Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новая история стран Запада




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Новая и новейшая история зарубежных стран»

(«Новая и новейшая история стран Запада»)

для ПрОП «050100 – Педагогическое образование»

профиль «История»

по циклу Б.03.В.06

 

Очная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 5, 6, 7, 8 Объем в часах всего – 288 в т.ч.: лекции – 58 практические занятия – 82 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 148 Экзамен – 6, 8 Зачет – 5, 7   Заочная форма обучения Курс – 3,4 Семестр – 5, 6, 8 Объем в часах всего – 288 в т.ч.: лекции – 10 практические занятия – 19 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 259 Экзамен – 6,8 Зачет – 5  

 

 

 

Екатеринбург, 2012


Рабочая учебная программа по дисциплине

«Новая и новейшая история зарубежных стран»

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 37 с.

 

 

Составитель:

В. Н. Земцов, зав. каф. всеобщей истории, д.и.н., профессор.

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории УрГПУ

 

Протокол № от.

 

Зав. кафедрой ___________________ В. Н. Земцов

 

Руководитель учебного подразделения___________________ И. М. Клименко

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Запада») является интегративной частью курса всеобщей истории.

Курс новой и новейшей истории зарубежных стран хронологически охватывает пять столетий, и по насыщенности событиями, остроте дискутируемых научных проблем и из-за отсутствия должного количества и качества учебных пособий является наиболее сложным как для преподавания в вузе, так и для преподавания в средней школе.

Опыт истории нового и новейшего времени стран Запада в начале XXI века стал предметом ожесточенных идейно-политических споров и столкновений в российском обществе. Если один полюс современной российской политической жизни продолжает абсолютизировать опыт и уроки либеральной демократии, считая возможным его механическое перенесение на отечественную почву, то другой полюс склонен к последовательному и решительному его отрицанию. Наряду с этим, вполне очевидным фактором российской жизни стал возврат к рыночным отношениям, к системе политического и идейного плюрализма, к курсу на модернизацию. Очевиден и факт «раскрытия» современной России миру и стремление ее интегрироваться в этот мир. Все это и предопределяет особую важность обращения к истории зарубежных стран XVI – начала XXI в., опыт которого во многом определяет мир текущего столетия.

Серьезнейший отпечаток на преподавание истории нового и новейшего времени зарубежных стран накладывает ангажированность этого курса различными идейно-политическими кругами, а также общий характер экономических, социальных и политических перемен в нашей стране. Наконец, заметную сложность для преподавания любого уровня создает постоянное нарастание объема учебного материала в связи с «продолжением» исторического процесса.

В своей совокупности, эти особенности и предопределили цель и задачи курса:

Цель курса – освещение важнейших процессов и закономерностей формирования и развития современных обществ Запада, а также отдельных стран и регионов Западной, Центральновосточной Европы и Америки.

Основные задачи курса в плане приобретения студентом теоретических знаний:

- определить цель и задачи, объект и предмет новой и новейшей истории зарубежных стран;

- продемонстрировать основные традиции в изучении проблем курса;

- показать особенности и этапы возникновения, а также генетическую природу современных обществ Запада;

- обозначить основные типологические черты, региональное и национальное своеобразие развития стран Запада в новое и новейшее время;

- провести сравнительно-историческое сопоставление развития России с регионами Запада в период XVI – начала XXI вв.

 

Хронологические рамки курса охватывают период с рубежа XV-XVI вв. по начало XXI в.

Территориальные рамки включают регион Западной, Центральновосточной Европы и Америки.

Место дисциплины в структуре ПрОП:

Профессиональный цикл, вариативная часть Б.03.В.06.

Программа дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Запада») составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

· способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

· способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1);

· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

· способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

· способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).

 

 

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

· предмет и задачи курса, теоретико-методологические и методические проблемы изучения новой и новейшей истории стран Запада;

· историческое время формирования и развития индустриальных и постиндустриальных обществ Запада, принципы их исторической периодизации, хронологию событий и специфику исторических фактов;

· историческое пространство формирования и развития обществ Запада в новое и новейшее время; специфику природно-географических условий, этнических процессов в этих регионах;

· историческое движение: эволюцию и динамику в развитии материальной культуры, социальных структур, духовной культуры, религиозных, этических и эстетических систем и ценностей;

· методы исторического познания и методику работы с историческими источниками.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

· применять на практике научно-критический метод в оценке учебно-методической и научно-исследовательской литературы по истории нового и новейшего времени стран Запада;

· адекватно отражать и передавать логически систематизированноезнание профессиональным языком историка;

· работать с историческими источниками;

· посредством конкретно-исторического анализа давать научную интерпретацию исторического факта, события, явления, процесса;

· устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи;

· организовывать работу в целях намеченного плана занятия.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:

· культурой исторического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

· навыками работы с информацией (информационными комплексами, представленными античными источниками) для решения учебных, профессиональных и социальных задач;

· способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, используя базовый материал новой и новейшей истории зарубежных стран;

· способностью использовать базовый материал по истории нового и новейшего времени, умения и навыки работы с историческими источниками в дальнейшей учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается зачетом и экзаменом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях и коллоквиумах, зачету и экзамену по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля, перечень монографий для конспектирования, терминологический словарь. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями.

 

Программа состоит из двух разделов («Новая история стран Запада» и «Новейшая история стран Запада»).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

Новая история стран Запада

 

 

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы Самостоятельная работа  
  Всего Лекции Практические    
1. Введение            
2. Раздел 1. Страны Запада в XVI – конце XVIII в.   Тема 1. Европа в XVI в. Тема 2. Английская революция XVII в.   Тема 3. Англия в конце ХVII – конце ХVШ вв.   Тема 4. Франция при Старом порядке   Тема 5. Американская революция и образование США   Тема 6. Страны Центральной Европы во 2-й половине XVII – XVIII вв.   Тема 7. Международные отношения в XVII – XVIII вв.                                                                                                        
3. Раздел 2. Страны западной Европы и Америки в 1789 - 1870/71 гг.   Тема 8. Запад в эпоху «классического капитализма».   Тема 9. Французская революция XVIII в.   Тема 10. Европа в эпоху наполеоновских войн.   Тема 11. Европа и Америка в 1815-1847 гг.   Тема 12. Революции 1848-1849 гг.   Тема 13. Европа и США в 50-60-е гг. XIX в.   Тема 14. Международное социалистическое движение в 40-60-е годы XIX в.   Тема 15. Международные отношения в 1815- 1870/71 гг.                                                                                                            
4. Раздел 3. Запад в 1870/71 - 1918 гг.   Тема 16. Индустриальное общество Запада в период империализма.   Тема 17. Особенности развития ведущих стран Европы и США в 1870 – 1914 гг.   Тема 18. Международное рабочее движение.   Тема 19. Международные отношения в последней трети XIX – начале ХХ в.   Тема 20. Первая мировая война.                                                              
  Итого:          

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...