Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы отбора подростков в ДЮСШ




 

При отборе в ДЮСШ юноши должны иметь заключение врача или врачебной комиссии о состоянии здоровья. Тренеру необходимо знать уровень физического развития отбираемых детей: возраст, вес, рост, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), окружность грудной клетки, длину ног, весоростовой показатель. Кроме этого тренер должен иметь хотя бы приблизительные сведения о предшествующем объеме физической деятельности. (Платонов В.Н., 1997)

Уровень развития физических качеств юношей и их способность к занятиям велосипедным спортом определяют следующими контрольными тестами:

. Уровень развития быстроты: бег на 60м с высокого старта, время выполнения 30 оборотов педалей на велостанке.

. Уровень развития скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места.

. Уровень развития мышечной силы: измерение становой силы и силы кистей рук.

. Уровень развития силовой выносливости: десятикратный прыжок с места с ноги на ногу.

. Уровень развития общей выносливости: бег на 400м. Конкретных нормативов в этих тестах не дается, т.к. они зависят от условий проведения отбора. По полученным результатам тренеры смогут определить лишь пригодность подростка к занятиям спортом.

Необходимо учитывать, что при отборе среди подростков одного и того же возраста, преимущество имеют подростки с более высокой степенью полового развития (акселераты). Это ограничивает дорогу в спорт подросткам с нормальным и особенно с несколько замедленным развитием (ретарданты), хотя их потенциальные возможности могут быть не меньше, чем у акселератов.

Часто через несколько лет тренировки они не только догоняют по уровню физического развития своих более развитых сверстников, но и показывают более высокие и стабильные результаты. Поэтому определить пригодность подростка для специализации в велоспорте можно лишь в процессе тренировки, так как исходный уровень развития физических качеств говорит не столько о будущих возможностях новичка, сколько о его готовности в настоящий момент. Следовательно, необходимо организовать тренировки для возможно большего числа подростков.

Отбор в ДЮСШ - первый этап, на котором определяется спортивная пригодность подростка. На втором этапе отбираются те, кто проходит базовую подготовку, осваивает программу ДЮСШ и успешно совмещает занятия спортом с учебой в школе.

В некоторых видах спорта были сделаны попытки создать про- смотровые группы с целью вторичного отбора наиболее способных спортсменов. Эксперимент себя полностью оправдал. Очевидно, и в велоспорте можно сделать просмотровые группы. Сложность заключается в том, что программой по велоспорту ДЮСШ число занимающихся в группах начальной подготовки определено в 15 человек. Тренеру в начале трудно, т.к. спортшкола не всегда может обеспечить инвентарем большое количество учащихся. Но эти временные трудности компенсируются успешным отбором перспективных юношей через 1-2 года занятий спортом. Кроме того, большое количество набранных новичков в конечном итоге уменьшает процент отсева из ДЮСШ, и учебные группы будут полнее и качественнее (Ю.Г. Крылатых, 1976).

В результате анализа средних данных антропометрических показателей юных велосипедистов, по сравнению со стандартными данными физического развития школьников г. Омска установлено, что юные спортсмены существенно превышают стандарты физического развития по большинству показателей. Трудно представить достаточно обоснованную методику отбора детей в ДЮСШ, которая не включала бы оценку уровня развития физических качеств.

При сравнении результатов проверки физического развития групп велосипедистов различных специализаций выявлено, что спринтеры существенно превосходят средневиков и шоссейников по высоте прыжка вверх. Очевидно, одной из особенностей, отличающих спринтеров от гонщиков других специализаций, является способность к проявлению "взрывной" силы.

Для отбора наибольший интерес представляет определение соответствия уровня отдельных качеств и возможностей их развития требованиям, предъявляемым определенными видами спорта. Оценка уровня развития двигательных качеств в настоящее время не представляет собой большой трудности. Существует много различных контрольных нормативов, которые оценивают общую и специальную физическую подготовленность спортсмена.

Из показателей общей физической подготовленности наиболее информативным и простым для оценки спринтерских возможностей юных велосипедистов являются прыжковые упражнения (прыжок вверх, прыжок в длину с места, многоскоки).

Для текущего контроля за уровнем общей физической подготовки могут быть использованы подтягивания, отжимания в упоре лежа, бег на 60м и на 400м.

Наибольшую информацию о способностях спортсмена могут дать динамические наблюдения за изменениями спортивного результата и темпами прироста функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Результаты исследования функционального состояния позволяет предположить, что подростки, имеющие более высокий исходный уровень функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут в процессе обучения достичь более высоких результатов в гонках на средние дистанции, чем их сверстники, у которых эти показатели находятся на низком уровне.

Таким образом, оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов может строиться лишь на основе учета комплекса показателей, ибо в настоящее время нельзя выдвинуть какой-либо один критерий "спортивной пригодности". Даже такой показатель, как спортивный результат, не может быть решающим при отборе спортсменов, особенно если это касается детей, у которых не закончилось формирование организма.

Отдельно взятые показатели - морфологические, функциональные, психологические и характеристика уровня развития двигательных качеств - недостаточны для правильного спортивного отбора.

Никакие современные методики не могут с полной достоверностью свидетельствовать об одаренности ребенка в данном виде спорта. Поэтому отбор следует проводить в два этапа. На первом этапе составляется общее представление о ребенке. Учитываются его увлечения, отношение к учебе, состояние здоровья, бытовые условия. На втором этапе отбора достаточно достоверно определяются наиболее яркие проявления подвижности и баланса нервных процессов и физических качеств. Тренеры особое внимание обращают на такие качества, как трудолюбие, старательность. Длительность первого этапа до 2-х месяцев.

Задача второго этапа (длительность до года) привить любовь к велосипедному спорту, воспитать интерес к нему.

Бывают случаи, когда в спортшколу приходят ребята с недостаточным физическим развитием. И все же в дальнейшем, в результате упорной тренировки, они становятся хорошими спортсменами.

Использование комплекса методов оценки физического развития, физической и функциональной подготовленности подростков - кандидатов в ДЮСШ не является достаточным средством для отбора детей для занятий спортом. Система спортивного отбора должна совершенствоваться путем уточнения круга наиболее информативных характеристик и привлечения психолого-педагогических данных (А.Д. Хорошавин, 1971).

Исходя из выше сказанного мы видим, что при отборе подростка необходимо обратить внимание на природную принадлежность к той или иной специализации, привить любовь занимающегося к данному виду спорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...