Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партия российского единства и согласия




История. В еще большей степени, чем к "Выбору России", определение "партия власти" подходило к созданной в 1993 г. вице-премьером правительства РФ Сергеем Шахраем Партии российского единства и согласия. Если позиция "Выбора России" представляла собой весьма конкретное и последовательное выражение определенной политической линии (либерализма), то в создании ПРЕС с ее достаточно расплывчатой платформой (социально-ориентированная рыночная экономика, федерализм, обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации, развитие местного самоуправления) совершенно четко просматривался замысел исполнительной власти - подготовить своего рода "второй эшелон" политической поддержки исполнительной власти. Причем если "Выбор России" формировался в целом на основе структур демдвижения, а представители местной и центральной администрации просто входили в его состав или оказывали ему поддержку, то ПРЕС с самого начала опиралась на административные ресурсы Госкомнаца (ведомства, возглавляемое С.Шахраем), а все региональные структуры партии формировались прежде всего с участием представителей этого ведомства на местах. Что же качается привлеченных к участию в создании партии общественных организаций, то и здесь предпочтение было отдано не политическим движениям, а корпоративным общественным объединениям, "завязанным" на региональную проблематику и имеющим отделения на местах (Союзу малых городов России, Союзу российских городов и т.п.).
Впервые о намерении создать Партию российского единства и согласия С.Шахрай объявил в июне 1993 г. Партия была учреждена в октябре того же года и осенью приняла участие в выборах в Федеральное Собрание РФ. В общефедеральный список ПРЕС вошли 4 министра (С.Шахрай, А.Шохин, Ю.Калмыков, Г.Меликьян). В ходе избирательной кампании С.Шахрай заявил о поддержке премьер-министра В.Черномырдина (в отличие от "Выбора России", делавшего ставку на Е.Гайдара). 12 декабря 1993 г. ПРЕС получила 6,73% голосов и образовала в Государственной Думе I созыва одноименную фракцию из 30 депутатов (18 избранных по общефедеральному списку и 12 в одномандатных округах). При этом из 12 кандидатов-одномандатников только 1 был избран в качестве официального кандидата от партии. За время работы Госдумы фракция заметно уменьшилась, сократившись к осени 1995 г. до 15 человек.
После ухода С.Шахрая с поста министра по делам национальностей (осень 1994 г.) и утраты им влияния в президентском окружении ПРЕС уже никем не рассматривалась в качестве "партии власти". Весной 1995 г. партия выступила одним из соучредителей движения "Наш дом - Россия" (по некоторым сведениям, С.Шахрай был одним из авторов идеи создания двух "центристских блоков"). Однако когда выяснилось, что ПРЕС не удастся играть в НДР сколько-нибудь значительную роль, партия заявила о своем выходе из движения и приняла самостоятельное участие в выборах 17 декабря, на которых она получила 0,36% голосов. Лидер партии С.Шахрай был избран в Госдуму в одномандатном округе. В преддверии президентских выборов руководство ПРЕС заявило о своей поддержке Б.Ельцина.
ПРЕС зарегистрирована Минюстом РФ 21 октября 1993 г.
Программные ориентиры. Учредительный съезд ПРЕС (16-17 октября 1993 г.) принял Политическую декларацию, послужившую предвыборной платформой партии на выборах 1993 г. Свой курс ПРЕС обозначила как "движение вперед", но с отказом от "радикализма". Принципами и целями партии были объявлены: единство и целостность России; приоритет прав человека; незыблемость прав собственности; равноправие; гражданское общество; народовластие; федерализм и местное самоуправление; разделение властей; рынок и эффективное социальное обеспечение; защита интересов российских предприятий и политика разумного протекционизма; поддержка крупных производственно-финансовых корпораций, способных проводить самостоятельную инвестиционную и научно-техническую политику; воссоздание общего экономического пространства и разрушенных хозяйственных связей на территории бывшего СССР; развитие в рамках СНГ конфедеративных отношений; "внешняя политика великой мировой державы" и пр.
I съезд ПРЕС (26-27 февраля 1994 г.) принял за основу "Основные положения программы ПРЕС". В целом программа была принята только на II съезде (23 сентября 1995 г.). Согласно этому документу, ПРЕС брала на себя роль "общероссийской консервативной партии - партии российской провинции, деятельность которой базируется на консервативных ценностях российских народов". Целью ПРЕС было объявлено сохранение российского государства как федерации сильных регионов. Принципами деятельности - консерватизм, федерализм, самоорганизация. При этом консерватизм интерпретировался как "социальная безопасность, опора на семью, нравственность, духовность"; федерализм - как "территориальная форма демократии"; самоорганизация - как всемерное поощрение местного самоуправления. В числе задач партии в программе были названы формирование общественно-рыночной экономики, реформа государственного устройства и местного самоуправления, эффективная национальная политика, содействие духовному возрождению России, восстановление решающего влияния России на международную политику и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На момент регистрации ПРЕС насчитывала 575 членов. На лето 1995 г. численность ПРЕС оценивалась руководством партии в 31 тыс. человек, а количество региональных организаций - в 64. Реально в партии состояло вряд ли более 3-5 тыс. человек. Летом-осенью 1995 г. значительная часть региональных организаций ПРЕС перешла в Конгресс русских общин или движение "Наш дом - Россия".
Руководство партией осуществляет Федеральный совет, первый состав которого утвержден учредительным съездом (17 октября 1993 г.). Председателем партии был избран С.Шахрай. I съезд ПРЕС (26-27 февраля 1994 г.) переизбрал С.Шахрая председателем партии, утвердил новый состав Федерального Совета (85 человек, в том числе 19 депутатов Федерального Собрания и 54 представителя регионов), избрал Президиум Федерального Совета из 11 человек. Функции аппарата выполняет Исполком ПРЕС, председателем которого на пленуме ФС 5 июля 1994 г. был утвержден Александр Аринин.

4.2.4. Объединение "Яблоко"

История. В отличие от "Выбора России" (а тем более от ПРЕС) объединение "Яблоко" всегда культивировало имидж антагониста "партии власти", т.е. безусловной "партией оппозиции". От демократических организаций "первой волны" "Яблоко" отличает то, что оно является партией "новой" оппозиции (т.е. в первую очередь противостоит не столько силам "коммунистического реванша", сколько проводимому президентом и правительством РФ курсу), а от представителей оппозиции как "непримиримой", так и "конструктивной" ("центристской") - то, что при всей своей оппозиционности "Яблоко" придерживается демократической (реформистской, либеральной) ориентации, а основу его политического актива составляют общественные деятели демократической ориентации, по различным причинам не вписавшиеся в новую систему властных отношений.
В еще большей степени, чем "Выбор России", "Яблоко" является организацией "сделанной под лидера". Если Е.Гайдар стал лидером ВР прежде всего потому, что наиболее глубоко и последовательно мог обосновать известную политическую линию, то о "Яблоке" можно сказать, что его лидер Г.Явлинский и есть его политическая линия, поскольку имеет возможность достаточно произвольно менять конкретные детали последней (при условии, что будет продолжать поддерживать имидж оппозиционера-реформиста). О справедливости данного утверждения говорит сравнение истории "Выбора России" и "Яблока". Если создание "Выбора России", даже при очевидном лидерстве Гайдара, явилось результатом "коллективного творчества", то формирование "Яблока" началось с поиска Г.Явлинским союзников в лице тех или иных общественных и политических организаций. Причем выбирающей стороной был именно он, и его право на это как бы подразумевалось само собой. В связи с этим Г.Явлинский мог позволить себе достаточно быстро отсеивать ставших ненужными ему партнеров без всякого для себя ущерба. Так, весной 1993 г., еще только "вернувшись" в политику, он сблизился с руководителем объединения "Предприниматели за новую Россию" Константином Затулиным, однако к осени, осознав незначительность ОПНР как политической организации, а его лидера - как политической фигуры, нашел новых сподвижников. Ими стали посол России в США Владимир Лукин, бывший начальник Контрольного управления администрации президента РФ Юрий Болдырев, а также три политические партии - Республиканская партия РФ, Социал-демократическая партия России и партия "Российский христианско-демократический союз - Новая демократия". Созданный на этой основе блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" (сокращенно - "ЯБЛоко") получил на выборах 12 декабря 1993 г. 7,86% голосов и образовал в Госдуме первого созыва одноименную фракцию.
Позже Г.Явлинский отказался от "услуг" РПРФ, СДПР и РХДС и стал формировать собственную структуру на основе думской фракции "Яблоко". Учредительный съезд объединения "Яблоко" состоялся 5-6 января 1995 г. Председателем объединения был избран Г.Явлинский, вице-председателями - В.Лукин и Ю.Болдырев (покинул объединение в сентябре 1995 г.). При этом принятый на съезде устав не допускал коллективное членство в объединении других политических организаций (разрешалось только вхождение региональных организаций политических партий в региональные отделения "Яблока" и индивидуальное членство активистов этих партий в объединении).
На выборах в Государственную Думу II созыва "Яблоко" выступило в качестве самостоятельного избирательного объединения, причем из представителей "посторонних" организаций в центральную часть федерального списка был включен только председатель Горно-металлургического профсоюза России Борис Мисник. Лидеры СДПР и партии "Демократическая альтернатива" (создана в феврале 1995 г. вышедшими из РПРФ В.Шостаковским и И.Яковенко) в центральную часть списка "Яблока" не вошли. На выборах 17 декабря 1995 г. "Яблоко" получило 6,89% голосов избирателей и сформировало в Государственной Думе II созыва фракцию из 46 депутатов (31 избранных по общефедеральному списку, 15 - в одномандатных округах).
Прошедший 27-28 января 1996 г. III съезд объединения "Яблоко" выдвинул Г.Явлинского кандидатом на пост президента РФ. В первом туре выборов Г.Явлинский занял четвертое место, получив 7,34% голосов.
Общероссийское общественное объединение "Яблоко" зарегистрировано Минюстом РФ 10 февраля 1995 г.
Программные ориентиры. На выборах 1993 г. блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" выступал с предвыборной платформой, в которой критиковались осуществляемые в стране реформы за попытку "одномоментной замены государственного регулирования экономики на монетарные инструменты управления ею", за отсутствие "умной социальной и антимонопольной политики" и т.п. Блок выступал за широкое обсуждение в обществе и новом парламенте проекта новой Конституции РФ, за придание Федеральному Собранию учредительных функций. В области экономики - за максимально быстрое разрушение монополий, всемерную поддержку конкуренции, создание условий для "осторожной и ненасильственной земельной реформы", "упорядочение и прояснение отношений собственности", существенное расширение частного сектора. Своими задачами блок называл также глубокую интеграцию с республиками бывшего СССР (в первую очередь, создание общего рыночного пространства и оборонного союза), государственные гарантии существования самых разнообразных форм самоорганизации граждан и пр.
Учредительная конференция "Яблока" (5-6 января 1995 г.) ограничилась принятием Декларации объединения. Закрытая конференция 17-18 июня 1995 г. приняла программные документы объединения в качестве рабочих, а II съезд (1-3 сентября 1995 г.) - за основу. В этих документах "Яблоко" объявляло себя "демократическим движением, выступающим за создание правового государства с рыночной, социально ориентированной экономикой и сильной армией"; выражающим интересы широкого среднего класса; находящимся в конструктивной демократической оппозиции к власти. В сфере политики "Яблоко" выступало за четкое разграничение полномочий между ветвями власти, определение меры и форм ответственности правительства перед Федеральным Собранием, ограничение и уточнение полномочий президента, принятие целостного избирательного законодательства, последовательную децентрализацию государственной власти, создание условий для развития местного самоуправления. В сфере экономики - за создание многочисленного среднего класса, осуществление экономически эффективной приватизации и демонополизации, государственную поддержку малого бизнеса, "осуществление решительного маневра для стимулирования производства в отраслях высоких стадий переработки и конечного спроса". В сфере внешней политики - за приоритетное внимание к отношениям с бывшими советскими республиками, заключение с ними Экономического союза, в сфере обороны - за эффективную военную реформу и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На сентябрь 1995 г. было зарегистрировано 58 региональных организаций "Яблока", однако они, как правило, не располагают разветвленной оргструктурой на районном и местном уровнях. Наиболее активные территориальные организации "Яблока" находятся в Москве, Санкт-Петербурге, республиках Адыгея и Удмуртия, Московской, Тульской и Омской областях. В состав региональных организаций "Яблока" могут входить региональные организации других партий (на федеральном уровне это не допускается). Членов и активных сторонников (включая коллективных членов) "Яблока" на конец 1995 г. насчитывалось несколько десятков тысяч.
Руководящим органом объединения является Центральный совет, формируемый из представителей региональных организаций и членов думской фракции. Первый состав ЦС (46 человек) был избран на учредительном съезде (5-6 января 1995 г.). Рабочим органом ЦС является Бюро (первый состав из 14 человек сформирован на учредительном съезде из членов думской фракции "Яблоко"). Председателем объединения на учредительном съезде был избран Г.Явлинский, вице-председателями Ю.Болдырев и В.Лукин. Перед II съездом "Яблока" (1-3 сентября 1995 г.) объединение покинул один из его основателей - Ю.Болдырев (в знак несогласия с поддержкой думской фракцией "Яблоко" законов о разделе продукции и о Центральном банке). На III съезде (28 января 1996 г.) в устав "Яблока" были внесены изменения, согласно которым вместо двух равноправных заместителей председателя вводились посты первого заместителя председателя и просто заместителя (ими стали В.Лукин и депутат Госдумы С.Иваненко). В новый Центральный совет было избрано 57 человек. На закрытом пленуме Центрального совета "Яблока" 18 февраля 1996 г. было избрано Бюро ЦС из 12 человек во главе с Г.Явлинским.

4.2.5. "Вперед, Россия!"

История. По способу создания движение "Вперед, Россия!" во многом является слегка утрированным аналогом объединения "Яблоко". Если последнее "делалось" под Г.Явлинского, то движение "Вперед, Россия!" - под бывшего министра финансов Бориса Федорова. Так же как и "Яблоко", движение Б.Федорова претендовало на роль "демократической оппозиции" - с той разницей, что идеологическую позицию ВР отличала явная "демопатриотическая" (национал-либеральная) ориентация: "Вперед, Россия!" было, в частности, единственной демократической организацией, полностью поддержавшей ввод федеральных войск в Чечню.
Для классической схемы политического размежевания национал-либерализм - вполне типичное явление. Национал-либералы, или национал-демократы, как правило, являются сторонниками частной собственности и рыночной экономики, с одной стороны, и жесткими унитаристами в области национально-территориальной политики, с другой. Во всех республиках бывшего СССР, кроме РФ, национал-либерализм является одной из ведущих политических доктрин. В России же понятия "национализм" ("патриотизм") и "либерализм" оказались на противоположных полюсах. В политическом спектре России есть место и национал-коммунизму, и социал-патриотизму, однако национал-либерализм проявляется лишь эпизодически. Так, к числу сторонников национал-либеральной доктрины можно отнести участников действовавшего в 1990-91 гг. блока "Народное согласие" (ДПР, КДП-ПНС, РХДД) выступавших, с одной стороны, за радикальные экономические реформы, а с другой - за сохранение СССР и проведение достаточно жесткой унитаристской политики в области национально-территориального устройства РФ. Позже либеральный элемент в их доктринах заметно "выдохся": РХДД и КДП-ПНС вполне органично влились в ряды т.н. "право-левой" оппозиции, а ДПР перешла на социал-этатистские позиции. Новое воплощение идеология национал-либерализма получила в деятельности движения "Вперед, Россия!".
Движение было образовано 18 февраля 1995 г. на основе Либерально-демократического фонда (создан в 1994 г.; руководитель - Б.Федоров) и той части депутатской группы "Либерально-демократический союз 12 декабря", которая вслед за Б.Федоровым одобрила военное решение чеченского вопроса. Руководящие органы движения ВР были сформированы в основном из членов "ЛДС 12 декабря".
Несмотря на претензии Б.Федорова, утверждавшего что "Вперед, Россия!" уже в ближайшее время займет место одной из наиболее влиятельных демократических организаций, оттеснив "Демвыбор России" (на одной из пресс-конференций Федоров сравнил "Яблоко" с британскими лейбористами, свое объединение - с консерваторами, а ДВР - с малочисленными либералами), выборы 17 декабря показали, что самое большее, на что может рассчитывать ВР в лагере демократов, - это третье место: "Вперед, Россия!" получило 1,94% голосов избирателей.
В период подготовки президентских выборов лидер движения Б.Федоров высказался в поддержку Б.Ельцина, однако III конференция движения (17 февраля 1996 г.) предпочла не принимать окончательного решения и поручила своему лидеру начать переговоры по этому вопросу с другими демократическими силами и соглашаться на поддержку единого кандидата лишь при соблюдении теми определенных условий (в том числе формирование коалиционного правительства). Однако 26 мая IV конференция приняла решение о поддержке Б.Ельцина без всяких предварительных условий и даже обратилось к Г.Явлинскому, С.Федорову, А.Лебедю и М.Горбачеву с призывом снять свои кандидатуры в пользу действующего президента. Б.Федоров участвовал в президентской кампании в качестве доверенного лица Б.Ельцина.
Движение "Вперед, Россия!" зарегистрировано Минюстом РФ 14 апреля 1995 г.
Программные ориентиры. Предвыборная программа и политический Манифест движения "Вперед, Россия!" были приняты на учредительной конференции (18-19 февраля 1995 г.). Основными принципами движения в программных документах названы: приоритет личности, прав человека и личной свободы; сильное государство как гарант прав и свобод; демократия, порядок и законность; "единство России на базе сочетания интересов всех сторон"; рыночная экономика. Движение выступило за четкое разграничение ответственности между государственными органами; сокращение центрального госаппарата; равный статус всех субъектов Федерации, пресечение сепаратизма и, одновременно, расширение прав регионов, создание полноценных органов местного самоуправления; реформу правовой системы в соответствии с международными стандартами; ужесточение наказаний за преступления против личности и собственности; реформу вооруженных сил, сокращение их численности до 1 млн человек и полную профессионализацию состава; активную внешнюю политику России, включение в Конституцию статьи о стремлении к объединению с Украиной, Белоруссией и Казахстаном; реальную государственную политику поддержки семьи, адресную помощь наиболее нуждающимся; стимулирование экономического подъема и занятости; ужесточение финансовой дисциплины, ликвидацию бюджетного дефицита и инфляции; отказ от фискально-карательного характера налогов и справедливое их распределение; защиту частной собственности, приватизацию земли; снятие ограничений на доступ частного капитала во все сферы промышленности и на движение товаров и услуг между субъектами федерации; поддержку предпринимательства, малого бизнеса; "разумный протекционизм", защиту отечественных производителей и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На момент создания движение, по данным его руководителей, имело 75 региональных отделений, наиболее активные из которых находились в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Свердловской, Смоленской, Ростовской Тамбовской, Ленинградской областях, Кабардино-Балкарии. Летом 1995 г. движение "Вперед, Россия!", по оценке его руководства, насчитывало около 30 тыс. членов. Реально же его численность движения едва ли выходила за пределы 2-3 тыс. человек.
Руководящим органом движения является Координационный совет, первый состав которого из 20 человек (половина из них являлись членами депутатской группы "ЛДС 12 декабря) был избран на учредительной конференции. Координационный Совет избрал из своего состава Бюро КС, в которое вошли депутаты Госдумы из "ЛДС 12 декабря" (Б.Федоров, Вадим Бойко, Александр Жуков, Василий Ковалев, Александр Траспов, Игорь Устинов), а также исполнительный директор Либерально-демократического фонда Алексей Морозов. Аппарат движения возглавил Валентин Завадненко. Президентом движения был избран Б.Федоров, III конференция объединения (17 февраля 1996 г.) выразила ему "полное доверие".

4.2.6. Прочие организации демократов "второй волны"

Блок "Новая Россия". Первое политическое объединение, которое в условиях начавшегося в конце 1991 г. кризиса "ДемРоссии" попыталось сделаться новым консолидирующим центром демократических сил. Блок был образован 14 января 1992 г. Социал-демократической партией РФ, Народной партией России, Крестьянской партией России и Социально-либеральным объединением РФ. В феврале 1992 г. в блок вступили Союз "Молодая Россия" (создан в 1990 г.; лидер - Д.Глинский) и Российская социально-либеральная партия. В сентябре 1992 г. к блоку присоединился Христианско-демократический союз России, в апреле 1993 г. - Российское общественное объединение "Ассамблея" (лидер - В.Садовник), в июне 1993 г. - Российская буржуазно-демократическая партия (создана в 1990 г.; лидер - Е.Бутов). Идеологическая платформа "Новой России" сводилась к констатации того факта, что экономические и социальные процессы в послеавгустовской России, "односторонне сдвигаются в пользу интересов представителей бывшей правящей элиты, которые сохранили власть и контроль над средствами производства". В связи с этим блок определял свою позицию по отношению к правительству Ельцина-Гайдара как "корректирующая поддержка" и ставил своей задачей добиваться проведения "демократической приватизации", а также "налаживания партнерских отношений между трудом, предпринимательством и государством". В марте 1992 г. партии-члены "Новой России", поддержав критику группы Ю.Афанасьева в адрес руководства движения "Демократическая Россия", заявили о выходе из ДР, однако этого намерения так и не осуществили.
За время своего существования движение не смогло оказать сколько-нибудь заметное влияние на политическую ситуацию в стране. Единственной попыткой такого рода можно назвать разве что выступление с инициативой Соглашения о гражданском мире. Осенью 1992 г. "Новая Россия" предложила всем политическим организациям страны подписать пакт, включающий обязательство не прибегать к насилию в достижении своих целей. Блоку удалось собрать значительное количество подписей, однако практически все "подписанты" относились к числу маловлиятельных политических организаций. Более или менее крупные объединения проигнорировали эту инициативу. Позицию этих объединений выразил председатель Исполкома Народной партии "Свободная Россия" Василий Липицкий, заявивший, что не видит смысла подписывать этот документ, так как обязательства, налагаемые на себя участниками Соглашения, предусмотрены действующим законодательством.
В конфликте между Съездом народных депутатов РФ и президентом РФ блок "Новая Россия" безоговорочно занял сторону последнего, а в марте 1993 г. явился одним из инициаторов создания Общественного комитета демократических организаций России - объединения, выступившего в качестве штаба поддержки Б.Ельцина.
Предвыборная кампания в Федеральное Собрание осенью 1993 г. положила конец существованию "Новой России". Сначала из блока была исключена Крестьянская партия России (за вступление в "Выбор России"). Затем от деятельности в "Новой России" отошла СДПР, ставшая одним из учредителей избирательного блока "Явлинский - Болдырев - Лукин". Наконец, наиболее сильный удар по НР нанесла ее неудачная попытка принять самостоятельное участие в выборах в Государственную Думу по партийным спискам. Созданный на основе НР избирательный блок не смог собрать 100 тыс. подписей, необходимых для регистрации общефедерального списка. После этого в начале 1994 г. о своем выходе из "Новой России" заявила Народная партия России, и блок фактически прекратил свое существование. Правда, в апреле 1994 г. три участника блока - "Ассамблея", РБДП и РСЛП - заявили о своем намерении "активизировать деятельность" избирательного объединения "Новая Россия" и с этой целью провести в мае-июне 1994 г. "объединенную учредительную конференцию", однако это намерение так и не было реализовано.
Численность блока в момент расцвета оценивалась в несколько тысяч человек.
Российское движение демократических реформ. Создано как российская организация Движения демократических реформ (задумано в июле 1991 г., образовано в декабре 1991 г.) и ставило своей задачей объединение демократических организаций на территории РФ (в отличие от ДДР, действовавшего в качестве международной организации - на территории всего СНГ). Попытка эта, однако, провалилась еще на этапе создания РДДР. На учредительном съезде (15-16 февраля 1992 г.), после того, как единоличным председателем движения был избран тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов, о приостановлении членства своих организаций в РДДР заявили РПРФ и Народная партия "Свободная Россия". В июне 1992 г. НПСР увела из РДДР 10 региональных организаций, проведя учредительную конференцию Российской ассоциации региональных центров ДДР (ассоциация оказалась мертворожденной и ничем себя не проявила). В результате коллективным членом РДДР стала лишь Российская партия демократических преобразований (лидеры - А.Брагинский, А.Киселев), существовавшая только в замыслах ряда активистов Московской организации ДДР.
Политическая линия РДДР никогда не отличалась последовательностью. Поначалу, отражая интересы своего лидера Г.Попова, движение выступало за ограничение полномочий представительной власти и ее невмешательство в деятельность исполнительной власти (весной 1992 г. РДДР даже выдвинуло идею референдума о роспуске Съезда народных депутатов РФ). Кроме того, Г.Попов отстаивал необходимость "народной приватизации" - в противовес приватизации "номенклатурной", проводимой, по его словам, правительством. Позже РДДР перешло на гораздо более умеренные позиции и на выборах в Федеральное Собрание РФ осенью 1993 г. выступило в качестве умеренно-реформистской альтернативы "Выбору России" (набрало 4,1% голосов и не получило представительства в Госдуме). На II съезде РДДР (январь 1994 г.) Г.Попов выступил уже с резкой критикой проводимых с конца 1991 г. реформ как "западнических" и не учитывающих "российской специфики". К моменту выборов во II Госдуму РДДР определяло себя как организацию социал-демократической ориентации, что и обусловило его участие в избирательном блоке "Социал-демократы" (второй учредитель - Социал-демократический союз). Блок получил лишь 0,13% голосов.
В феврале 1996 г. на основе избирательного блока "Социал-демократы" было создано одноименное общественно-политическое движение. 17 мая IV съезд РДДР высказался за поддержку Б.Ельцина на президентских выборах.
РДДР зарегистрировано Минюстом РФ 10 июля 1992 г. Его численность в момент расцвета (1992 г.) колебалась в пределах 1-2 тыс. человек.
Партия экономической свободы. По способу своего создания ПЭС является скорее корпоративной организацией (создана в мае 1992 г. на базе брокерских структур Российской товарно-сырьевой биржи), однако с самого начала претендовала на роль объединителя демократических сил. Ее создатель - президент РТСБ Константин Боровой - неоднократно выступал с объединительными инициативами, а также заключал соглашения как с политическими организациями, так и отдельными деятелями (Партией конституционных демократов, С.Федоровым, И.Хакамадой). После заключения союза с директором Межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" Святославом Федоровым Боровой отказался от единоличного председательства в партии и ввел институт сопредседателей. С.Федоров стал одним из сопредседателей ПЭС, однако летом 1993 г. вышел из партии в знак протеста против поддержки К.Боровым "полумонархического" проекта новой Конституции РФ, разработанного Главным правовым управлением при Президенте РФ. В сентябре 1992 г. еще одним сопредседателем партии стал лидер Партии конституционных демократов Виктор Золотарев, чья организация вступила в ПЭС на правах "автономной части". Кроме того, летом 1992 г. ПЭС выступила инициатором создания т.н. "Совета конструктивных сил", поставившего своей задачей объединение всех демократических и "центристских" сил. Поначалу многие политические организации делегировали в СКС своих представителей, однако после нескольких заседаний неосуществимость задуманного стала очевидной, и Совет прекратил существование.
В конфликте между Съездом народных депутатов и президентом ПЭС безоговорочно поддержала последнего, причем К.Боровой неоднократно призывал Б.Ельцина к более решительным действиям. Во время предвыборной кампании в Федеральное Собрание РФ осенью 1993 г. II чрезвычайный съезд ПЭС объявил о создании предвыборного блока "Август", в который были приглашены также Российское движение демократических реформ и Российская партия свободного труда. РДДР и РПСТ от участия в блоке отказались, и его учредителями выступили только Партия экономической свободы и Партия конституционных демократов (и без того являвшаяся частью ПЭС). Блок "Август" не смог собрать 100 тыс. подписей в поддержку регистрации своего списка и выбыл из дальнейшей борьбы. После того, как К.Боровой возложил ответственность за это на лидера ПКД В.Золотарева, обвинив его в фальсификации части подписей, Партия конституционных демократов покинула ПЭС. В январе 1994 г. III съезд ПЭС восстановил пост председателя партии, который вновь занял К.Боровой (при этом в партии осталось 4 сопредседателя). С весны 1994 г., после того, как Боровой из-за конфликта с другими руководителями РТСБ покинул пост президента биржи, а ее новый глава А.Власов приказал закрыть офис партии в помещении, арендуемом биржей, активность ПЭС заметно снизилась. Тем не менее в преддверии выборов во II Государственную Думу на VI съезде ПЭС (прошел в два этапа - 16 августа и 4 сентября 1995 г.) было создано одноименное избирательное объединение. В его список, кроме представителей партии, была включена также лидер Демократического союза России Валерия Новодворская. 17 декабря 1995 г. ПЭС получила 0,13% голосов. Лидер партии К.Боровой прошел в Думу в качестве депутата-одномандатника. В преддверии президентских выборов 1996 г. ПЭС объявила о своей поддержке кандидатуры Г.Явлинского.
ПЭС зарегистрирована Министерством юстиции России 25 июня 1992 г. Численность партии в момент расцвета оценивалась примерно в 1 тыс. человек.
Общественный комитет демократических организаций России. "Верхушечная" коалиция ряда демократических организаций, в основном членов "ДемРоссии" и "Новой России" (на 5 апреля в ОКДОР входили 87 участников). ОКДОР был последним объединением, пытавшимся консолидировать демократов на "доавгустовской" основе, т.е. на основе противостояния "угрозе коммунистического реванша". Поводом для создания ОКДОР послужило обострение конфликта между президентом и парламентом во время VIII и IХ Съездов народных депутатов РФ (март 1993 г.). Прообразом ОКДОР было прошедшее 15 марта 1993 г. Консультативное совещание представителей демократических организаций, участники которого выразили поддержку Б.Ельцину и осудили попытки Съезда перераспределить власть в свою пользу. На том же заседании Консультативное совещание было переименовано в Штаб демократических сил России. На заседании 22 марта, состоявшемся уже после опубликования Б.Ельциным указа об особом порядке управления страной, объединение было переименовано еще раз - теперь уже в Общественный комитет демократических организаций России. 29 марта ОКДОР выразил недоверие Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Конституционному суду, а также призвал игнорировать решения Съезда, направленные на ограничение полномочий президента и правительства. По инициативе ОКДОР по всей стране создавались штабы по поддержке первого президента России и по проведению референдума 25 апреля. Председателем центрального штаба по проведению референдума был избран Олег Новиков, ставший, соответственно, и фактическим руководителем ОКДОР. После референдума активность ОКДОР заметно снизилась, однако его заседания проводились достаточно регулярно. Участники ОКДОР выразили поддержку представленному Б.Ельциным проекту Конституции и приняли активное участие в работе созванного президентом Конституционного совещания. Рядом членов ОКДОР неоднократно вносилось предложение о трансформации комитета в более жесткую структуру с единым руководящим органом и о создании на его основе предвыборного блока, однако эта инициатива не получала одобрения большинства участников комитета. С октября 1993 г. заседания ОКДОР проводились все реже, количество участников уменьшалось, и к весне 1994 г. он полностью прекратил свою деятельность.
Российский христианско-демократический союз. Создан в начале 1992 г. на основе ряда организаций, вышедших из Российского христианского демократического движения. Первоначально лидерами РХДС являлись Виталий Савицкий, Глеб Якунин и Валерий Борщев. В начале 1995 г. переименован в "Христианско-демократический союз - Христиане России". См. также 10 гл.
Социально-либеральное объединение РФ. Создано в ноябре 1991 - январе 1992 г. представителями лево-либерального крыла Республиканской партии РФ, ранее выступавшими за объединение РПРФ и СДПР, но потерпевшими поражение во внутрипартийной дискуссии. Лидеры - Владимир Филин, Владимир Фалько, Валерий Демин. Значительная часть членов СЛОРФ продолжила свое членство в РПРФ. 14 января 1992 г. СЛОРФ выступило одним из учредителей блока "Новая Россия". После неудачного участия "Новой России" в выборах 1993 г. СЛОРФ практически не подавало признаков жизни.
Российская социально-либеральная партия. Образована членами СЛОРФ, покинувшими в январе 1992 г. Республиканскую партию РФ. Лидер - Владимир Филин. Зарегистрирована Минюстом РФ 12 марта 1992 г. В феврале 1992 г. РСЛП вступила в блок "Новая Россия" на правах коллективного члена. После выхода из блока в 1993-94 гг. СДПР, Крестьянской партии России, Народной партии России РСЛП на короткое время стала фактическим лидером "Новой России", подписав в апреле 1994 г., совместно с Российской буржуазно-демократической партией <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...