Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Районирование РФ: история и современность. Внутреннее устройство СССР и РСФСР

 

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство страны.

1.1 История административного устройства России.

Административное устройство России до революции.

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр. [9, с. 352]

При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г.; их число за это время выросло до двадцати.

В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек. [9, c. 378]

Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.[14,c.152]

Формирование административно - территориального деления после революции.

После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.

Формирование послереволюционного административно - территориального деления нашей страны началось с 1917г. 7 ноября 1917г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917г. – Украинская ССР, в январе 1919г. – Белорусская ССР. В 1918г. в результате результате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась.[2, c. 78] В 1920-1921гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье – Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые 1922г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926г. – Киргизская (которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью). В декабре 1922г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и она также вошла в состав СССР. В 1940г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно договору Молотова - Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР. [14, c. 153]

В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы.

Были ликвидированы многие несоответствия административно - территориального деления царской России экономическому значению регионов.

К концу 30-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.

В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

Сложившаяся к началу 90-х годов политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждения Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991г. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.

В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз, и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Все эти государства – республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики.

По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них.[14, c.153]

Сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Вместе с тем следует отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне Российской Федерации и не намерена подписывать Федеративный договор. Однако существование Чеченской республики вне Федерации не признается.

Автономной областью в составе России пока осталась одна – Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев – 6: Ставропольский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Приморский, Хабаровский и областей – 49.[6, c. 121]

Кроме того, в настоящее время выделяются 7 федеральных округов.

1.2 История развития экономического районирования

Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны.

В ходе исторического развития можно выделить несколько этапов развития теории экономического районирования.

1) 1840-1861 – зарождение теории экономического районирования;

2) 1861-1917 – эволюционное развитие;

3) 1917-1920 - застой в развитии;

4) 1920-1931 – бурное прогрессивное развитие, теория районирования находилась под воздействием НЭПовской реформы в России;

5) 1931-1957 – относительно спокойное эволюционное развитие, районирование менялось благодаря воздействию жестко централизованной системы управления экономикой России;

6) 1957-1964 – революционные изменения (прогрессивные или регрессивные), в 1957-1964 гг. экономика развивалась с принципиально новым делением территорий на экономические районы;

7) 1964-1991 – относительно спокойное эволюционное развитие, в экономике действовал принцип жестко централизованного управления;

8) 1991 – 2000 (революционные изменения прогрессивные или регрессивные) [13, с. 132]

9) 2000 – настоящее время (также революционные изменения).

После 1991 г. и по настоящее время имеются новые точки зрения на территориальную структуру народного хозяйства РФ.

На каждом из обозначенных этапов теория районирования находилась под воздействием одного или нескольких системообразующих. знаков. В состав последующих обычно включают:

• экономическую специализацию различных частей страны;

• характер экономических связей;

• национальные особенности территории;

• географические особенности (ландшафт, климат, обеспеченность различными ресурсами, прежде всего, минеральными и водными). [13, c. 132]

Рассмотрим некоторые этапы более подробно.

1840-1917 годы

Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П. П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.[14, c.154]

Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории.

В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А. Н. Челинцева, А. И. Скворцова, П. П. Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.[15, c.144]

1920-1931 годы

Первый перспективный план – план ГОЭЛРО – был разработан и утвержден в 1921 г. по 8 крупным экономическим районам. Выделение экономических районов, как научное сочетание

сочетание губерний (группировки), положило начало научного районирования и территориального планирования. Объективная необходимость разработки территориальных планов возникла вместе, с новым общественным строем и планированном народного хозяйства страны. [12, c. 16]

По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно-территориальному устройству. Это был первый опыт советского экономического районирования.[1, c. 35]

Особенностью такого районирования было несовпадение границ экономических районов и административных образований (в последующих работах Госплана по районированию этот недостаток был устранен).

Главный системообразующий признак, использованный в районировании Госпланом, – возможность административных единиц самоуправляться экономически.

Это следует из определения экономического района Комиссии ВЦИК по районированию. «В виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности законченная территория, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой к производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства». [12, c. 6] И далее: «Этот принцип экономической законченности дает возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой технике и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются другие весьма важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров». [12, c. 7]

Такая возможность существовала вследствие следующих факторов:

• наличие единой минерально-сырьевой базы района;

• наличие сети железных и шоссейных дорог,

• относительная экономическая замкнутость экономики района;

• наличие профессиональной подготовки работников с учетом экономической специализации области.

В числе важнейших задач управления крупными областями были:

• таможенная политика;

• денежное обращение и государственные кредиты;

• управление магистральной сетью железных дорог;

• морские перевозки и хозяйство крупнейших портов;

• есть электропередачи и государственных районных электросетей;

• владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку;

• разработка законодательных документов.[13, c. 133]

Первый пятилетний план (1928—1932) был составлен по 24 районам. Он предусматривал всемерное углубление специализации, районов, рациональное географическое разделение труда между ними, а также комплексное развитие хозяйства районов.

В этом плане подчеркивалось, что планомерно проводимая политика специализации хозяйственной деятельности районов есть необходимый метод ведения планового хозяйства. План по районам страны был разработан в соответствии с Директивами XV съезда партии о резком подъеме экономики отсталых национальных районов и окраин.

В результате успешного выполнения первой пятилетки была создана вторая угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке страны, а также произошли крупные сдвиги в индустриальном развитии всех национальных районов. [12, c. 16]

1931-1957 годы

В 1938–1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам. [11, c. 57]

Второй пятилетний план, (1933—1937) предусматривал дальнейшие сдвиги в размещении производительных сил, главным образом на восток страны. Это явилось важным условием более широкого использования всех природных богатств и хозяйственных ресурсов районов и осуществления более рациональных экономических связей между ними.

План был разработан по 32 районам и по зоне советской Арктики. План развития районов представлял собой глубоко научное и технико-экономическое обоснование задач развития хозяйства районов с учетом различных исторических и природных условий и ресурсов. В числе районов были выделены Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР – Армения, Азербайджан и Грузия), Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР. План развития районов во втором пятилетии представлял собой конкретизацию по отдельным республикам, краям и областям с учетом их задач и места в выполнении плана развития народного хозяйства страны. [12, c. 17]

Третий пятилетний план (1938—1942) был составлен по 9 крупным экономическим районам РСФСР и 10 союзным республикам. В решении XVIII съезда партии о третьем пятилетнем плане впервые широко были поставлены задачи комплексного развития хозяйства экономических районов. Съезд выдвинул задачу: организовать добычу топлива и производства цемента, стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой и пищевой промышленности, во всех основных экономических районах в размерах, полностью удовлетворяющих их потребности. Что же касается ряда продовольственных продуктов, швейных и галантерейных изделий, мебели и местных строительных материалов, то они, как указал съезд, должны в достаточном количестве производиться в каждой республике, крае и области. Особое внимание в третьем пятилетнем плане было уделено созданию предприятий-дублеров по машиностроению, химической промышленности и нефтепереработке в Поволжье и на Урале. Это явилось важным шагом в укреплении обороноспособности страны.

В военный период (1941—1945) значение территориального планирования резко усилилось. Оно решало задачу: в кратчайшие сроки пустить в эксплуатацию в восточных районах страны перемещенные из западных районов Советского Союза предприятия. Большое значение для своевременного развертывания оборонной промышленности на востоке СССР имели военно-хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. По основным видам военной продукции устанавливались задания непосредственно по заводам.

Четвертый пятилетний план (1946—1950) был разработай по 13 основным районам. В нем центральное место заняли вопросы восстановления разрушенного фашистами хозяйства и развития всех отраслей, особенно тяжелой промышленности. [12, c. 18]

Пятый пятилетний план (1951—1955), разработанный также по 13 основным районам и 15 союзным республикам и утвержденный XIX съездом партии, предусматривал обеспечение дальнейшего улучшения географического размещения нового строительства промышленных предприятий, приближение производства к источникам сырья, топлива, к районам потребления с целью ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок.

Шестой пятилетний план (1956—1960) развития народного хозяйства СССР был составлен так же, как и на две предыдущие пятилетки, по 13 основным экономическим районам и 15 союзным республикам. В шестой пятилетке впервые была поставлена задача ограничения в районах европейской части строительства электроемких и топливоемких предприятий и преимущественное размещение этих производств на востоке страны, что вызывалось напряженным состоянием топливно-энергетического баланса европейских (западных) районов страны и общей задачей улучшения географического размещения производительных сил. [12, c.18]

1957-1964 годы

В связи с научно-техническим прогрессом появляются новые отрасли экономики. Для управления новыми отраслями создаются министерства. Составление схем размещения производительных сил страны становится предельно сложным. Возникла необходимость в коренном изменении системы управления экономикой, в новом, семилетнем плане

Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965), разработанный по 13 крупным районам, 15 союзным республикам и по внутриреспубликанским экономическим (административным) районам, был новым этапом районирования СССР.

Вся территория страны (СССР) была поделена на 105 единиц. Они получили название «административный экономический район» (АЭР). [12, c.18] В каждом районе был создан специальный орган управления экономикой Совет народного хозяйства (СНХ). Название этого органа было взято из прошлого: так назывались органы экономического управления областями в 20-е годы. Но между совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х годов существовали принципиальные различия. Совнархозы, созданные в 1957 году управляли всеми предприятиями национального значения, функционирующими на территории АЭР. Совнархозы 20-х голов представляли собой экономические подразделения областных Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов, функционально подчинялись ВСНХ. Совнархозы 1957-1964 гг. управляли промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть предприятий местного значения управлялась Совминами автономных республик и исполкомами местных Советов.

Управление экономикой через СНХ имело и положительные и отрицательные черты.

Положительные черты

1. Впервые в экономике Советской России органы управления были максимально приближены к объектам управления. Между Совнархозами как органами травления и предприятиями в этот период не было промежуточных управленческих

 

управленческих звеньев. Благодаря этому, ускорялось движение управленческой информации, ускорялся процесс согласования в различных вопросах, связанных с новым строительством (размещением производительных сил).

2. Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства, относимые к разным отраслям хозяйства, на территории одного района в единое целое. Другими словами, появилась возможность создать в границах района цельные системные производственные образования территориально-производственные системы

3. Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ занялись комплексированием производства.

4. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми ресурсами, подготовки новых кадров.[13, c.134]

Недостатки

В системе управления экономикой до 1957 года, то есть при управлении посредством министерств, создавались специальные подразделения отраслевой специализации – главные научно-технические управления при министерствах. Главной функцией этих подразделений было внедрение научно-технических разработок, то есть поддержание на должном уровне научно-технического прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 года по определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались в границах какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были построены: один – в Литве, два – на Украине, два – в Москве, один – в Казани, один – в Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался в разных экономических административных районах. Существовавший прежде обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо-Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным. Технический прогресс, темпы его развития в сравнении с развитыми экономическими странами стали отставать. Этот фактор стал определяющим и способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году.[13, c.136]

Несмотря на явные недостатки в системе управления производительными силами этого периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная особенность: в тех районах, где границы экономического административного района совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию производительных сил. В этих регионах стали формироваться комплексно-организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные комплексы». Такая особенность вызвала пристальный интерес специалистов в области районирования, размещения производительных сил и экономгеографов. Именно в это время впервые в мире стала формироваться специальная экономическая теория – теория ТПК.

1964 –1991 годы

В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов – Центральный, Северо-западный, Центрально-черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района – Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России. [15, c.146]

1991 – 2000 годы

Развитие российской экономики в условиях реформ перехода к рыночным отношениям.

После 2000 года

В 2000 году было произведено разделение территории Российской Федерации на семь округов. Начало формирования районирования по федеральным округам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...