Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика деятельности




ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

 

Хоровое пение — один из видов коллективной исполни­тельской деятельности. Оно способствует развитию певче­ской культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению ми­ровоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно толь­ко при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное ис­полнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразитель­ности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки. По этому поводу неоднократно высказывала свое мнение Н.Л. Гродзенская: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях созна­тельное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения... работа над песней — не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, — это увлекательный процесс, в котором есть творческий эле­мент; это процесс, напоминающий настойчивое и посте­пенное восхождение на высоту. Учитель доводит до созна­ния детей, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать...»

Хоровое пение — наиболее доступная школьникам ис­полнительская деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возраст­ных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Успех работы учителя в решении задач общего музы­кального образования во многом зависит от того, насколь­ко глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет ор­ганизовать работу по освоению песенного материала.

Отношение учителя к вокально-хоровой деятельности на уроке музыки во многом сказывается на общих резуль­татах его работы. Так, уровень певческой культуры учащихся выше у тех учителей, которые в своей профессии ру­ководствуются тем, что «русский народ — народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество пре­красных песен, которые сопутствовали ему в труде, в горе и в радости. Пение, и в особенности хоровое, — один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь русской истории...» Сохранить сегодня певческие тра­диции без учителя музыки практически невозможно.

 

Особенности детского голоса

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие возможности школьников. Так, у шестилетнего ученика они невелики. Это обусловлено тем, что его певческий аппарат еще не сформирован. Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1соль1, фа1ля1. Поэтому в качестве ма­териала для пения на первых занятиях используются не­сложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры, как, например, рус­ская народная песня «Зайка», «Кукушка» Е. Тиличеевой (по­строенные на I—III ступенях фа-мажорной тональности) или «Зови, звонок!» Н. Долматова, «Доброй ночи» М. Ройтерштейна (в основе которых лежит нисходящая терция V—III ступеней до мажора).

Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяет­ся. В работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада (например, русская народная песня «Дроздок»), в основе которых лежат более сложные интервальные соотношения. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, нагляд­ных приемов, что способствует координации слуха и го­лоса, точному воспроизведению звуков по высоте. У вто­роклассников наиболее естественно голос звучит в диа­пазоне ми1— си1. Этот диапазон благоприятен прежде все­го для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще до­вольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует добиваться ненапряженного, легкого и светлого звучания. Развитие этих качеств рекомендуется именно в диапазоне ми1— си'. Затем нужно постепенно распространять их на более широкий диапазон. К концу второго года обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообраз­ной в зависимости от характера и содержания песни. Зву­чание голоса выравнивается в диапазоне ре'—ре2. У от­дельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, лл), но они, как правило, звучат неярко и напряженно. У некоторых ребят появляется красиво звучащее ми2.

С третьего года обучения звучание голоса выравнива­ется на всем диапазоне до1—ре2 (ми2). Часто наблюдаемые случаи раннего физического развития детей влекут за со­бой и более быстрое становление их голосового аппарата.

Сила голоса учащихся 7—10 лет не имеет широкой амп­литуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков тР и тР. Но эмоциональная отзывчивость, свойственная детям, позволяет при этом добиваться выразительности и яркости исполне­ния. Бесспорно, не на всем диапазоне возможно использо­вание всей палитры динамических красок, свойственных голосам школьников. Так, большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диа­пазона и тихого — на верхних. Лучшие качества голоса про­являются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим. Частое использование в произ­ведении низких или высоких звуков диапазона свиде­тельствует о неудобной тесситуре. Поэтому при определе­нии репертуара учителю важно учитывать эти положения.

У младших школьников происходит становление харак­терных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детс­ких голосов должны постоянно находиться в центре вни­мания учителя. У детей данного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо добиваться более ровного их звучания на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе (при примате мяг­кой атаки) положительно влияет на тембр, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носо­вой призвук и т.д.

У одиннадцатилетних подростков можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, груд­ное звучание. При правильном режиме работы голос по­степенно крепнет и расцветает.

В 12—13 лет певческий диапазон достигает обычно де­цимы (до'—ми2, фа2). Но на крайних звуках нужна боль­шая осторожность, поэтому лучше использовать их редко.

Трудность работы учителя с подростками связана с тем, что голос у ребят начинает ломаться, т.е. наступает мута­ция, переход детского голоса в голос взрослого. В после­дние десятилетия часто наблюдаются случаи, когда мута­ция начинается у мальчиков в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но про­текает он у них неодинаково. Поэтому педагог должен хо­рошо знать каждого ученика, следить за индивидуальны­ми изменениями голоса, предлагать ребятам петь в удоб­ном для них диапазоне.

У мальчиков при резкой форме мутации гортань быстро растет в длину. Голосовые связки делаются длиннее в пол­тора-два раза, звучащая зона постепенно переходит в малую октаву. Резкая форма мутации протекает тяжело, маль­чикам часто не хочется петь. Иногда из-за болезненных ощу­щений пение становится даже невозможным. При такой форме мутации приходится на время прекращать пение.

У девочек мутация выражена менее ярко, нет такого сильного роста гортани. Однако в их голосах исчезает звон­кость, появляется сипота, усталость. С мутацией связано понижение устойчивости нервной системы. Ослабевает нервно-мыщечная энергия не только гортани, но и всего певческого механизма. Все это требует неуклонного со­блюдения щадящего режима в занятиях.

В период мутации полезно предлагать школьникам играть на духовых музыкальных инструментах. Это обусловлено тем, что техника певческого дыхания аналогична технике дыхания в процессе игры на духовых инструментах, напри­мер на блокфлейте. Исполнение на духовых вступления или элементов сопровождения к песням позволит привлечь уча­щихся к исполнению музыки в период острой мутации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...