Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы воспитательной работы в подразделении, части




Система воспитания личного состава включает в себя две сто­роны: содержание и средства его реализации, т. е. формы и методы, посредством которых содержание доносится до сознания военнос­лужащих.

При организации воспитательной работы важно учитывать, что этот процесс предполагает:

1. Анализ морально-психологического состояния различных кате­горий военнослужащих: офицеров, прапорщиков, сержантов, сол­дат (в том числе проходящих службу по контракту посредством изучения документов, бесед, наблюде­ний, опросов, социологических исследований, анализа поступков и поведения и т.д.

2. Планирование работы на основе использования всех возможностей воспитания.

3. Выбор оптимальных методов, форм и средств воспитательного воздействия.

4. Целенаправленную, согласованную и скоординированную прак­тическую работу командиров, штабов и воспитательных структур.

5. Своевременную корректировку содержания воспитательной ра­боты исходя из особенностей выполняемых личным составом задач и изменившихся условий.

6. Анализ и обобщение результатов воспитательной работы к вы­работка предложений по дальнейшему совершенствованию (устра­нению недостатков) воспитания личного состава.

7. Обучение практике воспитательной работы.

Основные формы воспитательной работы

1. Занятия по боевой и командирской подготовке, уставная орга­низация жизнедеятельности войск. Боевая учеба, уставная организация жизни и деятельности войск (распорядок дня, внутренний порядок, несение караульной и внутренней службы, обслуживание и ремонт техники, выполне­ние хозяйственных работ, быт, отдых и т.д.) неразрывно связаны с воспитанием. Именно в процессе занятий и несения службы у военнослужащих закрепляются и совершенствуются все морально-боевые качества. Возьмем, к примеру, строевые и тактико-строевые занятия. Здесь у солдат, сержантов формируется чувство кол­лективизма, привычка к дисциплине, послушанию, вырабатыва­ются четкость, согласованность в действиях, выносливость и мно­гие другие качества. В ходе учений, полевых выходов, стрельб у личного состава вырабатывается сила воли. настойчивость, реши­тельность, смелость, активность, привычка действовать точно, чувство ответственности за порученное дело.

Воспитательная роль занятий, воинской деятельности зависит от ряда условий. Важнейшим из них является наличие у воинов убежденности в необходимости упорно трудиться, понимания ими целесообразности и общественного значения всего того, чем они занимаются.

Воспитательное значение воинской деятельности зависит также от ее организации, т. е., четкой постановки задач, определения объема, качества и реального срока выполнения, установления персональной ответственности за порученное дело, материального обеспечения (техника, приборы, инструменты, материалы и т.д.), систематического контроля за деятельностью и, наконец, от оцен­ки этой деятельности.

Для усиления воспитательного воздействия ратного труда необ­ходимо разумно сочетать учебу и службу с отдыхом и хорошо орга­низованным досугом личного состава.

Следовательно, надо постоянно заботиться о создании условий, усиливающих воспитательное воздействие воинской службы.

2. Индивидуально-воспитательная работа. Под этой работой по­нимают систему целенаправленных воздействий на военнослужа­щих с учетом их индивидуальных особенностей и применением наиболее целесообразных средств и методов.

Необходимость ее проведения обусловливается тем, что каж­дый воин представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ему особенностями, складом характера. Привы­чками, наклонностями, уровнем умственного и физического раз­вития, семейным положением, трудовым стажем и т.д.

3. Одной из главных форм воспитания является государственно-правовая подготовка.

Государственно-правовая подготовка всех категорий военнос­лужащих нацелена на формирование готовности к защите Респуб­лики Беларусь, верности воинскому долгу, укрепление законнос­ти, правопорядка и дисциплины, совершенствование управленчес­ких знаний военных кадров

Занятия с офицерским составом проводятся в группах коман­дирской подготовки в дни, определенные приказом командира части.

С военнослужащими срочной службы занятия проводятся один раз в неделю, как правило, в утреннее время; продолжительность занятий не менее 2 часов.

При наличии в части (подразделении) большого количества солдат, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту, государственно-правовая подготовка с ними организовывается в отдельных группах по соответствующему учебному плану, в ос­тальных случаях – в составе групп соответствующей категории военнослужащих срочной службы.

Занятия с младшими командирами и сержантами организовы­ваются, как правило, в отдельных группах.

В основу каждого занятия по государственно-правовой подго­товке положены активные формы его проведения (диалог, диспут, учебные задания, семинары, деловые игры).

Методика занятий определяется с учетом общеобразовательного и профессионального уровня военнослужащих, морально-психологи­ческой обстановки в части и подразделении, а также специфики.

4. В разработанной системе воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь наряду с занятиями по бос вой, командирской и государственно-правовой подготовке, индивидуально-воспитательной работой широко применяются массовые формы воздействия на сознание людей. Среди них: агитационно-массовые и пропагандистские, культурно-просветительные формы работы. В свою очередь, агитационно-пропагандистская работа имеет свои виды и формы:

Устная (информирование, беседы, доклады, лекции, митинги общие собрания военнослужащих, тематические вечера, диспуты вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами и т.д.).

В целях улучшения информационной работы в интересах укрепления обороноспособности страны, повышения престижа армии и военной службы создана единая информационная система Вооруженных Сил Республики Беларусь. Оперативное информирование проводится:

с офицерами и прапорщиками – ежемесячно по 1 часу;

с остальными категориями военнослужащих – 2 раза в неделю по 30 минут в утренние часы;

с рабочими и служащими – не реже 1 раза в 2 месяца в течение 1 часа.

Тематику информации определяют заместители командиров по воспитательной работе. При этом они учитывают особенности мо­рально-психологической обстановки в воинских коллективах, ре­комендации вышестоящих воспитательных структур и пожелания военнослужащих. В целях наиболее полного охвата информирова­нием личного состава оно ведется непрерывно там, где подразде­ления и отдельные военнослужащие решают задачи боевой подго­товки и службы (на боевом дежурстве, в карауле, на полевых выхо­дах, при выполнении других задач в отрыве от части и подразделе­ния)

Печатная (газеты, журналы, стенные газеты, листки-молнии, бюллетени и др.). Стенная печать является активным средством воспитания военнослужащих. Стенные сатирические, фотогазеты выражают общественное и личное мнение, распространяют пере­довой опыт, ведут обмен опытом, вскрывают недостатки и тем самым мобилизуют личный состав на образцовое выполнение по­ставленных задач.

Наглядная (плакаты, фотомонтажи, диаграммы, рисунки, худо­жественно-эстетическое оформление территорий военных город­ков с использованием государственной символики).

Технические средства воспитания (обучения) – кино, радио, те­левидение, диапроекторы, аудио-, видеомагнитофоны и др.

Особо следует подчеркнуть роль походных технических средств. В полевых условиях, в боевой обстановке походные автоклубы и автокинопередвижки, автотипографии и приемные пункты ин­формации БелТА, переносные установки и войсковые радиопри­емники являются, как правило, единственным и незаменимым средством получения и распространения военно-политической информации, издания армейских газет, агитационных материалов, организации кино– и радиообслуживания личного состава Воору­женных Сил.

5. Система воспитания охватывает все стороны жизни и дея­тельности войск, в том числе и досуг военнослужащих. При этом в культурно-досуговой работе используются различные формы, среди которых: литературные и музыкальные вечера, встречи с деятеля­ми культуры и искусства, концертные выступления профессио­нальных и самодеятельных творческих коллективов, художествен­ные и музейные выставки, кинофестивали, посещения театров, спортивных соревнований и других культурно-зрелищных меро­приятий. В распорядке дня предусмотрена еженедельная демон­страция для личного состава художественных и документальных кинофильмов, выпуск тематических передач по местному радиове­щанию, а также ежедневный просмотр передач телевидения.

Для повышения влияния культурно-досуговой работы на морально-психологическое состояние личного состава, решение задач боевой учебы, службы и на воинскую дисциплину основные усилия в этой работе сосредоточиваются на восполнении мораль­ных и физических сил личного состава, создании необходимых ус­ловий для его психологической разгрузки.

6. Значительная роль в действенности воспитательной работы принадлежит осуществлению воинских и национальных ритуалов.

Они всегда служили и служат фактором повышения строевой выучки, слаженности подразделений и, в конечном счете, совер­шенствования боевой готовности. Формализм, небрежность в про­ведении ритуалов – заметный минус в воспитании военнослужа­щих, в работе по укреплению порядка и дисциплины. Действен­ность одного из основных направлений воспитания – Патриоти­ческого – возрастает, если оно опирается на боевые, трудовые, на­циональные традиции народа и его Вооруженных Сил. Традиции приобщают юношей, готовящихся к службе в армии, а также тех, кто служит, к социальному опыту старших поколений, помогают формировать у них высокие моральные, психологические и нрав­ственные качества, необходимые для успешного Прохождения во­инской службы.

Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общест­венных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в кото­ром на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувствен­ная сторона.

Различают ритуалы гражданские, бытовые, религиозные и во­инские. К воинским ритуалам относятся: принятие военной прися­ги; вручение боевых знамен и правительственных наград; торжест­венное чествование героев, ветеранов, отличников боевой подго­товки; торжественное захоронение; заступление на боевое дежур­ство; отдание воинской чести; строевые смотры; парады; общеба­тальонные и полковые вечерние поверки; торжественное вручение (передача) оружия и боевой техники и многие другие, закреплен­ные в общевоинских уставах. Все они охватывают три сферы ар­мейской деятельности: боевую, учебно-боевую и повседневную.

Представляя собой явление социальное, воинские ри­туалы находятся во взаимосвязи со всей совокупностью проявле­ний общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции.

В практике воспитательной работы существует еще множество форм, которые можно и нужно использовать в целях воспитания. Главное при выборе той или иной формы – чтобы она способствовала достижению цели, поставленной при проведении того или иного воспитательного мероприятия.

Результаты работы с личным составом во многом зависят от умелого использования методов воспитания.

Метод воспитания – это совокупность средств и приемов одновременного педагогического воздействия, оказываемого ни психику воина в соответствии с целью воспитания. Это значит, что в том или ином методе объединяются лишь такие приемы и средства, с помощью которых решаются характерные для данного метола задачи.

Методы воспитания:

1 Убеждение.

2. Разумное сочетание поощрений и взысканий.

3. Упражнение.

4. Систематическая постановка задач и подведение итогов, оценка деятельности воинских коллективов и военнослужащих.

5. Использование влияния родителей, школы, трудовых и спортивных коллективов по месту призыва военнослужащих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...