось понятие, что государство должно гарантировать человеку его права.

Становление государства благоденствия пришлось на 40 - 50-е годы, апогей развития - на 60-е - начало 70-х годов прошлого столетия. Были созданы государственные системы социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки инвалидам, сиротам, многодетным семьям. Государство взяло на себя организацию помощи гражданам, живущим ниже установленной во многих странах черты бедности. Составной частью государства благоденствия стала система государственного регулирования общественных отношений.

Каждая страна внесла свою специфику в данную форму государства. Но при всем многообразии его форм можно выделить два типа такого государства. Первый формировался под воздействием доктрины социал-демократии. Он отличался наибольшей развитостью систем социального обеспечения. Социал-демократы добивались, как правило, расширения прав трудящихся на производстве, установления более четкого взаимодействия профсоюзов и бизнеса. Второй тип государства благоденствия формировался при участии либеральных и консервативных партий, признавших необходимость государственного регулирования социальной и экономической жизни. Но они рассматривали государственное регулирование лишь как необходимое дополнение к частной инициативе. Они видели в социальной защите опасности ослабления творческой энергии индивидов, порождаемой конкуренцией. Этот тип государства благоденствия характерен для Германии, США. Его признаком является меньшая развитость систем социального обеспечения, но и меньшие налоги.

В середине 70-х годов XX в. государство благоденствия вступило в полосу своего кризиса. Безработица выросла до беспрецедентных размеров, рост реальной заработной платы прекратился, система социальной защиты стала работать с перебоями. Это поставило под сомнение саму способность государства благоденствия выполнять свои функции. Сформировалось мощное политическое движение, целью которого стал демонтаж государства благоденствия. Кризис государства благоденствия вовсе не стал преддверием его ликвидации, он лишь дал толчок к реалистической оценке его возможностей и назревшим либеральным реформам.

Либеральные реформы осуществлялись в двух направлениях. Во-первых, развивалась собственно демократия, она утверждалась в странах Западной Европы. Были ликвидированы последние из фашистских и авторитарных режимов. Все эти годы в странах Запада шел процесс расширения всеобщего избирательного права. Его утверждение укрепило принцип народовластия.

После войны наметилась тендёнция к росту влияния исполнительной власти за счет законодательной и судебной. Функции государства расширились. Причем основная их часть передавалась исполнительной власти. В непосредственном подчинении исполнительной власти находилась армия. Возросла роль разведки, контрразведки, всякого рода тайных спецслужб.

Появилась тенденция бюрократизации общества. Это явление в 70 - 80-е годы XX века создало основу для требования ограничения функций государства и обуздания произвола бюрократов. В ходе борьбы с бюрократизмом совершенствовался контроль над государственной службой - системой найма и продвижения госслужащих.

Изменялось государство - изменялось и право. Произошли структурные изменения в праве. Они повлияли на источниковую базу права. Хотя степень этого воздействия неодинакова для отдельных стран. В континентальной Европе по-прежнему доминирующим источником является закон и подзаконные акты. В странах англосаксонского права судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль. Здесь возросла роль законных и подзаконных актов. В странах континентальной ветви права важную роль стала играть судебная практика.

Обновление, которое произошло в праве в XX веке, затронуло как его форму, так и содержание, придало ему новые перспективы и возможности активно воздействовать на общественную жизнь. В новейшее время право в значительно больших объемах используется для решения новых проблем, обусловленных наличием информационного общества, новой усложнившейся экономики, поисками разрешения периодически возникающих социальных противоречий.

Наметилась межгосударственная унификация национальных норм права, обусловленная количественным и качественным расширением международных связей. При этом право сохраняет приверженность, как к достижениям мировой цивилизации, так и к собственному опыту, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики. Основные институты права развиваются в сторону их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, создания новых механизмов правового регулирования.

Процесс развития права в одних странах характеризовался высокой степенью правовой преемственности, в других он ознаменовался значительными реформами законодательства. Проявляя обновленческую тенденцию, право в новейшее время отличается большой приспособляемостью, гибкостью, способностью регулировать общественные отношения при разных формах правления и государственных режимах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...