Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретико-методологические подходы в исследовании семейных отношений.




Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества

Возникновение семьи обусловлено биол. и социокульт. причинами. Из биол. причин особая роль принадлежит половому инстинкту. Социокультурные – стремление к упорядочению половых инстинктов.

Постепенно вырабатывались соц. нормы, с помощью к-рых происходило регулирование половых отношений между мужчиной и жениной, что привело к появлению института брака.

На характер брака существенное влияние оказывают мифология и религия.

По Фрейду, в основе появления семьи т.н. «гаремная семья» (люди в прошлом собирались в стада или орды, у которых был лидер или вождь, одной из функций которого был контроль сексуальных отношений).

В наст. время наука располагает достоверной инф-ией о характере сем. отн-ий в развитии общества.

Осн. причина развития брачно-сем. отн-ий в истории общества – потребности рода в жизненно сильном потомстве (для выживания рода и развития производственной деятельности.

Изменение семьи эволюционировало от:

Промискуитет – ничем не ограниченные отношения между полами, характерные для самого низшего функционирования общества.

Следующий этап – эндогамия (добрачная форма сожительства между полами внутри общности, неограниченная социальными предписаниями).

Экзогамия – соц.-регулируемая форма отн-ий между полами с ограничением секс. связей м/у родственниками. Закрепление экзогамии обсловлено переходом человечества т инстинктивно-биол. к социально-культ. типу жизни. Важный фактор закрепления экзогамии – рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где распространены жесткие соц. табу.

3 эпохи развития семьи: дикость, варварство, цивилизация

Дикость. На ранних ступенях общ.развития – характерна беспорядочная половая жизнь. С появлением родов возник групповой брак (дуально-родовой) – мужчины обладали правом на супр. отн-ия со всеми женщинами другого рода. Воспитание детей осуществлялось всем родом.

Парный брак (на смену групповому) - избирательность и длительность отношений м/у мужчиной и женщиной внутри рода. Первонач. основа парного брака – лишь секс. отношения. Функции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются внутри рода. Установление отцовства в таком браке невозможно.

Был распространен матриархат (возник с осн. ф-цией продолжения рода – мужчины погибали на охоте).

По мере развития развития земледелия и роста производительного труда, дальнейшее становление семьи происходит в направлении укрепления хозяйственной самостоятельности.

Появляется возможность родителям заниматься воспитанием детей, возрастает стабильность секс. отношений, к-рая и привела к возникновению моногамии. Половая доминанта усилила роль мужчины как кормильца семи и возросла ответственность.

Стабильность брачных отношений обеспечила надежность установления отцовства. Возрос патриархат – форма организации родств. отн-ий по отцовской линии, к-рая привела к установлению отн-ий неравенства супругов по типу подчинения матери или жены.

Развитие отношений и частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных отношений. В рамках патриархата – м.б. 2 типа семьи (моногамия и полигамия).

На низших ступенях развития общества – полиандрия (многомужество) – тип семьи, ядро к-рой - женщина, к-рая занимает более высокое положение чем мужчина (из-за многочисл. потерь мужчин). Характерны - кровно-родственные отношения, зависимость жены от мужа, детей от родителей. Такой брак внешне устойчив, может состоять из нескольких поколений. Приветствовалась многодетность.

Патриархальнальный тип был связан с наследственным правом и властью отца, а не мужем. Задача жены – рождение детей, требовалось соблюдение супр.верности. Т.к. материнство очевидно, мужчины налагали много санкций.

Трансформация структуры и типа семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу в связи с развитием индустрии, процессами миграции и возникновением индивидуального родительства.

В кодексе вавилонского царя Хамураби провозглашена моногамия, но также было закреплено неравенство между мужчиной и женщиной. Состав семьи был ограничен. От жены требовалась строжайшая супружеская верность. мужчине разрешалочь брать наложниц.

Варварство. Время жесткой моногамии. Если рождалось нездоровое потомство – убивали.

 

Голод С.И. выделил 3 типа семей:

а) патриархальный (традиционный). Жёсткой половая субординация, отношения доминирования, авторитет мужчины или отца. Дети полностью подчиняются родителям. Преобладает авторитарная система воспитания.

б) детоцентрический (современный). Приоритет воспит.функции. Относительное равноправие супругов, высокая близость отношений родителей к детям.

в) супружеский (постсоветский). Возник в последние лет 10. На первом плане – забота супругов друг о друге, их интимные отношения, личностные отношения. Цель воспитания детей отходит на второй план, часто детей нет (можно вспомнить чайлдфри).


Основные теоретико-методологические подходы в исследовании семейных отношений.

Семейные отношения – сложный социально-психологический феномен, включающий в себя индивидуальные, коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм.

 

Эволюционизм (Баховен, Mак-Леннан). Согласно этому подходу, сем. отношения развиваются в прогрессивном направлении, подчеркивается их соц. обусловленность, истор. предопределенность. Подчеркивает идею изменчивости форм брака. Эволюционизм боролся с идеей изначальной данности патриархальной семьи.

Осн.положения эволюционизма:

1) счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу.

2) на первичной ступени пол.отношений господствует свобода брачных отношений

3) эволюция брака состояла в постепенном ограничении свобды половой жизни.

4) переход от группового брака к индивидуальному

Функциональный подход – семейные отношения производны от образа жизни семьи и сем. уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник – Э.Дюркгейм – исследовал механизмы сплоченности семьи, роли, взаимосвязь разводов и самоубийств. Обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации.

Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к др. социальным институтам.

Ключевой момент подхода – ответственность (задает динамику сем. отношений).

Этологический подход (Ч. Дарвин). Рассматривает брачную систему как видовой признак, константу. Отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений. Предполагают изначальную моногамность предков человека.

В рамках этого подхода было установлено – что моногамия – не идеал с т.зр. естественного отбора. Важность негенетически передаваемых знаний, необходимость в социализации.

Эмпирический подход. Семья рассматривается как малая соц. группа, имеющая историю возникновения, функционирования и распада. Родоначальник – Ф. Ле Пле, полагал устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. В качестве эмпир. метода исследования использовал анализ бюджета. Подчеркивал нестабильный характер сем. отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета.

Сциентистский подход (У. Джемс, Ч. Кули, У. Томас, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др.). Сем. отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. Семья как «единство взаимодействующих личностей».

Существуют и другие подходы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...