Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мораль как регулятор социального поведения 9 глава




Следующее важное условие — это достижение брачного возрас­та, который установлен в России в 18 лет. При наличии уважи­тельных причин органы местного самоуправления могут разре­шить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Лица, вступающие в брак, не должны находиться в другом заре­гистрированном браке. Это выясняется при проверке отметки о браке в паспорте.

Не допускается заключение брака между близкими родственни­ками, под которыми понимаются родственники по прямой вос­ходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, де­душки, внуки). Не допускается также заключение брака между усыновителем и усыновленным, так как они приравниваются к родителям и детям.

Запрещается заключение брака недееспособным вследствие ду­шевной болезни и слабоумия лицом (дееспособность — это спо­собность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности; недееспособность устанавливается судом).

Нарушение этих условий, а также сокрытие вступающим в брак наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического за­болевания и заключение фиктивного брака, т.е. вступление в брак без намерения создать семью, могут привести к признанию брака недействительным. Решение об этом принимает суд. Стороны при­водятся в первоначальное положение, как если бы брака не было вообще и между ними никаких прав и обязанностей не возникало (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т.д.). Однако признание брака недействи­тельным не влияет на права детей, родившихся в таком браке.

Если признание брака недействительным прекращает брачные отношения и на будущее, и на прошлое время, то развод прекра­щает супружеские отношения только на будущее время. Оба супруга имеют право на совместно нажитое имущество, в некоторых слу­чаях — на алименты и др.

Расторжение брака (развод) осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается, если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, и если у них нет общих несовершеннолетних детей. Если же такие дети есть и второй супруг против расторже­ния брака, то вопрос решается в суде. Одновременно суд решает вопросы о том, с кем будут проживать дети, о выплате средств на их содержание, о разделе совместного имущества и т.д. Брак счи­тается расторгнутым с момента решения суда. Бывшие супруги лишь обязаны явиться в ЗАГС, чтобы поставить в паспорте штамп о разводе.

Вступившие в брак мужчина и женщина обладают личными не­имущественными и имущественными правами и обязанностями. Вступ­ление в брак не несет ограничения прав каждого из супругов. Один из них независимо от воли другого может самостоятельно прини­мать решения по личным вопросам: выбирать себе профессию, род занятий, место жительства или пребывания. При заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилии добрач­ную фамилию одного из них или добавить к своей фамилии фа­милию супруга, если их добрачные фамилии не были двойными. Все вопросы семейной жизни, в том числе и воспитания детей, супруги должны решать совместно на основе согласия и равно­правия.

Закон различает личную и совместную собственность супругов. Дети не имеют права собственности на имущество, принадлежа­щее родителям. К личной собственности относится имущество, приобретенное до брака, приобретенное во время брака, но на деньги, полученные до брака, приобретенное в дар, по наслед­ству, предметы индивидуального пользования, а также то иму­щество, которое приобретено в зарегистрированном браке, но после фактического прекращения супружеских отношений. Лич­ным имуществом каждый супруг пользуется и распоряжается са­мостоятельно.

Имущество, нажитое в браке, представляет совместную соб­ственность супругов. Семейный кодекс различает законный и до­говорный режимы имущества супругов. Режим имущества супру­гов по закону действует в том случае, если брачным договором не установлено иное, а именно супруги имеют равные права на об­щую, совместную собственность, т.е. на то имущество, которое они приобрели во время брака. При разделе это имущество делит­ся на равные доли, даже если один из супругов не имел самосто­ятельного заработка, вел домашнее хозяйство, растил детей. Рас­поряжение имуществом, находящимся в совместной собственно­сти, происходит по взаимному согласию супругов.

Семейный кодекс предусматривает заключение брачного дого­вора как в период брака, так и до его регистрации. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности. Супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содер­жанию, порядок несения ими семейных расходов, варианты раз­дела имущества после развода. Но брачный договор не может ог­раничивать дееспособность супругов, нарушать принципы равно­правия мужчины и женщины в браке и содержать такие условия, которые противоречили бы общим началам семейного законода­тельства. Действие брачного договора прекращается с момента пре­кращения брака. Он может быть изменен или расторгнут только по взаимному согласию супругов.

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности. При регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС ему присваивается фамилия его родителей, если они носят общую фамилию. Если фамилии отца и матери разные, ро­дители вправе присвоить ребенку любую из их фамилий, а если они не могут прийти к соглашению, то фамилия одного из них присваивается по указанию органа опеки и попечительства. Роди­тели имеют право самостоятельно выбрать ребенку имя.

Каждый ребенок с момента своего рождения имеет право на воспитание. Под этим понимается обеспечение ему такого физи - ческого, психического, духовного и нравственного развития, в результате которого он мог бы стать полноценным членом обще­ства, плодотворно участвовать во всех областях его жизни, полу­чить возможность наиболее полного удовлетворения своих мате­риальных и духовных потребностей. К основным правам ребенка относятся право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами), право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, право на общение с обоими родителями и другими родственниками, право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе — самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — и в суд, право на выражение своего мнения по всем вопросам, касающимся его жизни, право на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему иму­щество.

В ряде случаев закон предусматривает возникновение алимент­ных обязательств. Они обеспечивают получение средств на содер­жание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других ее членов. Эти обязательства носят строго личный характер и су­ществуют, пока живы оба их участника — плательщик и получа­тель алиментов. Лишь со смертью одного из них алиментные обя­зательства прекращаются. Наиболее распространена уплата али­ментов на содержание несовершеннолетних детей — в том случае, если их родители развелись. Но предусматривается также взыска­ние алиментов в пользу бывшего супруга, если тот, например, потерял трудоспособность во время пребывания в браке.

Алименты могут выплачиваться обязанным лицом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд можно заключить нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, равно как и между законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается, и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыски­ваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несо­вершеннолетних детей установлен законом в процентном отно­шении к заработку и (или) иному доходу родителя: на одного ребенка — одна четверть, на двух детей — одна треть, на трех и более детей — половина дохода.

Стороны могут самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается пре­доставление имущества (квартиры, жилого дома, земельного уча­стка и т.п.). Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алимен­тов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

Российское семейное законодательство подробно рассматри­вает вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родите­лей. Один из вариантов устройства таких детей — усыновление. Это юридический акт, в силу которого между усыновленным ребен­ком и усыновителем устанавливается комплекс отношений, в том числе правовых, существующих между кровными родителями и детьми. Семейное законодательство достаточно строго регламен - тирует порядок усыновления детей. При проведении этой проце­дуры наибольшее внимание уделяется вопросу о целесообразно­сти усыновления и его соответствии интересам ребенка. При этом не допускается разлучение родных братьев и сестер.

Еще одной формой воспитания детей, оставшихся без попече­ния родителей, являются опека и попечительство. В качестве опе­кунов и попечителей могут выступать родственники детей или иные близкие люди. Опекунами и попечителями могут назначать­ся только дееспособные совершеннолетние граждане, не лишен­ные родительских прав. Решение о назначении того или иного лица опекуном (попечителем) принимается органами опеки и по­печительства. При этом учитываются нравственные и иные лич­ные качества претендента, его физическое здоровье, отношение к ребенку. В ряде случаев учитывается и мнение самого ребенка. Находящийся под опекой (попечительством) ребенок сохраняет все права, предусмотренные законодательством (право на воспи­тание, образование, всестороннее развитие, содержание и т.д.). На содержание ребенка опекуну ежемесячно выделяются денеж­ные суммы в размере, установленном Правительством Россий­ской Федерации.

Воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка воз - можно и в приемной семье. Между органами опеки и попечитель­ства и приемной семьей заключается договор, где оговариваются все существенные моменты (условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей), а также основания и последствия прекращения этого договора. К лицам, желающим взять ребенка на воспитание в свою семью, предъявляются те же требования, что и к опекунам (попечителям).

Опекуны (попечители) и приемные родители выступают офи­циальными представителями своих подопечных детей, имеют право и обязанность осуществлять их воспитание, заботиться об их нрав­ственном и физическом развитии.

Семейное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм семейного права. Так, за ненадлежащее воспи­тание детей предусматривается лишение родительских прав. Это происходит в случае уклонения от выполнения родительских обя­занностей, отказа забрать ребенка из роддома, злоупотребления родительскими правами (например, принуждение ребенка к за­нятию попрошайничеством), а также если родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами и если родители со­вершили умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка.

Решение о лишении родительских прав принимает только суд. Родители, лишенные родительских прав, теряют весь комплекс прав по отношению к ребенку. Они не могут воспитывать ребенка и общаться с ним, не могут получать на него алименты и пользо­ваться другими льготами, наследовать его имущество. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать сво­его ребенка. Ребенок же сохраняет все имущественные права по отношению к родителям, например право получения наследства. Лишение родительских прав — санкция обратимая. Если родитель исправился, изменил свой образ жизни, суд по его просьбе мо­жет восстановить его в родительских правах.

Кроме лишения родительских прав семейное законодательство предусматривает меры ответственности за неуплату алиментов. Санкции за это нарушение могут быть как имущественного ха­рактера (например, неустойка), так и, в случае злостного укло­нения от уплаты алиментов (под которым понимается не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, но и сокрытие дохода, смена работы и места жительства или уклоне­ние от работы), в форме уголовной ответственности.

Вопросы и задания

1. Какую роль в обществе играет семья?

2. В чем различие социологического и юридического подходов к пони манию семьи?

3. Какие виды семьи существуют?

4. Какие функции выполняет семья?

5. Какие стадии можно выделить в жизненном цикле семьи?

6. В чем состоят особенности семейного права?

7. Что такое брак? Как он заключается?

8. Каковы условия заключения брака?

9. Чем признание брака недействительным отличается от развода?

10. В чем состоят права и обязанности супругов?

11. Что такое брачный договор? Для чего он необходим?

12. В чем заключаются права и обязанности родителей и детей?

13. В чем выражаются алиментные обязательства?

14. Охарактеризуйте варианты устройства детей, оставшихся без по печения родителей.

15. В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права?

6.5. МОЛОДЕЖЬ

Современная наука рассматривает молодежь как социально- демографическую группу общества, выделяемую на основе сово­купности особенностей социального положения, социально- психологических свойств, которые определяются уровнем соци­ально-экономического, культурного развития, условиями социали­зации в обществе. К молодежи обычно относят людей в возрас­те 16—30 лет. Это поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее (а в более зрелом возрасте — уже усвоившее) обра­зовательные, профессиональные, культурные и другие соци­альные функции. Относительно более однородную — и по возра­сту, и по социальным характеристикам — часть молодежи пред­ставляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, ос­новной вид деятельности которых составляет учеба и подготовка к будущей трудовой жизни.

Для социализации молодежи характерна большая роль воспи­тательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества от целенаправленного осуществления воспитатель­ной функции приводит к деформации социализации, доминиро­ванию в ней процесса адаптации, т.е. приспособления к социаль­ной среде. Эта тенденция особенно опасна для социализации мо­лодежи в переходном типе общества, отличающемся утратой четких социальных ориентиров и норм.

Один из важнейших аспектов социализации личности — поли­тическая социализация. Она существует во всех современных обще­ствах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъек­том. При этом политическая социализация молодежи, в частно­сти современной российской молодежи, имеет свои тенденции и особенности.

Отношение современной молодежи к существующей в России власти носит нейтральный характер. Молодое поколение относит­ся к политике и власти как к объективной реальности, которая не вызывает ни восторга, ни резких отрицательных эмоций. Это дает основание говорить об аполитичности российской молодежи. Та­кое положение имеет негативное содержание. Если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естествен­ны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферент­ность молодых людей чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее опасна и чрезмерная политизация от­дельных групп молодежи, которая приобретает черты политичес­кого и национального экстремизма.

По данным социологического исследования, проведенного среди старшеклассников петербургских школ, «участие в полити­ческой жизни» заняло последнее место (6,7 % опрошенных). По­литикой интересуется лишь 16,7 % опрошенных. Объяснить поли­тическую апатию молодежи можно тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по молодежи, а также тем, что на протяжении последних лет отсутствует какая- либо осмысленная политика в отношении молодежи как само­стоятельной социально-демографической группы. В результате формируется тотальное отчуждение молодежи от власти, кото­рое может перерасти в активное ее неприятие. С другой стороны, определенная часть молодежи вписалась в новые условия жизне­деятельности, и ее неучастие в политике связано с тем, что она не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложив­шемся укладе жизни и находит более перспективные способы са - мореализации.

Однако более детальный анализ полученных данных не дает основания для однозначного вывода об аполитичности молодежи. Они свидетельствуют о том, что аполитичность молодежи не имеет всеобщего характера. Больше половины (52 %) молодых россиян следят за происходящими в стране событиями, 18 % постоянно читают газеты. Кроме того, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта интерес к политике растет. Так, в возрасте 24—26 лет вни­мательно следят за политикой в два раза больше молодых людей, чем в возрасте до 20 лет. Интерес к политике возрастает также в связи с повышением уровня образования. Особо повышенный интерес к политике проявляют определенные социально-профес­сиональные группы. Это прежде всего молодые военные, пред­приниматели, представители гуманитарной интеллигенции. А от­сутствие такого интереса характерно для молодых рабочих, работ­ников торговли, жителей села и, как ни странно, студентов.

Ухудшение ситуации в стране в конце 1990-х гг. привело к тому, что абсолютное большинство институтов'власти полностью поте­ряли авторитет в глазах как всего населения в целом, так и моло­дежи. В настоящее время в сознании молодежи имеет место в ос­новном негативный взгляд на современное состояние России и на ее будущее. Лишь 8,8 % молодых людей верят в то, что Россия в ближайшие 5—10 лет станет экономически развитой страной, 12,6 % — в то, что она станет демократическим государством. В то же время молодежь пока не определилась, при каком политичес­ком строе она хотела бы жить.

Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и да­лекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится у власти. Однако такое мнение не яв­ляется свидетельством конфликта поколений. Большинство моло­дежи как раз полагает, что сейчас у власти находится новая моло­дая номенклатура, у которой есть деньги, но мало политического опыта для управления регионами и страной в целом.

Один из принципиальных вопросов, все активнее обсуждае­мых в последнее время, — это вопрос о возможности радикализа­ции современной молодежи. Причем те, кто готов к активным спо­собам протеста, — это не только малоимущие элементы, но и существенная часть тех, кто считает свое материальное положе­ние сегодня вполне благополучным. То есть при определенных ус­ловиях к радикальным способам отстаивания собственных инте­ресов может прибегнуть и та часть молодежи, которой уже «есть что терять». Тем не менее даже при ухудшении уровня жизни ве­роятность резкой радикализации значительной части молодежи сравнительно невелика, прежде всего по причине крайне низкого уровня ее самоорганизации. Однако это не означает, что вхожде­ние в жизнь нынешнего и особенно следующего поколения моло­дежи будет происходить бесконфликтно. Повышение требований к образованию и квалификации, заметное снижение спроса на рабочую силу в сфере финансов, бизнеса, торговли, т.е. в тех сфе­рах, которым отдает предпочтение подавляющее большинство мо­лодежи, начинает сказываться уже сейчас, вызывая беспокойство молодых людей за свое будущее.

В моменты серьезных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества, перемен цен­ностей, уровня жизни, неясности жизненных перспектив и обо­стрения социальных противоречий особую опасность для обще­ства представляет экстремизм.

Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране при­водит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негати­визм по отношению к сложившейся ситуации порождает стрем­ление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстре м ал ьн ы м и.

Молодежный экстремизм как явление нашей жизни, выражаю­щееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Его можно связать и с изменениями полити­ко-экономического состояния общества, и с происходящей ныне коренной ломкой складывавшихся веками и освященных культу­рой образцов поведения. Во втором случае можно сказать, что современный молодежный экстремизм в России есть отражение резкого перехода от одного типа культуры к другому.

Смена культурных эпох влечет за собой смену норм поведения. В нынешней ситуации молодежь хорошо осознает несоответствие навязываемых ей культурных норм с реальной жизнью, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную куль­туру. Этот конфликт может проявляться как на сознательном, так и на поведенческом уровне.

Экстремизм часто отождествляется и с фашизмом, и с шови­низмом, и с радикализмом. В действительности же все эти явле­ния — только части более широкого явления политического эк­стремизма. Признаки политического экстремизма определены в Уголовном кодексе РФ. Это публичные призывы к насильствен­ному захвату власти, совершение действий, направленных на на­сильственный захват власти, организация вооруженного мяте­жа, посягательство на жизнь государственного или обществен­ного деятеля.

Однако в чистом виде политический экстремизм встречается нечасто. По сравнению с экстремизмом старших поколений моло­дежный политический экстремизм имеет некоторые существен­ные отличия. Он менее организован, стихиен и не имеет серьез­ной идеологической основы. Молодые экстремисты не склонны к компромиссам, в то время как подавляющая часть старших их «коллег» при наступлении критической ситуации может частично изменить свою политическую позицию и договариваться с более сильным противником. Как правило, молодые экстремисты еще не имеют достаточного опыта для проведения своих акций, по­этому многие их действия оказываются неэффективными и безре­зультатными. Но сами по себе действия молодых экстремистов более активны, жестоки и решительными, чем у старших и более опыт­ных. Отчасти это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые, склонна бояться тюрьмы, смер­ти, физических травм, поэтому она готова на самые рискованные действия. Отсутствие страха перед опасностью у них подкрепляет­ся ощущением безнаказанности. Кроме того, многих молодых эк­стремистов, как оказывается, невозможно преследовать по зако­ну по причине их малолетнего возраста.

Обычно молодые экстремисты склонны группироваться вокруг какой-нибудь известной экстремистской организации (объедине­ния). Причем сначала молодой человек, пришедший в организа­цию такого рода, может и не быть экстремистом; он становится им в процессе участия в деятельности такой организации и посте­пенного усвоения ее идеологии. В настоящий момент в России существуют партии и организации, подпадающие под определе­ние экстремизма. По своей идеологической направленности та­кого рода экстремистские объединения бывают как правого, ле­вого, так и религиозного толка, и в каждом из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся спо­собствовать деятельности такого объединения.

Можно назвать целый ряд причин и факторов, которые порож­дают молодежный политический экстремизм.

Первый из факторов, влияющих на развитие и становление молодежного политического экстремизма, — это современные ус­ловия жизни, значительно ухудшившиеся за последние несколько лет. В России существует огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает. Они с ужасом осознают, что обречены на прозябание, никому не нужны, будут жить го­раздо хуже родителей и что неопределенность ситуации, суще­ствующей в стране на настоящий момент, будет длиться еще дол­гое время, а значит, у них нет будущего. Это заставляет искать какой-нибудь выход, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу, — т.е. прямо в оппозиционно настроенные органи­зации.

Среди этих организаций наиболее привлекательные для моло­дежи — это крайне правые и крайне левые экстремистские орга - низации, дающие ощущение риска, романтики, возможность ак­тивных действий и не делающие упора на моральные качества и умственные способности молодого человека. Незначительная часть молодежи вступает в ряды официально признанных оппозицион­ных организаций, в основном левых. Но там могут удержаться лишь немногие, так как в этих организациях существует дисцип­лина и четкие, твердо соблюдаемые нравственные принципы и идеалы.

Другой причиной, повлиявшей на всплеск молодежного экст­ремизма, прежде всего праворадикального и фашистского толка, стала война в Чечне. Она нанесла колоссальный ущерб националь­ной политике в России, породила представление о кавказцах как о врагах русского народа, православной веры, как о фанатиках- исламистах, использующих самые крайние меры для распростра­нения своей веры. Молодежь, таким образом, «нашла врага».

Еще один фактор, обостривший крайние националистические настроения среди молодежи России, — усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей в пер­вую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии. Следствием невиданного спада и кризиса всех отраслей производства в Рос­сии стала безработица, особенно среди молодежи. Поэтому при­ток переселенцев еще более обостряет эту проблему. Кроме того, часть приезжих стала заниматься преступной деятельностью. Со­здаются этнические преступные группировки, которые занима­ются кражами, грабежами, совершают насилия, убийства, глав­ным образом, в отношении коренного русского населения, зача­стую по жестокости и масштабам своих действий оставляя местные криминальные группировки далеко позади.

Наконец, недостаточное внимание государства к молодежным проблемам досуга, культурного развития и морально-нравствен­ного воспитания также влияет на возникновение молодежного экстремизма. Плохая забота о досуге молодежи, о полезном вре­мяпрепровождении, отсутствие бесплатных дискотек, творческих кружков, спортивных секций заставляют молодежь самостоятель­но заполнять свой досуг и часто толкают ее на путь хулиганства, вандализма и экстремизма. А экстремистские организации делают все возможное, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше молодежи и подростков, используя при этом и их желание раз­влечься, чем-то заполнить свободное время.

Свое влияние на развитие предпосылок экстремизма среди рос­сийской молодежи оказала массовая культура. Ее образцы, скопи­рованные с нелучших западных стандартов, кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, культивирующие у молодежи жестокость, насилие, приводят к тому, что значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно искалеченная массо­вой культурой, вырастает агрессивной, бездуховной и жестокой.

Современное состояние молодежной субкультуры в России ха­рактеризуется следующими чертами. Это — социальное отчужде­ние современной российской молодежи, которое проявляется чаще всего в апатии, безразличии к жизни общества, образно говоря — в позиции «стороннего наблюдателя». Усугубляется межпоколен­ное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия — от разрушения внутрисемейных контактов до противопоставления себя всем предшествующим поколениям. Особенно явно это про­тивопоставление прослеживается на уровне культурных ценнос - тей молодежи — молодежной моды, музыки, общения, — отлич­ных от родительских.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения при­обретает заметные контркультурные элементы: досуг восприни­мается, особенно юношеством, как основная сфера жизнедея­тельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетво­ренность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывание денег) и досуговых (интересно провести свободное время) потребно­стей. Но и досуг часто превращается в «ничегонеделание», в то время как познавательная и творческая функции досуга не реа­лизуются.

Однако молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрос­лого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эф­фективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что культурный уро­вень других возрастных и социально-демографических групп на­селения России также постоянно снижается.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется в нарастании сцен наси­лия в кинематографе, театре, музыке, на телевидении. Все это противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Экранное насилие усили­вает криминализацию современной жизни, особенно пагубно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют ос­новную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, пре­ступность среди них неуклонно продолжает расти.

Российская молодежь всегда отличалась, с одной стороны, радикализмом, а с другой — рациональным осмыслением дей­ствительности. В современных условиях усложнился и удлинился процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и заверше­нием образования, получением профессии, реальными полити­ческими и гражданскими правами, материальной независимо­стью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказы­вается противоречивым. Он может быть ответственным и серьез­ным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток — в другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...