Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если вы идёте в гости или переезжаете




Если честно, лучше не ехать совсем: перемен малыши не любят. Но если уж это необходимо, то перевозить надо и те вещи, которые составляют постоянное окружение малыша, - кроватку (или хотя бы буфер из кроватки), ванночку, соски, одеяла.

После года вы можете не тащить с собой такие крупные вещи, как, например, одеяло.

Теперь малыша успокоит и родной предмет размером поменьше: любимая игрушка (особенно если вы не имели глупость её постирать: незнакомый запах малышей настораживает), кукольное одеяльце, знакомая одежда, которую вы повесите в поле его зрения.

 

Если пришлось надолго уехать

Длительная разлука тяжела для малыша просто потому, что он не понимает, что такое «скоро», «завтра» или «через неделю». За пару недель маленькие дети успевают перестроить свой внутренний мир и адаптироваться в новых условиях к «усечённой» семье.

Как реагирует малыш на отсутствие того, к кому привязан?

Сначала он протестует, бунтует, плачет, отвергает все виды забот, которые предлагаются ему взамен. Это первая стадия.

Затем наступает вторая—период отчаяния. Малыш затихает, «уходит в себя», становится пассивным и печальным.

Но через какое-то время (это зависит от возраста и темперамента) всё вроде бы приходит в норму: ребёнок успокаивается, он снова весел и охотно контактирует с тем человеком, который о нём заботится в данный момент. Кажется, он даже не вспоминает тех, кто его покинул, и нисколько не страдает от этой разлуки. Это стадия отчуждённости. Это сработал защитный механизм, охраняющий психику ребёнка. По-видимому, ребёнок «закрывался», чтобы легче пережить разлуку. Он «подключился» к другому человеку, привык к иному ритму жизни. Когда мама возвращается, малыш словно не хочет её признавать, он отворачивается, избегает её. Кажется, что малыш потерял к маме всякий интерес.

К счастью, через какое-то время после разлуки большинство детей восстанавливают свою утерянную связь с мамой. Но бывают и исключения. Если разлука была слишком продолжительной, если уход за маленьким ребёнком был «не тот», если родители не смогли снова «подключить» малыша к себе, ребёнок может утратить доверие ко всем людям вообще. В результате из такого ребёнка может вырасти «личность, лишённая любви», то есть человек, не умеющий любить и по-настоящему заботиться о других людях.

После длительной разлуки вам снова придётся завоёвывать доверие ребёнка. Наберитесь терпения и не торопите малыша. Дайте ему время присмотреться, вспомнить, привыкнуть. По сути, у малыша должна снова сформироваться (вернуться) привязанность к вам.

Разлука не будет так мучительна для малыша, если близкие, которые ухаживают за ним в это время, помогут маленькому человеку сохранить привязанность и доверие к вам. Можно рассказывать о том, как «мама и папа тебя любят», где они, что делают, готовить подарки, рассматривать альбом с вашими фотографиями, смотреть видеозаписи. Не пугайтесь, если эти напоминания так сильно расстроят малыша, что он расплачется. Малышу гораздо труднее перенести «пропажу» любимых родителей. Просто надо приласкать, посадить на колени, погладить и разделить с ним переживания (ребёнку, даже очень маленькому, важно чувствовать, что его понимают и поддерживают). Слёзы принесут облегчение, а напоминание об отсутствующей маме (или папе) успокоит и поддержит веру в то, что она любит его и обязательно к нему вернётся.

 

2. Как малыш ориентируется в пространстве.

И вещи, и предметы для малыша означают не то, что для нас с вами. Вещи и предметы для него - ориентир в пространстве, и они помогают это пространство освоить. Это нелёгкое дело. Если сомневаетесь - сходите ну хотя бы в Эрмитаж, откуда без карты и советов вы не выберетесь. Или вспомните свои ощущения, когда вы заблудились в незнакомом городе или государстве. Так и малыш. Когда он начинает изучать (проползать, потом прошагивать) пространство той же комнаты, ему нужно найти и отработать способ ориентирования в нём. И когда вы что-то передвигаете, что-то меняете, малыши теряют ориентиры.

Вещи - это вехи. Точки отсчёта, долины и горы большого мира. Это - вестовые столбы, и если какой-то оказался слишком шатким - не ругайте ребёнка, а просто верните «столб» на место.

 

ПРАКТИКУМ-ИГРА

Хочешь быть моим хвостом?

Когда малыш начал ползать и ходить, незамысловатые игры, подобные этой, помогут вам сориентировать его в пространстве (особенно если там появилось что-то новенькое), удовлетворят его инстинкт следования за мамой, зададут ритм и темп передвижения и развеселят вас обоих. У вас есть общее дело (что очень приятно для ребёнка), он чувствует свою причастность и нужность. Благодаря подобным играм вы легко налаживаете диалог, что способствует, сами понимаете, установлению доверительных отношений.

А играть очень просто. Вы говорите или напеваете: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?»

Малыш жестами выражает свою готовность (а очень скоро он научится говорить «да», «хочу»). И вы передвигаетесь в нужном вам направлении. Это может быть ползание прямо на коленках или зигзагами, ползание на брюшке, катание по родительской кровати. А когда малышу будет 1,5-2 года, он сможет за вами прыгать, бегать, ходить на полусогнутых, что тоже очень полезно.

 

Восьмимесячный карапуз, сидит на полу.

Старшая сестра по собственной инициативе поднимает его и переносит на ковёр.

Протест, рёв!

Я возвращаю его обратно и говорю дочке, что так и должно быть: в этом возрасте он уже хочет что-то решать сам (не то что раньше - куда повернёшь, туда и ползёт), ведь в нём пробуждается личность.

«Довольно вредная личность пробуждается»,печально говорит старшая сестра.

 

3. Оставь свой след.

Примерно в год (чуть раньше, чуть позже), когда ребёнок деятельно осваивает пространство комнаты, квартиры и даже улицы, он вдруг делает ещё одно поразительное открытие. Оказывается, что оно, это самое пространство, можно не только исползать-исходить, но и пометить, то есть оставить в нём следы своего присутствия! И он с большим энтузиазмом начинает помечать. Фломастером, мелками, чумазыми пальчиками—всем, чем получится. Это нам, взрослым, кажется, что малыш просто пачкает обои и палас. На самом деле его первые каракули, которые он оставляет во всех доступных (а часто и малодоступных) ему местах, - это радостный крик, заявление: «Смотрите: Я есть! Я здесь! Я существую!» Для ребёнка это очень важно: оставить свой след, подтвердить своё существование в мире.

Примерно то же самое, что красный флаг над Рейхстагом. Представляете теперь, как выглядит для него наш окрик: «Прекрати!» Вместо того чтобы тормозить малыша, сделайте две вещи: направьте его «рисовальную» энергию в нужное русло и понаблюдайте, как он рисует. И вы лучше узнаете, что там у него внутри маленькой пушистой головки.

Дайте большой лист бумаги и фломастер - пусть рисует. А вот его забавные каракули могут кое-что рассказать о самом малыше.

Если ребёнок просто размулёвывает бумагу как попало, его каракули запросто убегают за край листа и он не обращает на это ни малейшего внимания, значит, он ещё не усвоил понятия «край» («граница», «предел», то есть то, за что нельзя переступать).

В этом же «бескрайнем» (бескраевом) возрасте он так же запросто может забыть про край дивана или стула и, соответственно, свалиться. А вот когда карапуз твёрдо усвоит, что такое «край» и чем он опасен, этот опыт сразу же отразится в его рисунках: весёлые каракули, добегая до края листа, начнут изгибаться и возвращаться внутрь, к центру. Обратите внимание и на то, как вольно обращается малыш с самим пространством листочка. Не признавая ни верха, ни низа, он поворачивает во все стороны и малюет там, где есть свободное место. Не мешайте, так и должно быть. И не учите «как надо делать правильно». Пока малыш ещё не сориентировался в мире, не разложил свои представления «по полочкам». Что вижу - то пою... как чувствую - так рисую... Умение придёт. Не мешайте, а наблюдайте. Детские рисунки помогут вам заметить новый шаг в развитии ребёнка.

Годам к полутора-двум малыши переходят от крупномасштабных «полотен» к «миниатюрам». И это опять-таки не случайно.

 

Внимание к мелочам

От года до трёх дети концентрируют своё внимание на мелких деталях. Замечали, как ваш карапуз углядывает на газонах муравьев и мошек, а на большой картинке—малюсенький цветочек, на который вы и внимания не обратили? Порадуйтесь этому: психическое развитие ребёнка поднимается на новую ступеньку: он желает изучить мир во всех деталях. Это его естественная потребность, и не надо гасить её, ругать за комочки, листочки и прочие безобразия, которые он норовит подобрать и успеть попробовать на зуб.

В квартире малыш тоже гоняется за мелочами. Он пытается отколупнуть кусочки обоев, пробует отодрать все попавшиеся кнопочки, винтики, гаечки, проявляя при этом завидное упорство. А если застукает за обедом кошечку-собачку, примется за сухой корм. Ребёнок ползункового возраста всю мелкую добычу тянет в рот, двухгодовалый малыш готов экспериментировать: а куда войдёт горошинка, в нос или в ухо? А если ненароком упадёт шкатулка с мелочами, маленький пылесосик охотно займётся её содержимым.

Нанижите на крепкую нитку пуговички и другие безделушки - пусть развлекается. Хватательно-кусательная страсть маленького исследователя скоро трансформируется в открыва-тельно-закрывательную. Что-то открывать, закрывать, класть что-то внутрь, а потом обратно вытаскивать, складывать, строить (и разваливать) малыши просто обожают. И опять-таки, не тратьте нервы и не боритесь. Так дети оттачивают свои движения и чувство осязания. Направьте страсть в мирное русло: малышки охотно займутся с вами уборкой, а пока вы наводите порядок, например, на кухне, поперекладывают кастрюльки и с удовольствием пороются в крупе.

 

ПРАКТИКУМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...