Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и смысл жизни человека 4 глава




В современной науке уже давно идет спор: движется мир к еди­ной цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится либо даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет пред­ставлять собой совокупность самостоятельно развивающихся ци­вилизаций.

Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого жизнеспособного организ­ма (в том числе сообщества людей) лежит разнообразие. Распро­странение же единых, общих для всех народов ценностей, куль­турных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого общества.

Весомые аргументы есть и у другой стороны: утверждается и подкрепляется конкретными фактами общественно-историческо­го развития, что некоторые важнейшие, выработанные опреде­ленной цивилизацией формы и достижения получат всеобщее признание и распространение. Так, к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечелове­ческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений — это до­стигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рын­ка. Опыт, накопленный человечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого иного механизма, который позволял бы более рационально соизмерять производство с потреблением.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит пра­вовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общее достояние всех народов составляют великие достижения науки, искусства, культуры многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности.

Главным фактором развития современной мировой цивилиза­ции становится стремление к единообразию. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидетелями событий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к различным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обыденным явлением стало перемещение людей на большие рас­стояния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о гло­бализации мирового сообщества. Под этим термином понимается процесс сближения народов, между которыми стираются куль­турные различия, и движение человечества к единой социаль­ной общности.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение понятию «культура».

2. Что такое цивилизация? Как объяснялось это понятие философами прошлого?

3. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации?

4. В чем состоит сущность цивилизационного подхода к истории?

5. В чем особенности марксистского понимания цивилизации?

6. В чем состоят особенности современной цивилизации? Какие про блемы стоят перед современной цивилизацией?

7. Какие цивилизации существовали в истории человечества? Назови те их отличительные черты.

8. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой обще человеческой цивилизации в современном мире?

9. Что такое глобализация? Каковы ее основные черты?

10. Напишите сочинение на тему «Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций?»

1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Дву­мя противоположными по своим характеристикам, разнона­правленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенден­циями развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по вос­ходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигну­тые исторические результаты, понять основные тенденции исто­рии, перспективы будущего общественного развития. Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. [/ Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структу­ры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также рас­ширяются функции, выполняемые этими элементами и подсис­темами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохран­ность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. У Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрес­сивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы вклю­чает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к про­грессу. В реальных процессах развития природы и общества прояв­ляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправлен­ном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса слож­ным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конк­ретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому су­дить о тенденциях изменения по отдельным изолированным по­казателям практически невозможно. Нарастание, усложнение од­них функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, сред­ствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стра­тегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная тех­нология, политика, печать и т. п.

К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостат­ков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается уст - ранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждеб­ности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие твор­ческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания про­грессивных социальных изменений. В историческом масштабе об­щая совокупность социальных изменений от первобытного обще - ства к современному может быть охарактеризована как прогрессив - ное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс не­применим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подверже­но изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эво­люции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об опре­деленном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некото­рых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских систе­мах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь не­применимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеали­зированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопро­гресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие само­сознания человечества как единого целого. Восприятие планеты

Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судь­бы, будущего, перспектив социального и экономического разви­тия становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низ­шего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность че­ловеческого труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, тех­нический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разру­шительные силы. Особенно это касается военной техники, ору­жия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение те­леэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гума­низма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в исто­рии человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низ­ших рас». На рубеже XX—XXI столетий мир потрясают акты тер­роризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступ­ность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными про­явлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность яв­лений сложно еще и потому, что разные люди по-разному пони­мают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает про­грессом, для других — проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правитель­ство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объектив­ным показателем прогресса является уровень развития орудий тру­да, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и фео­дализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капита­лизм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития че­ловечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким обра­зом, высшим и всеобщим объективным критерием общественно­го прогресса служит развитие производительных сил (орудий тру­да), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до со­временности включает в себя прошлое и настоящее, которые орга­нически связаны между собой. Настоящее — это итог всей пред­шествовавшей всемирной истории ив то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже со­здано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повто­рением прошлого. Этот процесс означает становление совершен­но нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократи­ческого общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сде­лать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масш­табе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные за­стойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерно­сти и противоречивости процесса развития происходило неуклон­ное восхождение человечества от низших форм социальной орга­низации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход стол­кновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрес­сивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса — возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека.

В древности такого количества людей, как сейчас, просто не су­ществовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к уве­личению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объектив - ных факторов. В первую очередь — это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост тех­нического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результа­тами своей деятельности, интернационализация социально-эко­номических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все боль­ше новых открытий и изобретений, которые человечество исполь­зует в повседневной жизни. Основную часть времени своего суще­ствования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали ис­пользовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестрое­ние стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевиде­ние стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологичес­кими нововведениями, по интенсивности международного сотруд­ничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в Средневековье и в античности, к тысячелетию — в глубокой древ­ности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставле­нии с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возраста­ние темпов социального прогресса в ходе поступательного разви - тия цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению соци­ального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов рос­та» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биоло­гических организмов, то не был бы возможен и естественный от­бор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более вы­сокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в оке­ане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес­сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен­ных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объек­тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби­рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задер­жался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к ис­пользованию минерального топлива, затруднило бы распростра­нение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще­ствовало определенных пределов человеческой памяти и физи­ческих ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой комму­никации. Проблема ограниченных возможностей человека произ­водить математические операции в уме и на бумаге привела к со­зданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности пока­зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоро­стью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии перво­бытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило вза - имодействие народов, находящихся на разных ступенях обществен­ного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее раз­витый. При этом менее развитый народ заимствует не только по­ложительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение ев­ропейской культуры в иных странах приводило к деградации ко­ренного населения, распространению среди аборигенов алкого­лизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество спо­собно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин - формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па­мять способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означа­ет, что человек будущего при правильном воспитании и образо­вании, если он разумно распорядится своей памятью, может об­ладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков эн­циклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступа­тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво­люции конкретных народов, в истории которых встречаются не­равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей про­грессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля ется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре ния прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове­ние соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест­ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове­ние культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В конце XIX — первой половине XX в. земной шар представлял собой территории не­скольких развитых государств, взаимодействие которых не огра­ничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно­го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса ин­тенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств прак­тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле­зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра­нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо­мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив­ное воздействие на мировую экономическую систему.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо­знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи­ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро­вого терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отста­лости, нищеты и голода, защита прав человека — решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу­ществования государств. Для этого требуется объединение уси - лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима­ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож­но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи­кациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со­общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще­ственного развития. Тенденции мирового исторического процес­са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче­ски и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на­родов — в частности.

Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на­ходятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однопо­люсного мира, рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь Других государств приводило в последнее время ко множеству ло­кальных военных конфликтов.

V Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. 'Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процес­сов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи­зация и т.д.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолиро­ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превы­шает суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со­бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир. В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру — музыка, кино и т.д. Все это унифици­рует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же вре­мя создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, ко­торые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась та­кая мировая капиталистическая система, в которой развитые стра­ны — ядро — строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран — периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилени­ем влияния стран ядра на страны периферии.

Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее харак­терные черты глобализации:

1) формирование единого мирового экономического простран ства;

2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связан ных с соблюдением прав и свобод человека;

3) создание всемирного информационного пространства (ра дио, телевидение, Интернет);

4) принятие единого языка (английского) как средства обще ния разных народов;

5) унификация культуры;

6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;

7) реализация совместных научных программ, в том числе в области исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по­следствий глобализации.

Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю­щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде­ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи­более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за­трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за­висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.

Глобальными проблемами признаются:

- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове ческой солидарности;

- преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче ского и культурного развития между развитыми индустриаль ными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмот ности;

- истощение природных ресурсов и необходимость обеспече ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ ники энергии;

- преодоление экологического кризиса, связанного с загряз нением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

- прекращение стремительного роста населения в развиваю щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, что ведет к старению нации;

- рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и

своевременное предвидение и предотвращение ее различных от­рицательных последствий;

- распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...