Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовые проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий




 

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.

Банкротство предприятий в основном является результатом неквалифицированного менеджмента. Банкротство – неотъемлемая часть конкурентной рыночной среды.

В развитых странах, к примеру, в Германии и Франции судами рассматривается ежегодно 20-40 тыс. дел о банкротстве должника.

В России количество дел о банкротстве растет быстрыми темпами: в 1999 г. к производству было принято 10933 дела, в 2002 – уже 84000, в начале 2003 – более 100000. Институт банкротства с каждым годом становится все более востребованным. Угроза банкротства заставляет предприятия принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда.

В соответствии с Указами Президента от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» и от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ постановлением от 8 июля 1997 г. № 848 «Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» определило, что эта служба (ФСДНФО) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению – правопреемник Федерального управления по делам о несостоятельности при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом.

В настоящее время указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству упразднена. Функции по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, функция по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства - Федеральной налоговой службе, часть функций – Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Российская действительность, к сожалению, такова, что любое успешно работающее предприятие независимо от организационно-правовой формы, численности работающих и надежности «крыши» может подвергнуться, казалось бы, неожиданной, но на самом деле хорошо подготовленной атаке с целью установления контроля над финансовой деятельностью.

Юристы считают, что существует три основных способа завладения чужой собственностью: незаконное банкротство, неправомерное создание параллельных органов управления тем или иным обществом, незаконное применение мер по обеспечению иска.

По данным международной юридической компании «Кудер Бразерс» (за 2002 г.) в России произошло 1870 поглощений одних компаний другими (захват контрольного пакета акций и смена руководства), из которых 76% были враждебными.

В роли захватчиков, как правило, выступают специализирующиеся на этом структуры с нанятыми ЧО-Пами и квалифицированными юристами, с практически неограниченными денежными ресурсами, с заранее подкупленными судьями, приставами, журналистами.

Заказчиками захвата являются крупные ФПГ, истинные собственники которых, как правило, неизвестны.

Наиболее привлекательными для захватчиков и уязвимыми для поглощения являются эффективно работающие небольшие и средние предприятия, функционирующие в форме ОАО или ЗАО., контрольный пакет акций которых находится у руководителей и рядовых работников, а также у бывших работников, в том числе у пенсионеров.

Признаками возможного поглощения являются:

• неожиданное предложение одному из акционеров продать свои акции (неважно, от кого поступило предложение и о каком количестве акций идет речь);

• неплановая проверка со стороны налоговых, правоохранительных органов, регионального отделения ФКЦБ РФ;

• недружественная публикация о предприятии или его руководителе в СМИ;

• получение акционерами и работниками писем, раскрывающих якобы некие неблаговидные поступки руководителей предприятия;

• агрессивная скупка контрольных пакетов акций предприятий той же отрасли в других регионах;

• активность сторонних акционеров по консолидации акций мелких акционеров;

• неожиданное усиление давления со стороны поставщика материалов, сырья, комплектующих, кредиторов;

• неординарное поведение охраняющей территорию предприятия структуры, например, без объяснения причин выдвигается требование немедленно увеличить оплату;

• подача иска на руководителя или его заместителей (неважно, от кого и по какому поводу) в суд;

• факт дарения акций;

• предложение о выполнении функций исполнительного органа вашего АО некоей управляющей компанией с весьма благовидными целями;

• неожиданное предложение финансовой помощи на выгодных условиях.

Специалистами разработаны некоторые рекомендации руководителям небольших и средних акционерных обществ по защите от враждебного и, как правило, незаконного поглощения:

1) Необходимо провести ревизию состояния акционерного капитала. Более 75 % акций должно быть у дружественных руководителю предприятия акционеров (у руководства, работников, пенсионеров, уволенных, у юридических лиц).

Важно убедить акционеров продать свои акции работникам-акционерам или самому АО. Цена, по которой предприятие готово выкупать акции, должна быть такой, чтобы сумма процентов была больше, чем по вкладу в банке. Максимальную цену, по которой экономически выгодно выкупить акции, можно рассчитать путем деления 25% стоимости чистых активов на общее их число.

2) Вторая по важности задача – постоянный контроль реальной цены акций. Чем лучше финансовые показатели, тем цена выше. На завершающем этапе захватчик готов купить акции по цене в два раза выше реальной, потому что ему нужно всего 50% плюс одна акция. В целом захватчик может позволить потратить на захват сумму, примерно равную 50% чистых активов предприятия.

Если размер уставного капитала АО находится в пределах 30% от размера его чистых активов, это серьезно осложняет поглощение, но вынуждает платить более высокую цену за выкуп акций у увольняющихся.

3) Если вы и дружественные вам физические и юридические лица владеют более 75% акций, можно подумать о консолидации названного пакета с тем, чтобы ситуация с ними снова не вышла из-под контроля.

Есть три основных варианта объединения, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Если акционеров не более 50, можно консолидировать акции в форме вкладов в ООО, обычное ЗАО либо же преобразоваться в закрытое акционерное общество работников (народное предприятие). В последнем случае практически нет ограничений по числу акционеров – их может быть до 5000, к тому же на сегодня народное предприятие законодательно в наибольшей степени защищено от враждебного поглощения.

4) Необходимо разобраться с каждым, самым мелким, кредитором и подтвердить взаимные обязательства в письменном виде с нотариальным заверением.

5) Следует проверить процедуру прошедшей приватизации. Если там есть огрехи – лучшим выходом будет преобразование в другой тип АО или в другую организационно-правовую форму.

6) Важно убедится в надежности хранения финансово-бухгалтерских документов предприятия, особенно его печати, и проанализировать отношения с руководством банка. При создании захватчиком параллельных органов управления поведение банка может стать определяющим.

7) Необходимо продумать меры, которые вы сможете предпринять по предотвращению физического захвата территории предприятия, прежде всего его заводоуправления. Нужно знать наверняка, можно ли положиться на вашу охранную структуру. Практика показывает, что любая «крыша» может «дать течь». Обстановка в коллективе также имеет большое значение. В решающий момент только от позиции большинства работников (акционеров и неакционеров) будет зависеть, удастся ли захват.

Немаловажное значение имеет система быстрого оповещения работников при попытке захвата территории в нерабочие часы, особенно в выходные и праздничные дни.

8) Особый контроль надо установить за действиями регистратора предприятия. Нужно построить такую систему взаимоотношений с ним, чтобы вы знали о предстоящих сделках с акциями, прежде всего по дарению, до их оформления. Следует четко представлять, из каких источников можно будет мобилизовать достаточно крупные суммы наличных денег.

9) В деле выживания не последнее место занимает административный ресурс, рекомендуется установить доверительные отношения с местными властями, заручится поддержкой со стороны губернатора или депутата Госдумы РФ. Если ваше предприятие «прозрачное» и предсказуемое, то это будет не сложно сделать.

В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула «Z-счета» Э. Альтмана:

 

Z = 1,2 х Х1 + 1,4 х Х2 + 3,3 х Х3 + 0,6 х Х4 + 1,0 х Х5,

где:

Х1 – оборотный капитал / совокупные активы;

Х2 – чистая прибыль / совокупные активы;

Х3 – прибыль до налогообложения / совокупные активы;

Х4 – рыночная стоимость акций / суммарная задолженность;

Х5 – выручка от продаж / совокупные активы.

При значении Z = < 1,8 вероятность банкротства очень высока, при Z от 1,9 до 2,7 вероятность банкротства средняя, при Z от 2,8 до 2,9 – невелика, при Z = >3,0 – очень низкая.

В РФ для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и в целях выявления признаков банкротства используется методика, утвержденная Правительством РФ в 1994 г., в которой разработана система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2.

• коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

 

Кт.л. = Оборотные активы_______________________________________

Кредиторская задолженность +краткосрочные кредиты и займы.

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Ко) характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости и определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

 

Ко = Собственные оборотные средства

Стоимость запасов.

Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

В том случае, если хотя бы один из коэффициентов, перечисленных выше, имеет значение менее указанных, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за установленный период, равный 6 месяцам.

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за установленный период, равный 3 месяцам.

Коэффициент восстановления платежеспособности (К в.п.) определяется по формуле как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления платежеспособности, равный 6 месяцам:

 

Кв.п.= Кт.л.1 + 6 / Т х (Кт.л.1 – Кт.л.2),

Кт.л.норм

где:

Кт.л.1 – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;

Кт.л.2 – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

Кт.л.норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равное 2;

6 – период восстановления платежеспособности в месяцах;

Т – отчетный период в месяцах.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности определяется по формуле как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению.

Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период утраты платежеспособности, равный 3 месяцам.

 

Ку.п.= Кт.л.1 + 3/ Т х (Кт.л.1 – Кт.л.2),

Кт.л.норм

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.

Понятие и критерии финансовой несостоятельности.

Законодательством РФ устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулируется порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В настоящее время действует закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с законом несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаком банкротства для юридического лица считается не способность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – 1 Методические положения об оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утв. Распоряжением Федерального управления по делам несостоятельности (банкротства) от 12.08.1994 г. №31-Р. юридическому лицу – в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшееся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Должник также вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, если:

• удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

• органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

• органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

• обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника и др.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица – применяются следующие процедуры банкротства:

• наблюдение;

• финансовое оздоровление;

• внешнее управление;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение1.

Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

• требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного порядка;

• по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;

• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;

• запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

• запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

• не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов.

Определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

• о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

• о создании филиалов и представительств;

• о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

• о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

• о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

• об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансовопромышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

• о заключении договоров простого товарищества.

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника – унитарного предприятия – для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных законом вопросов.

Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В ходе наблюдения должник вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом он обязан представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

• сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия – обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

• предлагаемые учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия – срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований кредиторов.

К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются:

• план финансового оздоровления;

• график погашения задолженности;

• протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;

• перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;

• при наличии обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия – обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.

С момента вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

• требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного порядка;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

• запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

• запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

• не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования;

• не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными законодательством.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

• связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

• влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершатьсделки, которые:

• влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

• связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

• влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

• влекут за собой получение займов (кредитов).

Должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им, либо обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

Имущество, являющееся предметом залога, продается только на торгах. Продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества. В указанном случае обеспеченные залогом требования кредитора погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

• вести реестр требований кредиторов;

• созывать собрания кредиторов в случаях;

• рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;

• предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

• осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

• осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

• осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и др.

Административный управляющий имеет право:

• требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

• принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

• согласовывать сделки и решения должника и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных законодательством;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер и др.

Административный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей административного управляющего:

• на основании решения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на административного управляющего обязанностей, установленных законом;

• в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение административным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов и т.д.

В случае освобождения или отстранения административного управляющего арбитражный суд утверждает нового административного управляющего.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов арбитражный суд выносит одно из определений:

• о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

• об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления, составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов и принимает решение:

• об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления;

• об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

• определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

• определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:

• установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;

• подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

• проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года.

Внешнее управление осуществляется в целях восстановления платежеспособности должника.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более, чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более, чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

• прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

• внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

• прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Органы управления должника в пределах своей компетенции вправе принимать решения:

• о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

• об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

• об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

• об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

• об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

• об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

• о замещении активов должника;

• об избрании представителя учредителей (участников) должника и др.

Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей; он распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

В течение срока действия моратория:

• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;

• не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

• на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;

• в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей;

• в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим.

Внешний управляющий имеет право:

• распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями;

• заключать от имени должника мировое соглашение;

• заявлять отказ от исполнения договоров должника;

• предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Внешний управляющий обязан:

• принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

• разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

• вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

• заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

• принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

• вести реестр требований кредиторов;

• реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления; информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

• представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

Не позднее, чем через месяц с даты своего утверждения, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Он рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее, чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

• об утверждении плана внешнего управления;

• об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

• об отклонении плана внешнего управления.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

Внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не превышающий совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• взыскание дебиторской задолженности;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

• продажа предприятия должника;

• замещение активов должника.

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет, который должен содержать:

• баланс должника на последнюю отчетную дату;

• отчет о движении денежных средств;

• отчет о прибылях и об убытках должника;

• сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

• расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

• сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

• о продлении установленного срока внешнего управления;

• о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

• о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отчет внешнего управляющего подлежит рассмотрению собранием кредиторов и арбитражным судом.

Арбитражным судом выносится определение о переходе к расчетам с кредиторами в определенной очередности.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее, чем через три рабочих дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства сроком на один год.

Утверждение отчета конкурсного управляющего производится арбитражным судом.

Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства.

По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

• срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

• прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

• сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

• совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

• прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам;

• все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

• исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с соответствии с законодательством, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

• снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника;

• прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в установленном порядке. Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

• наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

• наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;

• дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

• дата закрытия реестра требований кредиторов;

• адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;

• сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.

Конкурсный управляющий обязан:

• принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

• привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;

• уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• анализировать финансовое состояние должника;

• предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законом;

• заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

• вести реестр требований кредиторов;

• принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Конкурсный управляющий вправе:

• распоряжаться имуществом должника;

• увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

Организация финансовой работы на предприятии.

Анализ финансового состояния предприятий.

• заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

• передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;

• предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Bce имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из которой исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

• судебные расходы должника;

• расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

• текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

• требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

• задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

• в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

• в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее, чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах.

Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже, чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлен более продолжительный период или сроки представления отчета.

В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:

• о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника;

• о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;

• о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;

• о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;

• о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;

• о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

• о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно – относительно каждой очереди;

• о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;

• о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;

• о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения;

• о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.

Конкурсный управляющий по заявлению об освобождении его от исполнения обязанностей может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей, а также в некоторых случаях отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

В случае если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:

• прекращаются ограничения органов управления должника, предусмотренные настоящей главой;

• открывается реестр требований кредиторов;

• требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;

• требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;

• требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению.

После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

К отчету конкурсного управляющего прилагаются:

• документы, подтверждающие продажу имущества должника;

• реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;

• документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов – определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника – юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником, руководителем должника – юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом. В этом случае мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим.

При заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

При заключении мирового соглашения в ходе финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника – юридического лица или лицом, исполняющим обязанности указанного руководителя, и не подлежит согласованию с административным управляющим. Мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Решение о заключении мирового соглашения в ходе внешнего управления со стороны должника принимается внешним управляющим. Оно распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Решение о заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства со стороны должника принимается конкурсным управляющим. Оно распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Оно должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами,требования которых исполняются в денежной форме.

Участие в мировом соглашении третьих лиц допускается, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, а также кредиторов, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения требований которых наступил до даты заключения мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...