Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы определения налоговой базы




Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.


Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Если организация была создана после начала календарного года, первым НП для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым НП для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

 

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.

Способы взимания налогового оклада

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной их категории как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для отдельных категорий субъектов).

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита является и безвозвратными, и бесплатными.

Налоговая система Российской Федерации

Вопросы:

• Понятие и основные характеристики налоговых систем

• Понятие налоговой политики государства и методы ее регулирования

• Система законодательства о налогах и сборах Российской федерации

• Участники налоговых отношений

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном государстве

Субъектами налоговой системы в зависимости от государственного устройства выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города, районы и другие).

К системообразующим факторам относят:

• собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;

• законодательная база для строительства налоговой системы;

• механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;

• виды налогов;

• порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;

• система налоговых органов;

• формы и методы налогового контроля.

Принципы построения налоговой системы

Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста.

Формы налоговой политики

Классификация налоговой политики

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финансовой, а также социальной стратегий соответствующего государства.

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Цели налоговой политики

Налоговая система Российской Федерации – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов по их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Система налогов Российской Федерации – совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

15видов налогов в том числе

•10 федеральных

•3 региональных

•2 местных.

•4 специальных налоговых режимов

2 сущность,необходимость и основные рычаги гос регулирования экономики

 

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

Рычаги государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или с опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:

· фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

· денежная политика;

· политика регулирования доходов;

· социальная политика;

· государственное регулирование ценообразования;

· внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства:

· регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);

· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке;

· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Налоги в ГРЭ играют две роли:

· это главный источник финансирования государственных расходов;

· это инструмент регулирования.

Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала, которое в современных условиях является главным средством стимулирования накопления и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций — освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству. Государственный сектор — это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства и является одним из инструментов перераспределения ВВП. Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Сюда же относятся: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

3 Научная парадигма согласованиявнутригосударственных интересов участников налоговых взаимоотношений

Ст. 57 Конституции РФ коротко и ясно гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговым Кодеком Российской Федерации определены такие налоги и сборы, которые не препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав.

В налоговой политике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляется как совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеют экономическое обоснование. Все налоги и сборы, определенные Налоговым Кодексом Российской Федерации, не ограничивают свободное перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика.

Вся совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, прядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств - это налоговое право. Налоговое право определяется общественно-экономическим строем государства, его задачами и функциями. Налоговое право содержит специальные нормы (элементы закона о налоге или налоговую модель), устанавливающие по каждому налогу субъектов налогообложения или основание для взимания налога, ставку налога или его норму, порядок исчисления и взимания налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий органов взыскания, связанных с исчислением и взиманием налогов.

За налогоплательщиком закреплено право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах (ст. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации). Донная норма вменена в обязанность налоговых органов.

4 гармонизация налогообложения: отечественные реалии и международные ориентиры

Международные налоговые отношения строятся в Российской Федерации исходя из следующих целей:

• устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков;

• гармонизация налоговых систем и налоговой политики;

• унификация фискальной политики и стандартизация налогового законодательства;

• разрешение возникающих проблем по урегулированию вопросов двойного налогообложения;

• предупреждение уклонения от налогообложения;

• предупреждение принятия дискриминационных действий в отношении налогоплательщиков-нерезидентов;

• согласование налогообложения инвестиционной деятельности;

• другие стратегические цели.

Налоговые отношения в каждой стране регламентируются законодательными и нормативными документами - как национальными, так и международными. В Российской Федерации формой применения норм международного права являются международные договоры и соглашения.

В системе налогового законодательства международные соглашения делятся на: 1. Международные соглашения общего характера. Они устанавливают общие правила в области налогообложения.

2. Собственно налоговые соглашения:

• общие налоговые соглашения (конвенции) – международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие весь круг вопросов в области налогов;

• ограниченные налоговые соглашения – распространяются на конкретные налоги.

3. Договоры по налоговым вопросам:

• соглашения о налоговых режимах и льготах;

• торговые соглашения.

Договоры предусматривают, как правило, режим наибольшего благоприятствования, предоставление льгот и т.д.

В соответствии со ст. 7 НК РФ «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Международные налоговые отношенияпредставляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, дву- и многостороннем порядке. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

Регулирование международных налоговых отношений может проводиться странами в одностороннем порядке — путем издания законодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранных юридических и физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений. В отношении налогов, имеющих своим объектом сделки, например куплю-продажу товаров, услуг, недвижимости, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме издания законодательных актов, а в сфере таможенных пошлин, налогов на доходы и капитал широко применяются, дополняющие или заменяющие соответствующие нормы внутреннего законодательства.

Гармонизация налогов (tax harmonization) – систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения.

Гармонизация налогов впервые начала осуществляться в конце XIX – начале XX века при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В условиях углубления международной экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и национального налогового права различных государств.

Тенденции обусловлены:

§ внешнеэкономической интернационализацией контактов в различных сферах деятельности на межгосударственном уровне;

§ приведением внутреннего правового регулирования и экономических отношений в соответствие с принципами и нормами международного экономического права;

§ внешнеполитическими обстоятельствами.

Гармонизация налогов способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений: двойного налогообложения, ухода от налогов и др.

Гармонизация налогов означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем различных государств на основе международных договоров и межгосударственных соглашений.

Несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации национальных налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957 г., что послужило началом создания Европейского Содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финансовую политику, европейские государства стали создавать условия для сближения налоговых систем.

В 60-х гг. начали решаться проблемы международного двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торговой политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания территории с единым налоговым режимом. Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС, согласно которым национальная налоговая политика не должна:

1. препятствовать свободе продвижения товаров;

2. свободе передвижения лиц;

3. вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС.

Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налоговых систем проявляется также в процессе согласования налогового законодательства стран-участниц ЕС. В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран-участниц ЕС проводилась обязательная и последовательная унификация взимания косвенных налогов. В частности, введено новое налоговое регулирование по НДС путем унификации принципов его исчисления и введения единых правил взимания при проведении экспортно-импортных операций, сближения уровней налоговых ставок. Акцизы на некоторые товары (чай, соль, сахар) были отменены, а на остальные товары установлены единые ставки.

Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 г. – с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988 г. принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80–90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.

Государства-члены ОПЕК создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в государственную казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений на территории стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 г. соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий.

Развивающиеся международные экономические процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН.

Расширение внешнеэкономического сотрудничества требует согласования экономической и финансовой политики, в т.ч. принципов налоговой политики стран-участниц СНГ. Объясняется это высокой степенью интегрированности и взаимосвязями всех хозяйственных секторов стран СНГ. Для минимизации действий, наносящих экономический ущерб друг другу, проведения скоординированных экономических реформ, направленных на создание рыночной экономики, в которой главными экономическими регуляторами являются налоги, правительства СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов в интересах всех государств, входящих в Содружество. Поскольку одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности, согласование налоговой политики стран СНГ направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также других формах финансово-хозяйственной деятельности на их территории. В соглашении стран-участниц СНГ зафиксировано обязательство координировать такие положения законодательства о налогах, как:

§ правила определения субъектов и объектов налогообложения;

§ порядок учета затрат на производство и реализацию продукции (по налогу на прибыль предприятий);

§ принципы определения облагаемых доходов и не подлежащих налогообложению доходов (по подоходному налогу с физических лиц);

§ применение единой ставки НДС и унифицированного порядка его исчисления и уплаты.

По вопросам двойного налогообложения каждая из участвующих стран СНГ должна заключать новые соглашения между собой и с другими иностранными государствами и выполнять их самостоятельно. 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписан Протокол об унификации подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Главы правительств стран-участниц СНГ договорились использовать между собой и с третьими странами типовое соглашение, которое определяет унифицированные подходы и условия при подготовке соответствующих соглашений. Типовое соглашение, подписанное Советом Глав Правительств стран СНГ, имеет рекомендательный характер. Подписан также Договор о Таможенном союзе между рядом стран-участниц СНГ.

 

5 Методологические основы стратегии и тактики налоговой политики как формы реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии

налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

* экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

* социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

* фискальные - повышение доходов государства;

* международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...