Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОГСЭ. 02. Психология общения

Раздел 5. Конфликтное общение


Общее количество часов на изучение раздела – 15 ч, из них 7 теории,7 практических, самостоятельных 1 ч.

Вид кейса:

Тип кейса:

 

Формируемые компетенции:

ОК 1-11, ПК 2.2., 2.3., 2.4., 3.2., 3.3., 3.4.

Оборудование: раздаточный материал на каждого студента, ТСО, видеоролики 3.1., презентация 3.1. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 288 с.

Практическая ситуация:

№1

 

 

Литература:

Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 288


5.1. Характеристика конфликта: Конфликт, структурные элементы конфликта. Типы и виды конфликта. Причины конфликта, стадии протекания конфликта

Маршрутный лист

Ни одна снежинка никогда не чувствует себя ответственной за вызов лавины.

Станислав Лем

Ситуация №1

Представим себе, что в некоем тресте столовых проходит совещание по итогам года. Решается вопрос, какая столовая треста за лучшие показатели получит первое место и солидный премиальный фонд для своих сотрудников. Получается, что единственный кандидат с большим отрывом — столовая № 5 «Телепузик», директор которой, заслуженный работник торговли Мария Ивановна, присутствует на совещании. Остаётся проголосовать, подписать протокол — и пожалуйте в кассу. В этот момент поднимается технолог треста столовых, молодой специалист, худенький очкарик Геннадий Михайлович и возражает против первого места для столовой № 5. В ответ на недоумение присутствующих он поясняет, что три месяца назад он проверял закладку продуктов в котлах столовой и обнаружил сильное занижение калорийности. Были составлены акты, которые Мария Ивановна отказалась подписать. «Я не утверждаю, что у вас, Мария Ивановна, воруют,- говорит Геннадий Михайлович, - но технологию нарушают очень серьезно».

Маленькая немая сцена прерывается сдавленными рыданиями Марии Ивановны: «Товарищи, да что же это такое? Геннадий Михайлович, как же вам не стыдно? Как вы можете так мелко мстить?». И поясняет собранию, что Геннадий Михайлович всегда ходит обедать в столовую № 5. Поскольку человек свой, Мария Ивановна обычно приглашала его в кабинет, приносили комплексный обед, Геннадий Михайлович обедал, расплачивался и уходил. И вот три месяца назад, действительно, готовилось мероприятие, директор куда-то торопилась, девочки были заняты и Геннадия Михайловича попросили встать в общую очередь. Он обиделся — и вот так подло припомнил это заслуженной женщине...

Большая немая сцена. Теперь поставьте себя на место директора треста столовых. Кто тут прав? Что делать?

Вот на этом примере давайте разберём психологию конфликта.

У конфликта есть анатомия. Во-первых, для конфликта необходимы хотя бы два участника: их называют оппонентами (Оп-1 и Оп-2). Просто так они «схлестнуться» не могут. Необходима причина, база, «яблоко раздора», которую называют объект конфликта. Этот треугольник (оппоненты и объект) называют конфликтной ситуацией. Это ещё не конфликт. Ситуация может длиться неделями, месяцами, годами, не переходя в конфликт, пока не случится инцидент. Таким образом, анатомия конфликта будет выглядеть следующим образом:

 

Каждый человек в повседневной жизни переживает конфликты. Это связано с тем, что в процессе взаимодействия людей возникают разнообразные противоречия — от конфликта мнений до серьезного противоборства, что, в свою очередь, порождает натянутые отношения, антагонизм, крушение планов, непонимание и отчуждение. Конфликты являются естественным и необходимым явлением, так как представляют собой одно из проявлений закона диалектического развития — единства и борьбы противоположностей.

Конфликт - …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

выполни задание

Приведите три примера хороших конфликтов, три примера плохих конфликтов. Затем укажите три больших, три маленьких конфликта, о которых вы знаете. В заключение впишите три наиболее типичных для вас конфликта дома, на учебе, на работе.

Положительный Отрицательный
     
Маленький Большой
   
Дома На работе
   

Отметьте, что для вас более важно:

· Получить то, что вы хотите?

· Сохранить хорошие отношения с другим человеком?

 

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие причины: Приложение 1 слайд 3

 

 

Виды конфликта

v Происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания v Происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп v Давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддержи­вающими эти нормы и предписания v Экономический (производственный), политический, этнический и др. v Социальная революция (от лат. revolution — поворот, переворот) — быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому; война v Конфликт одной группы с другой [например, конфликт между различными классами, национальностями, религиозными и поколенческими (конфликт «отцов и детей») группами]    
Прочитайте характеристику конфликта и соотнесите ее с видом конфликта предложенными в таблице

Внутриличностный конфликт  
Конфликт с внешней средой  
Межличностный конфликт  
Конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни  
Конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни  
Межгрупповой конфликт  

 

Виды конфликтов


Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне микросередо-высшее (общества), так и в маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут касаться отношения к политике государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.
Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.
Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..
Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членовсемьи в серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.
Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывает у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и наконец перерастают в настоящие конфликты разного характера: от экономических, идеологических в семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).
Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель - ученик», «учитель - ученики», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - руководитель».

Стадии конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:


Литература

 

Панфилова А.П. Теория и практика

общения. - М., 2009, с. 133-154

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2003, с. 100-123

Тимофеев М.И. Деловое общение. – М., 2004, с. 147-165

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...