Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономико-географическое и геополитическое положение Российской Федерации.




Экономико-географическое положение России.

Понятие «экономико-географическое положение» (э.г.п.) является одной из важнейших категорий экономической и социальной географии. В географическую науку данное понятие было внесено нашим соотечественником, экономико-географом Н. Н. Баранским. Он впервые дает научное определение и раскрывает экономическое значение явления. Под понятием «экономико-географическое положение» следует считать положение территории относительно внешних явлений (данности), которые лежат за ее пределами и имеют экономическое значение. Оценка э.г.п. территории России может включать следующие данности: соседское положение, отношение к морям и океанам, транспортное положение, положение относительно мировых центров развития, положение относительно очагов напряженности (см. табл.1)

таблица № 1.

Оценка экономико-географического положения России.

данность характеристика данности хозяйственное значение данности перспективы использования
соседское положение 1.Россия имеет общие государственные границы со странами СНГ. 2. Общность границ со странами Дальнего Зарубежья. 3. Соседи – это страны экономически развитые. 1. Установление внешних экономических связей (внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, создание совместных предприятий и др.) 2. 2. Создание единого экономического пространства. 3. 3. Создание международных экономических организаций. 1. Продолжить работы по формированию единого экономического пространства. 2. Активизация инвестиционной политики.
отношение к морям Мирового океана 1. Омывается морями трех океанов. 1. На приморских территориях страны формируется особый хозяйственный комплекс – морепромышленный,. 1.Освоение Мирового океана.
  2.Протяженная морская граница. 3. Россия – морская держава Для него характерны следующие отрасли специализации- судостроение и судоремонт, морской транспорт, внешнеэкономическая деятельность, морской промысел, переработка морепродуктов, рекреационное хозяйство. 2.Использование рекреационных ресурсов.
Транспортно-географическое положение 1. Развиты все виды транспорта. 2. Россия занимает транзитное положение. 3. Транспортные пути проходят в меридианальном и широтном направлениях 4. 1.Установление внешних экономических связей. 5. 2. Источник получения валютных поступлений. 3.Создаются дополнительные рабочие места. 1. Совершенствование и модернизация транспортной сети страны.
положение относительно центров развития 1. Близость к мировым центрам экономического развития (Европейский, Американский, Азиатский) 6. 1. Установление тесных экономических отношений со странами прилегающих регионов. 1. Изучение потребительских рынков регионов.
положение относительно очагов напряженности 1. Территория России приближена к регионам исламского фундаментализма. 7. 1. Происходит перераспределение финансовых ресурсов между гражданскими отраслями производства и отраслями ВПК.  

 

Геополитическое положение — это положение государства на земном шаре, обусловливающее характер его включения в систему международных отношений, роль и место в мировой политике, способы и специфику воздействия на международный климат в целом.

Особое географическое положение России предопределило и уникальность геополитического положения Российской Федерации. Занимая центральную часть Евразийского континента, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Ее одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в данных частях света. Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия благодаря этому владеет и уникальными возможностями для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы и жизнь планеты в целом.

Однако окружающий мир не пассивно созерцает присутствие государства, занимающего уникальное геополитическое положение. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур. Россия представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнутся с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства.
Каждый человек в передовых странах Запада потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем гражданин стран «третьего мира»... Отсюда становится понятна экономическая угроза, которая реализуется в никем не отмененной борьбе США, Западной Европы, Японии и Китая за естественные богатства России.

Существуют разные пути к естественным богатствам, находящимся в распоряжении суверенного государства. Условно их можно разделить на цивилизованные, осуществляемые на основе экономических договоренностей и в рамках международного права, и агрессивно-силовые с использованием вооруженных сил или иных силовых структур. В качестве примера можно привести такой факт.

Консорциум из пяти компаний Японии, США и стран Западной Европы, в числе которых крупнейшие японские торговые фирмы «Мицуи буссан» и «Мицубиси сиодзи», принял решение приступить к коммерческой реализации проекта освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. Таким образом, начинается реализация крупнейшего в Азии проекта освоения энергетических ресурсов с участием японских компаний общей стоимостью предположительно 1 триллион йен (около 10 млрд. долл.). К разработке энергоресурсов планируется приступить в 1997 году, а к производству нефти и газа — в 2001 году.

Примерами же другого пути присвоения естественных богатств суверенного государства служат если не все, то многие войны в истории человечества.
Геополитическое положение любого государства это не только раз и навсегда зафиксированный результат исторического развития, но и процесс, где активно проявляются обстоятельства места и времени. В этом смысле нельзя понять специфику геополитического положения страны, не учитывая особенности исторического прошлого и настоящего России.

Во-первых, геополитическое пространство не подарено судьбой, а приобретено Россией в результате длительной борьбы и ценой больших лишений. На протяжении всей истории она испытывала политический нажим с разных сторон и разного содержания, начиная с тихого проникновения «варягов» в экономическую и политическую структуру государства и кончая открытой военной агрессией.

Так, с 1055 по 1462 год история знает 245 нашествий на Русь, а также внешних столкновений. Из 537 лет, прошедших со времен Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года.

Подавляющее число войн выпало на период становления ее государственности, неустойчивое международное положение и «смутные времена».

Исторический отрезок с XIII по XV века, характеризующийся формированием российской государственности, ознаменован вынужденным участием России в 160 внешних войнах. В XVI веке войны против Речи Посполитой, Ливонии, Швеции и татарских ханов заняли 43 года. 48 лет воевала Россия в ХVII веке, 56 — в XVIII. По справедливому утверждению Ф. Нестерова, для России XIII-XVIII веков состояние мира было скорее исключением, а война — жестоким правилом.

Наполеоновское нашествие и Крымская война кровавыми шрамами обозначили XIX век. В XX веке Россия дважды подвергалась жестоким военным испытаниям. Сначала в 1918-1922 годах ее попытке создать новое общественное устройство энергично помешала гражданская война и международная интервенция.

В 1941-1945 годах Россия в составе Советского Союза стала единственной преградой, о которую разбилась волна гитлеровского порабощения народов. Тогда это признавали не только друзья России. Так У. Черчиль 27 сентября 1944 года заявил: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить, что именно русская армия выпустила кишки из германской машины». Между прочим, и великой державой Россия была признана после завершения борьбы за побережья Балтийского и Черного морей и в том числе за привлекающий взоры сегодня многострадальный Крым. За эти территории велись длительные и кровопролитные войны с Турцией, Францией, Англией, Германией. За исключением Турции, борьба шла с государствами, находящимися на значительном удалении от земли российской.

Западные страны и Турция в своем стремлении не допустить Россию к морям или оттеснить ее оттуда шли на любые жертвы — финансовые и человеческие. На Крымскую войну союзники потратили свыше 4 млрд. франков. Потери Англии, Франции и Сардинии только убитыми составили 120 тыс. человек, а если прибавить сюда искалеченных, то будет около 350 тыс. Вместе с турецкими общие потери союзников составили около 400 тыс. Это с 1853 по 1856 год и на ограниченном пространстве.

Эта высокая себестоимость военных кампаний говорит о большой стратегической цене для России ряда точек и районов и требует соответствующего отношения к военной политике не из-за «имперских амбиций» (в чем нередко упрекают Россию), а по причине безопасности. За четыре века территория России расширилась в 400 раз. Историки приравнивают выход русских землепроходцев к Тихому океану к подвигу Колумба.

В 1480 году население европейской России составляло 2 млн. человек (в 9 раз меньше населения Франции); в 1648 — 12 млн. человек; в 1880 году — 84 млн. человек (уже в 2,5 раза больше населения Франции); накануне первой мировой войны — 190 млн. человек. По мнению экспертов, если бы Россия миновала гражданскую войну и Великую Отечественную 1941-1945 годов, то к 1950 году ее население составило бы около 300 млн. человек (в границах бывшего СССР).

Во-вторых, начиная с 1917 года политическая история планеты была привязана к социальным процессам, происходящим в России. Осуществление крупномасштабного социального эксперимента по созданию принципиально новой общественной системы радикальным образом повлияло на характер политических отношений во всем мире. Надо отметить, что о чистоте международных условий эксперимента говорить не приходится. Многие государства самым активным образом вмешивались в дела России, пытаясь погреть руки у костра гражданской войны. Они забывали о цивилизованности и демократии, когда оказывались на российской земле и не только во время революционных потрясений. Так, по свидетельствам историков; «Ни в одной наполеоновской войне, за исключением Итальянской кампании 1796-1797 годов и завоевания Египта в 1798-1799 годах, войска не грабили так бесцеремонно и не опустошали так занятую местность кок в 1812 году в России».

Сам Наполеон 20 декабря 1812 года откровенно признался: «Война, которую я веду против России, есть война политическая: я ее вел без враждебного чувства. Я хотел бы Россию избавить от бедствий, которые она сама на себя навлекла».

Образование мировой системы социализма на базе СССР, ядром которого была Россия, обозначило раздел мира на два непримиримых лагеря. Противоречия между ними стали главным содержанием мировой политики и международного климата. И когда закончилась «холодная война», многие политики откровенно признались в том, что они приложили значительные усилия для того, чтобы "уничтожить коммунизм в России". Доказательством может служить откровенное признание бывшего президента США Дж. Буша: «Да, не сомневайтесь, крушение коммунизма не было чем-то само собой разумеющимся. Для этого потрудились решительное руководство президентов от обеих партий, включая таких республиканцев, как Ричард Никсон, Джеральд Форд и Рональд Рейган... И вот советский медведь, возможно, исчез, но в лесах еще остаются волки».

В-третьих, несмотря на то, что геополитический ландшафт после распада СССР, мировой системы социализма, Варшавского Договора радикально изменился, и Россия уступает СССР по многим параметрам, тем не менее внутренние процессы, происходящие на ее территории, привлекают внимание всего мира. Социальные и политические импульсы, исходящие от России, не остаются без бурного обсуждения мировой общественностью. Они отражаются на системе межгосударственных отношений, вынуждают государства корректировать свою политику по отношению к России.

Эксперты (отечественные и, особенно, зарубежные) вынуждены признать, что от характера развития событий в России (как ядерной державы, обладающей солидным экономическим потенциалом и огромными природными ресурсами) зависит судьба всего мира.

Однако большие пространственные размеры, многообразный и разноплановый характер соприкосновения с другими государствами и центрами международного влияния значительно затрудняют использование имеющихся средств для освоения (удержания) и использования пространства в национальных интересах.
Особенности геополитического положения Российской Федерации
Радикальные изменения после распада СССР, ликвидация мировой системы социализма и внутренняя нестабильность резко обострили проблему использования уникального пространства для реализации национальных задач.

Налицо острое противоречие между большим геополитическим масштабом, как существенным признаком «великой державы» и ограниченными возможностями в сохранении и управлении этим пространством.

Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют попытки других государств так влиять на развитие событий в постсоциалистических странах, и прежде всего в России, чтобы использовать ситуацию внутри государств для решения своих национальных задач.

Кроме того, возникновение и расширение конфликтообразующих зон вблизи границ России, динамизм политических процессов в ближнем зарубежье затрудняют не только адаптацию России к новым геополитическим реалиям, но и обеспечение безопасности ее традиционных интересов. Факты недружественного, некорректного отношения к России в последние годы свидетельствуют о сознательных попытках определенных сил использовать слабости геополитического положения России в своих целях. В настоящее время Россия окружена, образно говоря, тремя «санитарными кордонами», в определенной степени блокирующими реализацию ее геополитического потенциала.

Первый — это сформировавшиеся на противостоянии «империи» политические режимы в бывших союзных республиках. Видно не вооруженным взглядом стремление многих бывших «братьев» по Советскому Союзу и прежде всего Латвии, Литвы и Эстонии построить свою независимость на дистанцировании от России, опоре на спонсорство Запада и прежде всего США. Иллюстрацией антироссийской направленности политики стран Балтии является, например, множество «мелких уколов» обыденного характера, таких, как закрытие русских школ, языковая дискриминация, игра на противоречиях с другими государствами, например, Украина. Что же касается Украины, то она готова, судя по последним политическим шагам ее руководства, более тесно сотрудничать с Индонезией, США, Германией, а к России относится с настороженностью и недоверием, используя любой повод для того, чтобы побольше получить и поменьше заплатить за процедуру бракоразводного процесса. Проблема Черноморского флота — наглядный пример.

Второй «санитарный кордон» образуют бывшие страны социалистического содружества, сделавшие русофобию доктринальным принципом своих отношений с Россией. (Русофобия в обоих случаях выступает как плата за сохранение власти и повод заручиться покровительством более могущественных государств — США и т.др.).

Третий «санитарный кордон»образуют бывшие традиционные противники СССР, экстраполирующие претензии к нему на сегодняшнюю Россию. Следуя традиционной логике конкурентной борьбы времен «холодной войны», они объективно не заинтересованы в могуществе России, ее самостоятельности в геополитике. Этим объясняется и природа «неприязни» к России.

Реальность такова, что Российская Федерация стала объектом всех видов экспансии. Отчетливо просматриваются и цели экспансии — превратить Россию в сырьевой придаток Европы, Америки, Японии и сохранить ее как рынок дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы, как научно-технический и социально-экономический полигон.

Интенсификация разведывательной деятельности на территории России, исследование различных аспектов жизни российского общества со стороны иностранных организаций и служб, а также скрытое соперничество между ведущими государствами мира за влияние на Россию свидетельствуют о том, что геополитическое пространство, занимаемое ей, снова превращается в арену борьбы различных политических течений регионального и глобального масштаба.
Если Россия не проявит свою геополитическую активность и будет пассивно наблюдать за развитием событий, то подчиняясь законам геополитики, она может оказаться в нескольких качествах:

— буфера между соперничающими военно-политическими силами или союзника одной из мировых и региональных центров сил;

— пространства сведения счетов между враждующими группировками, постоянно дислоцирующимися за ее пределами и на время разборок устремляющимися на территорию России;

— резерва для пополнения материальных, интеллектуальных и военных ресурсов соперничающих сторон, которые по своему развитию и активности в международной жизни вырвались далеко вперед.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...