Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и принципы региональной политики




Региональная экономика развивалась в основном как наука о размещении производства и формировании территориальных хозяйственных комплексов. В СССР прогрессивная идея единой организации народного хозяйства на всей территории страны, проявившаяся в плане ГОЭЛРО и проектах пятилетних планов, претерпела, в процессе реализации, существенную деформацию: вытеснению территориального принципа отраслевым. Ресурсы концентрировались в руках министерств, и это, разумеется, ограничивало возможности регионов.

В своем развитии региональная политика России прошла два этапа: "советский", на котором развитие регионов подчинялось размещению промышленности, и "переходный", сводящий ее задачи к сглаживанию межрайонных различий. Сегодня перед ней стоит задача перехода к третьему - «социально-рыночному» типу, выдвигающему на первый план задачи обустройства территории и развития инфраструктуры. Ныне центром притяжения стала концепция устойчивого развития. Ведущая роль регионов в экономической системе устойчивого развития реализуется через функции организации воспроизводства качественных ресурсов методами обустройства территории и развития инфраструктуры.

Необходимо новое обоснование региональной политики, направленное на задачи ее активизации, поиск новой роли региональной политики в управлении социально-экономическим развитием. Готовых ответов на эти вопросы мы не найдем и в западной экономической теории. Это не случайно: во-первых, ее развитие долгое время замыкалось на оппозицию "государство – фирма", и для "промежуточных" уровней, таких как регион и город, места в структуре этой теории просто не находилось. Не случайно тема региональной экономики практически исключена на Западе из стандартных учебников экономической теории. А отсюда всего один шаг до недооценки роли регионов и городов также и в экономической политике.

В этих условиях одним из главных направлений развития экономической науки должно стать введение в экономический анализ пространственного измерения. Речь идет об учете таких факторов, как географическая протяженность, различие условий и разнообразие структуры хозяйственной деятельности.

Эти процессы должны стать основой нового типа региональной политики, отвечающего условиям развитой социально-рыночной (а не либерально-переходной, как сейчас) экономики.

В качестве новых задач, стоящих перед региональной экономикой, можно предположить, что стране необходима новая государственная региональная политика — политика пространственного развития, адекватная существующей социально-экономической и политической ситуации не только в стране, но и в глобализующемся мире. Концептуальным основанием новой национальной политики пространственного развития России должны стать отказ от политики выравнивания уровня социально-экономического развития территорий (при сохранении принципа постепенного выравнивания бюджетной обеспеченности граждан РФ) и переход к политике поляризованного развития, опирающейся на опережающий рост нескольких базовых регионов.

На Всероссийской конференции, по стратегии регионального развития, прошедшей в Москве в феврале 2006 года по инициативе министерства регионального развития РФ и Совета Федерации, новой концепции регионального развития уделялось особое внимание. Были сформулированы новые принципы стратегии регионального развития:

Первый – нельзя смешивать региональную политику с обычной рутинной работой органов власти всех уровней: улицы по прежнему необходимо убирать, в школах должны быть учителя, а в больницах – врачи и санитарки. Стратегия регионального развития не имеет ничего общего и с межбюджетными отношениями. Это стратегические программы, которые идут в дополнение к обычной работе и направлены на раскрытие тех или иных экономических потенциалов регионов.

Второй – по своей природе стратегия регионального развития является и территориальной, и межотраслевой. Последние 15 лет европейские страны практикуют территориальный принцип региональной политики, что позволяет полноценно и комплексно развивать территорию, регион, а не отдельный сектор экономики.

Это предполагает учет потребностей населения, государства, отдельных предприятий и создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам.

Третий. Безусловно, ненормально, когда различные регионы страны существенно отличаются по своему социально-экономическому развитию и финансовое выравнивание регионов с помощью трансфертов, субсидий необходимо. Однако мировой опыт показывает, что принцип всем сестрам по серьгам применительно к идеям регионального развития оказывается неэффективным. Практически у каждого региона, даже самого депрессивного, есть свои потенциальные точки роста. Их необходимо увидеть и бросить на их развитие все силы и средства.

Для финансирования проектов регионального развития необходимо иметь единый неделимый фонд (вопросы повышения производительности труда и социального развития территории должны решаться в связке). Такой фонд должен создаваться на принципах софинансирования и дополнительности (к тому, что делается с помощью обычных бюджетных ассигнований). Проект не должен быть простым (типа строительства дороги), он должен быть многоплановым, включая вопросы инвестирования в подготовку качественных трудовых ресурсов.

Еще одно важное наблюдение европейских специалистов: у такого уникального проекта должен быть единый уникальный руководитель.

Для российских экспертов принципиально важным является вопрос: на кого все-таки должна быть направлена политика регионального развития – на отстающие регионы или же на «локомативы»? И многие от своих зарубежных коллег услышали то, что надеялись услышать. Справедливое распределение благ, прямое повышение благосостояния людей не являются целью региональной политики. Для этого существуют программы адресной помощи. Политика же регионального развития, подчеркивают зарубежные эксперты, направлена на повышение производительности, на то, чтобы дать людям возможность внести больший вклад в развитие страны в целом. А повышение личного благосостояния людей – это уже естественная производная.

С таким подходом соглашаются и многие российские эксперты. По мнению Сергея Артоболевского (Институт географии), «региональная политика обязательно базируется на дискриминации некоторых регионов», необходимо определить «полюса роста» на разных территориальных уровнях и направлять усилия в первую очередь на их развитие.

Эти базовые или опорные регионы должны стать центрами инновационного развития страны, они же призваны демонстрировать новый тип экономического и социального роста для других территорий.

В глобальном мире на устойчивое экономическое развитие могут претендовать те территории, которые обладают кластерами – географически локализированной совокупностью взаимосвязанных между собой компаний и институтов, совместно обеспечивающих глобальную конкурентоспособность региона. В большинстве стран кластеры выявляются и учитываются через так называемые коэффициенты локализации или межотраслевые балансы, балансы инновационных обменов и т.п.

Поскольку описываемые события в России только возникают, сохраняются положения, свойственные традиционному подходу к региональной экономике.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ:

- конституционность;

- верховенство конституции РФ и федеральных законов;

- равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

- недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ;

- согласование интересов РФ и интересов субъектов РФ;

- добровольность заключения договоров, соглашений;

- обеспеченность ресурсами;

- гласность заключения договоров, соглашений.

Задачи изучения курса:

-изучение региональных проблем,

-поиск способов решения проблем регионального развития,

-содействие социально-экономическому развитию региона.

Политико-правовой основой формирования и функционирования регионов РФ является:

Конституция РФ, принятая 01.12.1993г.; Конституционные законы; Федеральные законы; Указы президента; Акты палат Федерального Собрания; Постановления Правительства; Акты министерств, ведомств; Договоры между центром и регионами.

Федерализм не случайно называют формой «территориальной демократии»: он открывает возможности региональной самостоятельности и инициативы, позволяет предметно анализировать и решать внутрирегиональные проблемы, создает своеобразную систему «сдержек и противовесов» федеральных и региональных властей.

В тоже время реализация принципов федерализма в практике государственного управления — дело исключительно сложное, посколькуцентральная власть вынуждена признавать самостоятельность региональныхвластей по многим вопросам, а региональная — должна самостоятельно действовать только в коридоре возможностей, установленных центром. При этом и у центра, и у регионов имеются свои исключительные предметы ведения, свои собственность, финансовые ресурсы и, естественно, свои интересы, что порождает множество трудноразрешимых коллизий. Может быть, именно поэтому только 25 государств мира называют себя федерациями.

Особенности федеративных отношений сложившихся в России в последние годы, существенно корректируют представления о сути и проблемах разработки государственной региональной политики. Нормативное ее определение в Российской Федерации отсутствует, (а имеющиеся толкования весьма противоречивы.

Лексин В.Н. в своей работе «Федеративная Россия и ее региональная политика»[2] трактует государственную региональную политику в широком, концептуально-содержательном смысле как разработку и реализацию федеральными, региональными и местными органами власти парадигмы целенаправленных изменений структуры и параметров территориальной организации общества, способствующих установлению баланса между размещением экономики и системой расселения и тем самым расширяющих возможности экономически оправданного и социально приемлемого функционирования регионов, городов и сел России.

В более узком, конкретно-деятельном постном смысле государственную региональную политику предлагается трактовать как установление порядка обоснования, принятия и реализации мер политического, административного, финансового и иного воздействия: (а) на социальные, демографические, инфраструктурные и другие параметры региональных ситуаций, которые требуют корректировки со стороны государственной власти; (б) на причины и следствия региональных проблем, решение которых признается общественно значимым и приоритетным.

Как бы ни трактовали понятие «государственная региональная политика», применить его можно только к тому, что основывается на концептуально выверенной структуре целей, на учете реальных интересов властей, населения и бизнеса на четких представлениях о ресурсных возможностях и политических, социальных и экономических последствиях принимаемых решений.

Выдвинутые В. Н. Лексиным более пятнадцати лет назад и развитые в последующих публикациях положения о причинах и последствиях процессов территориальной дифференциации демографического, социального и экономического потенциала России, а также о значимости этих процессов не столько для регионального, сколько для муниципального (точнее — поселенческого) уровня находят полное подтверждение во всех регионах России. Аномально дисперсные, мелкоареальные, точечные проявления экономической и социальной активности становятся устойчивой тенденцией, а пресловутые «точки роста» (призванные стать «локомотивами» развития сопредельных и отдаленных территорий) преимущественно воспроизводят его в пределах городской черты. В этих условиях крайне актуально обоснование действительно необходимых стране и ее регионам точек локализации государственной региональной политики.

Географические и иные объективные обстоятельства вряд ли позволят в обозримом будущем сделать российское пространство равномерно обжитым и хозяйственно гомогенным. Но это и не обязательно для стран с обширными арктическими или пустынными территориями, огромными зонами дискомфортного проживания, неустойчивого земледелия и т. п. Политика «равномерного размещения производительных сил» в СССР ушла в небытие одновременно с исчезновением

союзного государства, а рыночно-экономическое территориальное развитие никогда на ней не основывалось. Поэтому проблема территориальных дифференциаций остается крайне острой именно для постсоветской России, где рыночные преобразования осуществляются в пространстве, сложившемся в результате проведения указанной политики в течение нескольких десятилетий.

При анализе объективных обстоятельств, формирующих особые условия, предпосылки и ограничения развития современной России, а, следовательно, и содержание ее региональной политики, автор рекомендует иметь в виду точечную концентрацию экономического и социального потенциала страны в сотне так называемых «региональных столиц» (административных центров субъектов Федерации) и крупнейших городов. Это явление не имеет аналогов в развитых странах. Автор отмечает и отчетливую политическую окраску «регионально-столичной» проблемы. В книге показано, что де-факто в пространстве федеративной России многое определяют несколько десятков «региональных столиц» и крупнейших городов.

 


[1] Указание к СРС: выберите наиболее точное определение региональной экономики

[2] Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика//Вопросы экономики.-2009.-№1.-с.152-154.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...