Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цепочки поставок, управление цепочками поставок (SCM)




Понятия, определения

  • Что такое «Цепочка Поставок» (Supply Chain)?

 

 

  • Что такое «Управление Цепочками Поставок» (Supply Chain Management)?

 

 

Сущностью понятия «цепочка поставок» является анализ всей цепочки, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и, затем, через систему продаж, попадает к конечному потребителю.

Современная система управления цепочками поставок известна как Supply Chain Management (SCM). Это термин в начале 1980-х годов предложили американские компании 12 Technologies и Arthur Andersen. Определение концепции SCM все еще не устоялось и имеет множество вариаций.

В США наиболее распространенным является определение SCM, данное Джеймсом Стоком и Дугласом Ламбертом в их книге «Стратегическое управление логистикой»:

«Управление цепочками поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».

Другие американцы – Роберт Б. Хэндфилд и Эрнест Л. Николс – считают SCM «интеграцией и управлением всеми организациями и видами деятельности, входящими в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью создания высокоэффективных систем формирования ценности, которые обеспечивали бы организациям-участникам существенное конкурентное преимущество».

В Европе с подачи Европейского сертификационного комитета (ECBL) и Европейской логистической ассоциации (ELA) трактуют SCM как «организацию, планирование, контроль и реализацию товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров, и далее через производство и распределение доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка».

По мере развития концепции из древа SCM вырастают новые терминологические ветки. Supply Сhain Сollaboration – совместная цепочка поставок. Или Supply Chain Event Management – система слежения за статусом заказа. В обиход профессионалов уже входит понятие Supply Network Management, где практически каждое звено – это отдельная цепь контрагентов.

Многие специалисты для простоты сводят определение SCM к формуле: «Нужный продукт в нужном месте в нужное время – с низкими издержками и высоким сервисом для клиента». При этом, очевидно, что речь идет не только о логистике. «SCM не просто задача о перемещении чего-то из пункта А в пункт В. Цель системы – создание ценности для организаций, участвующих в цепи поставок, с особым акцентом на конечном потребителе в этой цепи»,– пишут Роберт Хэндфилд и Эрнест Николс в своей книге «Реорганизация цепей поставок».

Особенности SCM

Особенности SCM:

  • Каждая компания вовлечена в одну или более цепочек поставок.
  • Цепочка поставок охватывает всю цепочку, от первого поставщика до конечного клиента
  • Может включать множество независимых организаций и их бизнес-процессы
  • Тесно связано с взаимоотношениями организации с клиентами и поставщиками (CRM, SRM)
  • Объединяет информационные потоки, связанные со спросом, сбытом, финансами, производством и т.д.

SCM с другими процессами: управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) и поставщиками(SRM).

Рис. 1

Идея концепции SCM состоит в том, что затраты на производство можно существенно сократить, если кардинально уменьшить складские запасы, а следовательно и издержки на них. Комплектующие при этом идут "в работу" "с колес" не скапливаясь на складах временного хранения, где они имеют тенденцию портиться и теряться. Подобный стиль работы требует повышенной ответственности всех работников и весьма качественной системы управления поставками в целом. Это привело к анализу всей системы поставок и, впоследствии, к созданию концепции управления цепочками поставок.

Распространение указанных выше "точных" технологий оказалось значительно меньше, чем первоначальный интерес к ним. И этому есть несколько весьма важных причин. Избежать ошибок в ассортименте, срывов сроков поставок очень трудно даже в условиях Японии и США, а каждый такой "сбой" приводит, в условиях "точных" технологий, к остановке производства. Поэтому приходится держать "горячий запас" в размере по меньшей мере разовой загрузки оборудования, что, в условиях крупных производств может оказаться довольно много. Поэтому не удается избежать кардинальной статьи затрат - капитальные вложения в складские помещения и оборудование, а ее то больше всего и хотелось "редуцировать". Однако в некоторых секторах производства, например таких, как малосерийная сборка, в том числе строительство данная технология весьма распространена, в частности в большинстве высокотехнологичных компаний, таких как Nortel, Xerox, HP, Honda, Toyota, Sony и многие другие. Для тех отраслей где она применяется характерна малая мощность обрабатывающих центров, как правило, многоцелевых, стабильные сборочные спецификации и технологические карты.

В GartnerGroup выделяют, следующие наиболее отраслевые области применения SCM в бизнесе:

· непрерывное производство (process, asset-intensive)

· производство на склад (discrete, make-to-stoсk)

· производство на заказ (discrete, make-to-order)

· сборка на заказ (discrete, assemble-to-order)

· розничная торговля (retail)

· сервис-ориентированный бизнес (service-intensive)

· дистрибуция (distribution).

SCM - продукт новой экономики. Изобретение интернета привело к появлению онлайн-цепочек. В них контрагенты больше не закупают, поставляют или планируют вслепую. Все видят друг друга в режиме реального времени, зная текущие возможности своих поставщиков и потребности своих заказчиков. Покупка тысячи костюмов на одном конце света может служить на другом руководством к действию для дистрибутора, швейной и прядильно-ткацкой фабрик, а также поставщиков исходного сырья. Происходит сквозная реакция на рыночные колебания.

В сочетании с хорошими прогнозами спроса это приводит бизнес к удивительным результатам. По оценкам Deloitte & louche, эффект от SCM подчас измеряется 75% увеличением оборачиваемости запасов, на столько же могут быть снижены расходы на логистику, а время планирования - и вовсе сведено к 5% от затрачиваемых прежде часов. Кроме того, резко повышается прозрачность грузопотоков.

Например, проследим процесс изготовления и продажи обыкновенной колы конечному портебителю. Процесс создания алюминиевой банки начинается с добычи бокситов и охватывает несколько переделов. Плавильная печь, горячий и холодные прокаты, цикл изготовления, склад, доставка - возможно, не полный перечень этапов, по прошествии которых банка оказывается под разливочной машиной производителя. К этому моменту на той же фабрике должна оказаться партия картонной упаковки (лесозаготовка - ЦБК). Для создания содержимого банки нужны экстракт (из жженого сахара, получаемого, в свою очередь, из кукурузы), сахар (свекольные поля - переработка) и т. д. После разливочной фабрики банка колы попадает к дистрибутору в распределительный центр, проходя еще один этап хранения и транспортировки. И только потом кола достигает магазина, чтобы оказаться в корзине потребителя.

За всем этим сложным движением сырья, комплектующих, товара, информации и денег стоят десятки контрагентов и месяцы работы. В каждом звене этой сложной цепи неизбежны потери - времени, ресурсов, денег. Это происходит, например, из-за лишнего времени хранения, нерациональной доставки, ожиданий, непрозрачности, разрозненного, а потому неточного планирования (мощностей, материалов, запасов готовой продукции) . SCM позволяет бороться с этим общими усилиями всех участников процесса.

Западные исследователи Джеймс Вумек и Дэниел Джонс утверждают, что организация работы супермаркета когда-то вдохновила Тайити Оно на изобретение системы "точно вовремя" (Just-In-Time), своеобразной прародительницы SCM. Неудивительно, что те немногие, кто проповедует идеи SCM в России, в заметной степени представлены компаниями от «ритейла».

В прошлом году торговый дом "Перекресток" разработал стратегию развития SCM и организовал в структуре компании новый департамент управления цепочками поставок. Сегодня у сети около \ тыс. поставщиков и 100 тыс. позиций по активной базе. Бизнес сети за прошлый год вырос на 75%. Число магазинов к концу этого года, по планам, должно увеличиться с нынешних 100 до 140, а объем продаж превысит $ 1 млрд. (сейчас он составляет около $764 млн.).





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.