Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 8 глава




 

2. Группа экспертов, их задача – дать оценочную экспозицию конфликта. Экспертные решения и оценки должны носить предметный характер. Оценивая решения, принятые в процессе переговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, предложить варианты действий. (Не менее трех человек.)

 

3. Группа аналитиков, их задача – осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем. (Не менее трех человек.)

 

I этап. Подготовка

 

• Создание игровых команд: специалисты по переговорам – по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

 

• Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практики или дать слушателям возможность придумать ее самим.

 

• Создать документ – ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них – описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:

 

1. Преамбула – в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.

 

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем аспектам спорного положения.

 

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиальные претензии и второстепенные. Первые описываются в категорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же…», «следует добавить, что…» и т. п.

 

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.

 

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.

 

Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо разработки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимаемых решений, выбираемых стратегии и тактики.

 

II этап. Регламент

 

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

 

1. Преамбула регламента – констатация общей цели переговоров, их характера, содержания и оснований. Цели переговоров должны определяться взаимным соглашением.

 

2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды консультаций и т. п.

 

3. Соглашение относительно участников переговорного процесса, их полномочий, представительности.

 

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

 

5. Диспозиция – согласование места и времени проведения самих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр.

 

Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты и аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций команд.

 

По итогам II этапа принимается согласованный регламент.

 

III этап. Решения

 

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений.

 

IV этап. Соглашения

 

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

 

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде соглашений.

 

2. Формулирование заключительного протокола.

 

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

 

Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответствующих соглашений:

 

ДОГОВОР – правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в зависимости от содержания переговорного процесса) как экономический, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

 

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

 

ПАКТ – договор, имеющий в своем названии указание на содержание договора.

 

КОНВЕНЦИЯ – договор по отдельному вопросу.

 

СОГЛАШЕНИЕ – договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок.

 

ПРОТОКОЛ – фиксация в кратко изложенном соглашении договоренности по определенному вопросу. Протокол может также служить пояснением к той или иной статье основного договора.

 

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ – соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус – лишь прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе установления в процессе переговоров общих интересов.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ – торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения по спорному вопросу.

 

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ – договор, заключаемый в устной форме между договаривающимися сторонами.

 

Примечание. Участники переговоров принимают тот вид соглашения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые допущены из-за неэффективной подготовки к переговорам. Организатор игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктивное.

 

Примерный текст договора между организацией (фирма-поставщик, банк и др.) и клиентом

 

 

ДОГОВОР №

 

на осуществление расчетно-кассового обслуживания

 

(на поставку_________ и т. п.)

 

Заказчик________ Исполнитель________

 

Место заключения договора_________ Дата_________

 

Полное и точное наименование сторон______________

 

Структурные компоненты договора:

 

1. Предмет договора.

 

Клиент хранит свои денежные средства на счете, открытом для него Банком.

 

Банк обязуется осуществлять расчетно-кассовое обслуживание Клиента.

 

2. Условия договора.

 

3. Обязанности сторон:

 

Банк обязуется_________ Клиент обязуется_________

 

4. Срок действия договора, порядок его изменения и расторжения:

 

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания. Срок действия – 5 лет (3 года; не ограничивается).

 

4.2. Изменения и дополнения производятся по соглашению сторон.

 

4.3. Каждая из сторон вправе расторгнуть договор, предупредив об этом другую сторону за один месяц.

 

5. Другие условия (о почтово-телеграфных расходах, о комиссионных расходах, как и где решаются споры и возникшие разногласия________ и т. д.).

 

6. Особые условия.

 

7. Юридические адреса сторон:

 

Клиент_________ Банк__________

 

8. Подписи сторон.

 

 

Контрольный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов. 1. К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

 

 

где S1 и S2 – субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).

 

а) коньюнктивный;

 

б) конгруэнтный;

 

в) дизьюнктивный;

 

г) смешанный;

 

д) линейный.

 

2. К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

 

 

где S1 и S2– субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).

 

а) коньюнктивный;

 

б) конгруэнтный;

 

в) дизьюнктивный;

 

г) смешанный;

 

д) линейный.

 

3. К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

 

 

где S1 и S2– субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).

 

а) коньюнктивный;

 

б) конгруэнтный;

 

в) дизьюнктивный;

 

г) смешанный;

 

д) линейный.

 

4. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии?

 

а) 1;

 

б) 2;

 

в) 3;

 

г) 4;

 

д) 5.

 

5. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения…»?

 

а) «избегающий»;

 

б) «уступающий»;

 

в) «отрицающий»;

 

г) «наступающий»;

 

д) «колеблющийся».

 

6. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы; стремится уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения»?

 

а) «избегающий»;

 

б) «уступающий»;

 

в) «отрицающий»;

 

г) «наступающий»;

 

д) «колеблющийся».

 

7. Сколько основных стратегий поведения в переговорном процессе выделяют зарубежные и отечественные исследователи данной проблемы:

 

а) 1;

 

б) 2;

 

в) 3;

 

г) 4;

 

д) 5.

 

8. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента?

 

а) «выигрыш-выигрыш»;

 

б) «выигрыш-проигрыш»;

 

в) «проигрыш-проигрыш»;

 

г) «проигрыш-выигрыш»;

 

д) «выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-выигрыш».

 

9. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – уход от конфликта, уступая оппоненту?

 

а) «выигрыш-выигрыш»;

 

б) «выигрыш-проигрыш»;

 

в) «проигрыш-проигрыш»;

 

г) «проигрыш-выигрыш»;

 

д) «выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-выигрыш».

 

10. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов, как: критика конструктивных положений партнера; использование неожиданной информации; обман; угроза; блеф?

 

а) «видимого сотрудничества»;

 

б) «дезориентации партнера»;

 

в) «провокации чувства жалости у партнера»;

 

г) «ультимативная тактика»;

 

д) «выжимания уступок».

Тема 8. Внутриличностные конфликты

 

Внутриличностный конфликт – один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения. Эти и другие аспекты внутриличностных конфликтов находят свое отражение в данной теме практикума.

 

Материал для самостоятельного изучения

Понятие внутриличностного конфликта

 

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

 

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

 

• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

 

• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

 

• Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

 

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856–1939)

 

Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

 

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

 

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

 

Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

 

Сверх-Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

 

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает Я. Если Я не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

 

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

 

 

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870–1937)

 

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

 

Адлер не только объясняет механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

 

 

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875–1961)

 

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

 

Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличност-ном конфликте.

 

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

 

 

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900–1980)

 

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихото-мичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

 

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

 

 

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902–1994)

 

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приводятся в табл. 8.1.

 

 

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890–1947)

 

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл. 8.2.

 

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

 

Таблица 8.1

 

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

 

 

Таблица 8.2

 

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

 

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

 

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

 

Ниже в табл. 8.3 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в табл. 8.4 – способы их разрешения.

 

Таблица 8.3

 

Формы проявления внутренних конфликтов

 

 

Таблица 8.4

 

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

 

 

Источники для углубленного изучения темы

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. V.

 

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

 

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 4.

 

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144–146.

 

5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – Гл. 18; 19; 22.

 

6. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1997.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Приведите определение внутриличностного конфликта.

 

2. Перечислите особенности внутриличностных конфликтов.

 

3. Перечислите основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

 

4. В чем состоит основная суть взглядов З. Фрейда на природу внутриличностных конфликтов?

 

5. В чем основная суть комплекса неполноценности А. Адлера?

 

6. В чем основная суть учения К. Юнга о природе внутриличностных конфликтов?

 

7. В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма?

 

8. Перечислите основные типы внутриличностных конфликтов по К. Левину.

 

9. Перечислите формы проявления внутриличностных конфликтов.

 

10. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Занятие 8.1. Практическое занятие по теме «Самооценка личности методом тестирования»

 

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории внутриличностных конфликтов, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализа полученных результатов тестирования и выработки программы самосовершенствования и самокоррекции поведения.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме тестирования в целях самооценки личности. Им сообщаются тема и цели занятия. Даются указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «Внутриличностный конфликт», «Типы внутриличностных конфликтов», «Формы проявления внутриличностных конфликтов», «Способы разрешения внутриличностных конфликтов».

 

В ходе занятия. Студентам предлагается пройти представленные ниже тесты. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования и оказывает методическую помощь в выработке программы самосовершенствования и самокоррекции поведения.

 

 

Тест 8.1. Самооценка характера по методике Р. Кэттела

 

Назначение теста. Выявить отдельные черты характера личности.

 

Данный тест является модифицированным упрощенным вариантом 16-факторного опросника, разработанного американским психологом Раймондом Бернаром Кэттелом и предназначенного для выявления обобщенных исходных черт личности – факторов, входящих в ее структуру и являющихся причинами выступающих на поверхность реакций человека.

 

Он более прост в обработке и интерпретации, хотя не дает такого представления о личности, как классический вариант (16 РЕ).

 

Инструкция. Вам предлагается выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос («а», «б», «в»).

 

Читая вопросы, долго над ними не задумывайтесь, старайтесь представить всю ситуацию в целом и оценить, насколько она для вас типична.

 

Во всех вопросах ответ «б» соответствует случаям, в которых вы не можете четко ответить или же когда оба противоположных варианта одинаково приемлемы для вас. Старайтесь, однако, не злоупотреблять такими ответами.

 

Помните, что нет «неправильных» или «правильных» ответов – каждый человек имеет право на собственное мнение.

 

1. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей:

 

а) да;

 

б) иногда;

 

в) нет.

 

2. Иногда я неважно себя чувствую без особой причины:

 

а) да;

 

б) не знаю;

 

в) нет.

 

3. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

 

а) да;

 

б) иногда;

 

в) редко.

 

4. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе с ними и совсем не обижаюсь:

 

а) верно;

 

б) не знаю;

 

в) неверно.

 

5. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

 

а) раздражает меня;

 

б) нечто среднее;

 

в) не беспокоит меня совершенно.

 

6. Мне нравится друг:

 

а) интересы которого имеют деловой и практический характер;

 

б) не знаю;

 

в) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

 

7. На предприятии мне было интереснее:

 

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве;

 

б) трудно сказать;

 

в) беседовать с людьми, заниматься общественной работой.

 

8. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

 

а) да;

 

б) трудно сказать;

 

в) нет.

 

9. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

 

а) моим хорошим друзьям;

 

б) не знаю;

 

в) в своем дневнике.

 

10. Я могу спокойно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

 

а) верно;

 

б) затрудняюсь ответить;

 

в) неверно.

 

11. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми:

 

а) да;

 

б) трудно сказать;

 

в) нет.

 

12. Я думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей:

 

а) верно;

 

б) затрудняюсь ответить;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...