Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Северо-западный федеральный округ (СЗФО) 16 глава




 

Интегрированные научно-образовательные и

производственно-инновационные структуры

 

Наиболее яркими примерами таких структур являются комплексы, созданные в инновационных вузах и в ряде отраслевых государственных научных центров.

Существующая в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) инновационно-инвестиционный комплекс позволяет осуществлять проекты в области трансфера технологий; организационно-методическое обеспечение участия СПбГПУ в работах по созданию региональной инновационной системы; информационную поддержку инновационной деятельности подразделений СПбГПУ; исследование проблем научного сопровождения инновационной деятельности в промышленности; выполнение заказных научных проектов области нано- и микросистемной техники.

Важную роль играет проведение мероприятий, способствующих стимулированию инновационной активности студентов, аспирантов и молодых ученых; освоению ими методологии инновационных научных исследований и опытно-конструкторских работ; коммерциализации своих разработок.

Одной из стратегических задач развития Российского государственного университета им. И.Канта является формирование инновационного парка как единого инфраструктурного комплекса, состоящего из объединённых под одной крышей лабораторий парка, инновационного инкубатора и выставочного центра. Предложенная схема является наиболее работоспособной для осуществления взаимодействия научно-исследовательских и коммерческих структур.

С целью подготовки высококвалифицированных специалистов на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и НПФ «Система-Сервис» создана интегрированная научно-образовательная и производственно-инновационная структура. Выпускники владеют методами современной теории автоматического управления, имеют теоретические знания и обладают практическими навыками создания и обслуживания систем управления газоперекачивающими агрегатами, газотурбинными двигателями, газотурбинными электростанциями и другим оборудованием.

Уникальный опыт интеграции науки, образования и внедрения инноваций в производство длительное время осуществляет ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» - Государственный научный центр Российской Федерации (ГНЦ РФ). Неотъемлемой частью созданной здесь системы является:

обучение студентов старших курсов в группах целевой интенсивной подготовки;

послевузовское обучение принятых на работу молодых специалистов, не прошедших обучение в группе целевой интенсивной подготовки;

стажировка молодых специалистов под руководством опытных высококвалифицированных сотрудников;

целевое обучение специалистов как по специальным программам в институте, так и на курсах повышения квалификации и семинарах во внешних организациях;

подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру;

подготовка рабочих.

Обучение слушателей проводится в группах целевой подготовки с целью приобретения ими дополнительных специальных знаний и профессиональных навыков, обеспечивающих ускоренную адаптацию и успешную работу в институте. Процесс обучения проходит параллельно с обучением в вузе. По истечении не менее полугода слушатели группы оформляются на работу в ЦНИИ по срочному договору в выбранное ими подразделение. Написание и защита дипломных работ осуществляется по темам, связанным с будущей работой. Обучающимся ежемесячно выплачивается стипендия в зависимости от успеваемости в размере 2500-3000 рублей. Для проведения занятий привлекаются ведущие ученые и специалисты ЦНИИ и наиболее опытные преподаватели из ведущих вузов. Набор слушателей для групп осуществляется на конкурсной основе из числа студентов ведущих технических вузов, закончивших три курса института.

 

III. Выводы

 

1. Потенциал научных и педагогических кадров в округе, в т.ч. потенциал молодых ученых, экспериментаторов и изобретателей в вузах, академических и отраслевых научных организациях, предпринимательском секторе и интегрированных научно-образовательных и производственно-инновационных структурах, характеризуется следующими данными:

возрастная структура работников высшей научной квалификации вузов СЗФО характеризуется преобладанием представителей средних и старших возрастных групп (40-69 лет - 64,2 %) относительно невысокой долей специалистов молодых возрастов (до 39 лет – 22,4%), что в целом указывает на старение кадров высшей школы, на нарушение преемственности и традиций в развитии научных школ;

в академической науке, которая по своей сути должна являться локомотивом всего научного развития региона, формируя его идеологическую, теоретическую и методологическую направленность, возрастная структура определяется как стареющая (89,7% докторов наук от 59 лет и старше), при этом докторов наук в возрасте до 39 лет практически нет – только 1 доктор из 100 академических докторов наук;

в сфере отраслевой науки возрастная структура научных сотрудников и работников высшей научной квалификации находится примерно в том же состоянии, что и её академический аналог. Только двое из каждых ста докторов наук в государственных научных организациях моложе 40 лет. Почти половина, 46,6%, докторов наук старше 65 лет;

кадровый потенциал молодых ученых в сфере научно-технических организаций предпринимательского сектора составляет 24,4%, что определяется более высокими доходами специалистов и широтой возможностей, предоставляемых бизнес-структурами;

наиболее перспективными и востребованными инновационной экономикой России являются интегрированные научно-образовательные и производственно-инновационные структуры, созданные в последние годы в инновационных вузах и в ряде отраслевых ГНЦ, обеспечивающие наиболее эффективную подготовку молодых ученых, экспериментаторов и изобретателей.

Индикаторами проявления интереса студенческой молодежи к научной, научно-технической и инновационной деятельности служат показатели участия студенческих проектов и работ в различного рода конкурсах и грантах, публикаций результатов исследований, выступлений с докладами на научных конференциях, участия в выставках, а также оформления охранных документов на объекты интеллектуальной собственности. Результаты проведенного анализа позволяют констатировать о недостаточном уровне интереса студентов высших учебных заведений к основным видам научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности и необходимости принятия на региональном и федеральном уровне дополнительных мер для стимулирования проявления этих интересов. При этом необходимо решать вопросы повышения престижа научной, образовательной и инновационной деятельности среди молодежи и повышения статуса ученого и педагога в обществе.

2. В пределах выделенных федеральным и региональными бюджетами средств на осуществление молодежной политики в СЗФО в рамках национального приоритетного проекта «Образование», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России», региональных целевых программ «Развитие науки, высшего и среднего профессионального образования» во всех субъектах СЗФО осуществляются мероприятия по поддержке молодежи и молодых ученых. Ежегодно проводятся молодежные научные школы, конференции, выставки, семинары, форумы, фестивали науки и творчества молодых ученых, аспирантов и студентов.

2.1. Поддержка молодых ученых во всех субъектах СЗФО включает:

реализацию региональных целевых программ, например, «Научная смена» и др., с разветвленной системой грантов, стипендий, субсидий. Однако, объем финансирования этих программ на сегодня, крайне низкий (за исключением Санкт-Петербурга);

ежегодные смотры-сессии аспирантов и молодых ученых по отраслям наук;

ежегодные межрегиональные научно-практические конференции «Молодые исследователи – регионам», проведение научных молодёжных школ;

научно-практические конференции и семинары для студентов и аспирантов по актуальным вопросам модернизации российского образования;

- межрегиональные предметные студенческие олимпиады;

- мероприятия по специальным разделам региональных целевых программ и конкурсам (например: в Архангельской области - «Привлечение молодежи к научно-техническому творчеству», «Молодые ученые Поморья», «Родина Ломоносова», «Развитие кадрового потенциала»).

2.2. Фактически во всех субъектах СЗФО сформированы региональные центры коллективного пользования научным оборудованием и обеспечен доступ к ним молодым учёным, в т.ч. в университетских научно-инновационных комплексах.

2.3. Во всех субъектах СЗФО заключены соглашения по мобильности студентов и молодых ученых (обмен и проведение стажировок) с ведущими вузами и научными центрами России, Европы, США и других стран.

2.4. Развиваются региональные программы содействия малому и среднему предпринимательству, а также программы по организации занятости молодежи.

2.5. В ряде регионов осуществляются нормативно-правовые и финансовые меры по оказанию государственной поддержки в решении жилищной проблемы семьям молодых ученых и специалистов. Фактически во всех субъектах СЗФО приняты соответствующие региональные законы о поддержке молодых учёных и специалистов путём предоставления им жилья, однако реально эта проблема остаётся одной из наиболее тяжёлой, в частности, в Республике Карелия в 2007 году предоставлено жильё только 4 молодым учёным, а в 2008 году – 3, при этом в 2009 году заявки поступили от 21 человека. В Республике Коми в 2007 году предоставлено молодым учёным 4 квартиры, а в 2008 – 2 квартиры. Остальными субъектами СЗФО информация по этому вопросу не предоставлена, что свидетельствует о недостаточности внимания к решению этой проблемы.

2.6. За последние годы на федеральном уровне приняты меры по усилению государственной поддержки молодых ученых, аспирантов, студентов, экспериментаторов, изобретателей в целях стимулирования повышения новаторской (инновационной) активности молодежи в современных экономических условиях.

Эти меры в субъектах СЗФО осуществляются в рамках приоритетного национального проекта «Образование», целевых программ развития вузовской, академической фундаментальной и отраслевой прикладной науки. Возросли объемы финансирования мероприятий по поддержке молодых ученых и специалистов за счет грантов и премий Президента Российской Федерации, программ Минобрнауки России, в том числе программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», средств Программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (УМНИК), ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», программ РАН и отраслевых академий, межрегиональных и международных конкурсов, научных школ и научно-практических конференций, симпозиумов, форумов студентов, аспирантов и молодых ученых.

За счет этих средств в Санкт-Петербурге и других субъектах СЗФО появились примеры создания научно-образовательных центров и интегрированных научно-образовательных производственно-инновационных структур, осуществляющих отбор, целевую интенсивную подготовку студентов, стажировку и трудоустройство после защиты дипломов по наиболее актуальным специальностям для инновационного развития российской науки и промышленности.

Однако приведенные выше материалы свидетельствуют, что эти меры пока еще не оказывают кардинального влияния на преодоление ряда негативных факторов: старение и увеличение среднего возраста ученых, потеря научно-педагогических кадров, в т.ч. из-за оттока наиболее одаренных за рубеж, острая нехватка специалистов по инновационным и высокотехнологичным направлениям деятельности, недостаточный уровень заработной платы молодых ученых и специалистов – новаторов, низкий уровень престижа научно-образовательной и инновационной деятельности среди молодежи, а также статуса ученого, педагога и высококвалифицированного специалиста в обществе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...