Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности процесса формирования орфографического навыка у младшего школьника.




Организация работы над словами с

Непроверяемыми написаниями

В начальной школе

 

 

Содержание. С.

Введение …………………………………………………………………………..2

 

Глава I. Теоретические основы организации работы

над словами с непроверяемыми написаниям …………………………….4

1.1. Особенности процесса формирования

орфографического навыка у младшего школьника…………………..4

1.2. Лингвистическая теория как основа школьного курса

орфографии……………………………………………………………….7

 

1.3. Принципы изучения орфографии в школе………………………...10

 

Глава II. Этапы усвоения слов с непроверяемыми написаниями… …...12

 

2.1 Предъявление слова………………………………………….…12

2.2 Работа над «слуховым» образом слова……………………….13

2.3 Запись слова с «окошком»……………………………………..14

2.4 Работа над зрительным образом слова………………………..15

2.5 Запись слова……………………………………………….……15

 

Глава III. Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями ………………………………………………18

3.1. Обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями….18

3.2. Анализ результатов усвоения написания слов с непроверяемым написанием…………………………………………………………………..…36

Заключение… ……………………………………………………………….…..41

Литература… ……………………………………………………………………42 Приложение… ……………………………………………………………….….44

 

 

Структура педагогического проекта

1. Вид проекта

2. Цель проекта

3. Задачи проекта

4. Участники проекта

5. Образовательная область

6. Актуальность темы

7. Предполагаемые результаты

8. Теоретическое обоснование проекта

9. Методика обследования

10. Входная диагностика

11. Направления работы, этапы, планирование

12. Описание работы

13. Отчёт по проекту (за счёт чего достигнуты положительные или отрицательные результаты)

14. Результат

1. Вид проекта: учебный

2. Цель проекта: способствовать усвоению слов с непроверяемым написанием посредствами различных видов деятельности.

3. Задачи проекта:

-раскрыть теоретические основы организации работы над словами с непроверяемыми написаниями;

- показать методику работы со словами с непроверяемыми написаниями;

- выделить и применить наиболее интересные приемы при работе с
непроверяемыми написаниями у учителей новаторов;

- подвести итоги своей работы и проанализировать результаты.

4. Участники проекта: учащиеся начальных классов, учитель начальных классов

5. Образовательная область: русский язык

6. Актуальность темы

Всем учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемой безударной гласной.

Непроверяемыми являются такие орфограммы, выбор которых определяется традицией письма. Слов с непроверяемыми в корне много. Усвоить их все очень сложно. И поэтому учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Причина такого положения заключается в неразработанности методики обучения непроверяемым написаниям, нет последовательной системы при употреблении дидактического материала, на котором следует проводить работу над написанием данного типа, нет научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть речью, ее письменной формой.

Данной проблемой занимались: Т. Попова «Слово о словарном слове». Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая написать орфограмму.

Г. В. Раицкая в своей работе «Работа над словарными словами» предлагает завести «тетрадь секретов», в специальном разделе которой записываются слова с непроверяемой безударной гласной.

П. С. Тоцкий в работе «Орфография без правил» рассказывает о системе рассчитанной на формирование орфографического навыка на основе многократного проговаривания.

Анализ работ показывает, что данная тема является актуальной и в настоящее время.

7. Предполагаемые результаты

· Теоретическое обоснование особенностей процесса формирования орфографического навыка у младшего школьника.

· Характеристика этапов усвоения слов с непроверяемыми написаниями.

· Определение видов и форм работынад усвоением слов с непроверяемыми написаниями.

8. Теоретическое обоснование проекта

Особенности процесса формирования орфографического навыка у младшего школьника.

Современная жизнь такова, что без постоянного обмена информацией, без использования новейших систем в коммуникации прогресс общества становится невозможным. В этих условиях возрастают требования к уровню владения всеми членами общества, как устной так и письменной речью.

Известно, что общение в письменной форме может быть затруднено, если не соблюдать орфографической норме. По определению А.В. Щербы «писать грамотно требует социальная порядочность». Грамотность учащихся вызывает тревогу у учителей, родителей, общественности. Учителя и методисты ищут причины сложившийся ситуации, чтобы устранять их. Данной проблемой занимается наука орфография.

Орфография – это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны орфография обращена к широким кругам пишущих и читающих, этим определяется её социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает её теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшее затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. Задача учителя начальных классов: помочь преодолеть ребенку эти трудности и заложить в нем предпосылки для успешного овладения грамотной письменной речью.

Говоря об обучении орфографии, всегда имеют в виду формирование орфографических навыков. Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Когда человек пишет письмо или книгу, он думает над содержанием того, о чем пишет, а не над орфографией каждого слова. Как говорят психологи, актуально осознается то, что «находится в светлой точке сознания» (А.А.Леонтьев), т.е. является целью деятельности. Далее А.А. Леонтьев пишет: «Понятие навыка в сущности двойственно: навык может рождаться «снизу» как результат подстройки или имитации или «сверху» как результат автоматизации и редукции умения».

Однако нельзя забывать о возможности становления навыка на чувственной, интуитивной основе. В одних и тех же условиях: в одном классе, у одного учителя, при примерном одинаковом уровне развития – дети достигают разных результатов. Разве можно отрицать так называемую природную грамотность некоторых учеников? Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз почувствовать его в движениях руки (прописать), чтобы никогда не допустить ошибок в этом слове. Два пути овладения навыками правописания давно описаны в литературе. Еще в прошлом столетии начались горячие споры между сторонниками грамматического и антиграммматического направления в методике обучения правописании. Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленскому, С.Ф. Жуйкову и др., а также известным ученым – методистам А.М. Пешковскому, А.Н. Гвоздеву, Н.С. Рождественскому и др.

Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слов. Было доказано, что успешное обучение правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой единицы. Орфография – это система правил о единообразном написании слов, призванная научить правильному, грамотному письму с соблюдением его норм. В наши дни, когда стремительно развивается наука и техника, когда возрастает поток информации, соблюдение нормативности речи, как важного средства общения, имеет особое значение. В этой связи правописание не только обеспечивает грамотность как необходимый признак речи, но и выполняет практическую задачу – развивает речевое сознание учащихся, является средством письменного общения.

Известно, что без опоры на речь нельзя вести работу по обучению орфографии, так как учащиеся от слушания переходят к говорению, от говорения – к чтению и от чтения – к письму. Известный психолог

Д.Н. Богоявленский писал, что «…работа над орфографией, как бы тщательно она ни проводилась, только тогда сможет привести к положительным результатам, когда она является составной частью работы над речью. Повышая культуру речи детей, мы способствуем поднятию их орфографической грамотности».

Орфографическая грамотность учащихся в школе достигается различными методическими приемами, зависящими от особенностей орфографии русского языка и учета различных типов памяти учащихся.

9. Методика обследования

Цель: диагностика сформированности грамотного письма правописания непроверяемых безударных гласных в словах. Вид: текущий, итоговый. Критерии:

Высокий уровень: - знает все буквы алфавита, знает правописание непроверяемых безударных гласных, правильно переносит слова, правильно обозначает ударение. Выше-среднего: - знает все буквы алфавита, знает правописание непроверяемых безударных гласных, правильно обозначает ударение, допускает ошибки в переносе слов. Средний: - знает все буквы алфавита, допускает ошибки в правописании безударных гласных в слове 1-2 ошибки, правильно обозначает ударение, допускает ошибки при переносе слов. Низкий: - знает все буквы алфавита, допускает ошибки на правописание непроверяемых гласных, допускает ошибки при переносе слов, неправильно обозначает ударение. Средства диагностики: словарный диктант.

10. Входная диагностика

В 2011 – 2012 учебном году в 1-ый класс пришли 25 детей с разноуровневой подготовкой:

- читающих – 8 человек;

- знающих все буквы – 10 человека;

- знающих от 5 -10 букв - 5 человек;

- незнающих ни одной буквы - 2 человека.

11. Направления работы, этапы, планирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...