Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и свободы человека и гражданина




Идею равенства всех людей от рождения развивали еще древнегреческие философы. Но разделение на классы богатых и бедных усиливалось, а государство закрепляло неравенство в юри­дических нормах. Общественная мораль считала такой порядок вещей справедливым. Позднее известные философы Д.Локк, Ж.Мелье, Ж.Ж.Руссо доказывали, что людям сама природа да­рует равенство.

В ходе борьбы за независимость английских колоний в Север­ной Америке стремление людей быть равными и свободными было закреплено в Декларации независимости 1776 г. В ней говорилось: «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создате­лем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых при­надлежит жизнь, свобода и стремление к счастью».

Великая Французская революция XVIII в. проходила под ло­зунгом «Свобода! Равенство! Братство!» В принятой Декларации прав человека и гражданина говорилось: «Люди рождаются и пре­бывают свободными и равными в правах; социальные различия могут быть основаны только на общей пользе». Свобода понима­лась как возможность «делать все, что не вредит другим».

Термин «права человека» появился в международной политике после войны за независимость в Северной Америке и Великой Французской революции. Во многих государствах происходили де­мократические преобразования, создавались парламенты, огра­ничивающие власть монархов, расширялся круг лиц, участвующих в выборах, но по-прежнему оставалась система ограничений в отношении бедных, военнослужащих, женщин, учащихся.

После Второй мировой войны 1939—1945 гг. развивалось меж­дународное сотрудничество в области защиты прав человека, ко­торое привело к созданию организаций, обеспечивающих совме­стные действия стран. Среди них особую роль играет Организация Объединенных Наций (ООН), образованная в целях укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государ­ствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Францис­ко более 50 государствами. Сейчас членами ООН являются 185 стран. В ее структуру входят Генеральная Ассамблея (совещатель­ный орган, рассматривающий вопросы укрепления мира, сотруд­ничества стран в разных областях), Совет Безопасности (обеспе­чивает поддержание мира и безопасности), Международный суд (решает спорные международные проблемы), созданы комиссия по правам человека и комиссия по положению женщин. С 1998 г. в Страсбурге начал действовать Европейский суд по правам челове­ка, куда может обратиться с жалобой на свое государство любой человек, считающий, что его гражданские или политические права ущемлены и при этом исчерпаны все «внутренние» средства за­щиты, включая обращение в высшие судебные инстанции.

Таким образом, международные организации уделяют боль­шое внимание именно защите прав личности. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней признавалась необходимость социального порядка, при котором могут быть полностью осуществлены права человека. С юридической точки зрения — это документ, положения кото­рого необязательны для выполнения. Но Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые 16 декабря 1966 г., возложили на государства конкретные обязан­ности в области прав человека. Кроме'того, согласно Факульта­тивному Протоколу к Международному пакту о гражданских и политически правах можно обращаться с жалобами на нарушения прав в Комитет по правам человека при ООН. Все эти основопо­лагающие документы составляют Хартию прав человека, или Меж­дународный Билль о правах человека.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашены жиз­ненно необходимые права для всех людей. Среди гражданских прав — право на жизнь, свободу (ст. 3), запрещение пыток (ст. 5), запрещение произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9), право на защиту в суде (ст. 11), неприкосновенность жили­ща, тайну корреспонденции (ст. 12), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18). Гражданам государства предоставляются и специальные политические права: на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), на участие в управлении своей страной (ст. 21); социально-экономические и культурные права: на социальное обеспечение (ст. 22), на труд и защиту от безработицы (ст. 23), на равную оплату за равный труд (ст. 23), на отдых и досуг (ст. 24), помощь материнству и детству (ст. 25), на образование (ст. 26). Международное право защищает и интересы и права детей. Гене­ральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, где говорится, что «ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Он «должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме». Однако этот документ носил рекомендатель­ный характер, а потому 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, имеющая обяза­тельный характер для государств, подписавших ее.

В этом документе зафиксирована необходимость уважительно­го отношения к каждому ребенку, создания всех условий для его образования, воспитания, развития. Специально оговаривается необходимость принятия возможных мер для того, чтобы не дос­тигшие 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях (ст. 38).

Современное международное право выступает правом мира и обеспечивает безопасность каждого человека. В этой связи вырабо­тались определенные правила поведения государств, участвующих в международно-правовых отношениях. Например, любая война должна объявляться заранее, а военные действия могут развора­чиваться лишь на определенной территории: не могут быть теат­ром военных действий территории нейтральных государств и ней­трализованные территории — Магелланов пролив, Антарктика и т.д., а также открытые города и центры исторических и куль­турных ценностей — Париж, Рим, Москва и др. Агрессия против Югославии, в которой участвовали страны — члены НАТО, — яр­кий пример нарушения таких правил.

Наиболее опасное международное преступление — геноцид, на­правленный на полное или частичное уничтожение какой-либо нации, этнической или религиозной группы. Нарушение прав че­ловека проявляется в различных формах дискриминации — ущем­лении прав в зависимости от пола, национальности, имуществен­ного положения и т.д. Формой расовой дискриминации является апартеид — насильственное разделение населения страны на не­равные между собой группы. При этом одни признаются господ­ствующими, других постоянно угнетают и унижают. Становится различным и правовой статус людей. Например, представители белой расы получают больше привилегий, а в сознании людей закрепляются стереотипы плохого отношения к определенным группам.

Ныне действующее российское законодательство предоставля­ет гражданину широкий спектр прав. В Конституции РФ эти права сгруппированы во второй главе, где сказано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, а также защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию. Любые неправомерные действия властей всех уровней могут быть обжа­лованы в суде. Права принадлежат гражданину независимо от того, конкретизированы ли они в текущем законодательстве.

Личные права. Ведущим в группе личных прав выступает пра­во на жизнь. А потому убийство человека или причинение вреда его здоровью есть тягчайшее преступление. Наказывается и дове­дение до самоубийства, оставление в опасности или неоказание помощи больному. Лишение человека жизни по его просьбе (эвта­назия) с целью избавления от страданий и болезни, рассматри­вается как нарушение права на жизнь. При наказании виновного запрещается подвергать его пыткам, насилию или издевательствам. Достоинство личности охраняется государством. Закон предусмат­ривает обращение в суд с иском о материальном возмещении мо­рального вреда.

У каждого человека могут быть разные личные тайны, которые он не доверяет никому. Например, врачи, адвокаты или нотариу­сы обязаны не разглашать сообщаемые им сведения. Они несут ответственность, если распространяют доверенную им информа­цию. Члены семьи не несут юридической ответственности за раз­глашение личных или семейных тайн, ибо взаимоотношения лю­дей в семье не подконтрольны государству. Ограничение права гражданина на тайну переписки или телефонных переговоров может допускаться на основании судебного решения. Например, если в процессе уголовного дела накладывают арест на почтовую кор - респонденцию, то в таком случае письма могут быть изъяты и прочитаны.

Не допускается сбор и распространение информации о част­ной жизни человека без его согласия. Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность жилища. Его возможно нарушить только в особых случаях, связанных с расследованием проступков, ис­полнением приговоров. Так, законом допускается проведение обыс­ка в жилище или наложение ареста на имущество, если есть осно­вания предполагать, что совершено правонарушение. Право обес­печивает гражданину свободу и личную неприкосновенность. Любые хирургические операции возможны только с согласия больного или его родственников. Каждому человеку гарантируется свобода передвижения, т.е. возможность выбирать себе место жительства, переезжать в любую часть страны (за исключением некоторых во­енных городков, закрытых административно-территориальных об­разований), свободно выезжать за пределы родины и беспрепят­ственно возвращаться обратно. Гражданам РФ выдается специаль­ный заграничный паспорт, юридически удостоверяющий право выезда за пределы государства. Получить отказ гражданин может лишь в исключительных случаях, например при задержании по подозрению в совершении преступления, при обладании сведе­ниями особой секретности или сообщении о себе заведомо лож­ных сведений.

Государство гарантирует каждому свободу совести. Это позво­ляет человеку свободно мыслить, поступать в соответствии со сво­ими убеждениями, исповедовать какую-либо религию либо не исповедовать никакой. Люди могут создавать религиозные или ате­истические объединения, которые осуществляют свою деятель­ность на основе действующего законодательства. Свобода слова обеспечивает возможность людям высказывать любую точку зре­ния, например по вопросам экономического или политического развития страны, но запрещает пропаганду расовой или религи­озной ненависти. То же относится и к средствам массовой инфор­мации (СМИ), при этом не должно быть ложных сведений, при­чиняющих как моральный, так и материальный вред конкрет­ным людям. В нашей стране нет цензуры, это значит, что никакой чиновник не может заставлять СМИ (газеты, журналы и др.) публиковать конкретный материал или освещать его с определен - ной позиции. Создав свое средство массовой информации, чело­век не имеет права использовать его для призывов к захвату влас­ти или для совершения уголовных деяний.

Политические права и свободы. Чтобы обеспечить возможность каждому участвовать в общественной и политической жизни стра­ны, в российском законодательстве закреплено право людей на объединения. Они самостоятельно принимают свои уставы, про­граммы, избирают руководящие органы, осуществляют деятель­ность, не запрещенную законом. Однако для некоторых катего­рий лиц это право ограничено. Так, судьи не могут быть членами каких-либо партий или политических движений. Нельзя никого заставлять вступать в такие объединения. Для получения разреше­ния на проведение митингов, демонстраций, шествий или собра­ний в местную администрацию подается письменное заявление не позднее чем за 10 дней до намеченного мероприятия. Все его участники обязаны соблюдать законы и общественный порядок.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами го­сударства. Оно осуществляется путем участия в выборах с 18 лет (активное избирательное право). Но граждане страны могут быть сами избраны в органы государственной власти или местного са­моуправления (пассивное избирательное право). Чтобы стать депу­татом Государственной Думы, надо достичь как минимум 21 года, чтобы стать Президентом страны — 35 лет. Это право ограничено для тех, кто признан судом недееспособным или содержится в местах лишения свободы.

Если человек считает, что нарушены его права, он может обратиться в государственные органы или органы местного само­управления — с предложением по решению конкретных проблем, заявлением с просьбой помочь реализовать свое право: получить пенсию или квартиру. В большинстве случаев жалоба рассматри­вается в течение месяца, после чего выносится конкретное ре­шение.

Социально-экономические права. В нашей стране право защи­щает частную собственность, запрещая лишать человека имуще­ства. Такие случаи допускаются как исключительные по решению суда. Когда имущество изымается в пользу государства, оно в обя­зательном порядке компенсируется, за исключением случаев, когда конфискация выступает мерой наказания для нарушивших закон. Свое имущество можно использовать для организации не запрещен­ной законом экономической деятельности. Закон не ограничивает количество личного имущества, но требует соблюдения порядка по уплате на собственность соответствующих налогов. В современ­ной России запрещается принудительный труд. Гражданин сам ре­шает вопрос о том, каким родом деятельности он займется. Госу­дарство лишь следит за реализацией льготных правил в области труда, защищает от безработицы как обеспечением пособия, так и обеспечением возможности выбрать ту или иную профессию. Государство защищает семью, материнство и детство. В случае болезни, инвалидности или по достижении соответствующего возраста граждане имеют право на социальное обеспечение (пенсии). Охрана здоровья и медицинская помощь гарантируются каждому гражданину страны. Законодательством предусматривается мате­риальная ответственность за нанесение ущерба здоровью пациен­та. Право на образование открывает каждому возможность получить общее образование в школе, бесплатно на конкурсной основе поступить в высшее образовательное учреждение (государствен­ное или муниципальное) или получить платное образование. Су­ществуют различные формы обучения (например, домашняя, или экстернат), которые не предусматривают обязательность каждо­дневного посещения образовательного учреждения. При этом ос­новное общее образование обязательно. Каждая школа имеет свой устав, где определены правила учебного процесса, указаны права и обязанности школьников, учителей и родителей.

Во взаимосвязи с правами людей находятся и их обязанности. Каждый гражданин РФ обязан платить налоги, а также другие установленные законом сборы. Обязанность родителей — забота о детях, их воспитание. Каждый должен заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, уважительно относиться к памятникам старины. Необходимо охранять природу и окружаю­щую среду, бережно обращаться с природными богатствами. За­щита Отечества — почетный долг гражданина. Основной Закон предоставляет право на альтернативную службу.

Сложность взаимоотношений людей, живущих в одном кол­лективе, всегда порождала нестандартные идеи, идущие в про­тивовес мнению большинства или тех, кто находился у власти. Так развивалось инакомыслие. Представителей оппозиции опаса­лись и боролись с ними. Однако даже в условиях тоталитарного государства создавались организации, защищавшие интересы лич­ности.

Днем рождения российского правозащитного движения мно­гие считают дату 5 декабря 1965 г. В этот день в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека. Многолетняя цензу­ра не позволяла реализоваться свободе слова, любая критика в адрес власти пресекалась, а ее инициаторов подвергали гонениям. Неслучайно именно в середине XX в. развивается самиздатовское движение: авторы печатали свои произведения на пишущей ма­шинке и раздавали копии знакомым, которые в свою очередь пе­репечатывали материалы и передавали другим.

В 1970 г. в СССР был создан Комитет прав человека. В его задачи входило правовое просвещение людей, создание системы гаран­тий защиты их прав, пропаганда международных документов по правам человека. Комитет превратился в независимую обществен­ную организацию, получив международное членство. Он стал филиалом Международной лиги прав человека, имел связи со многими международными организациями. Правозащитники тре­бовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвовавший в создании во­дородной бомбы. Он писал: «Я... против стремления огородить нашу страну... от Запада... только в глобальном масштабе возможна раз­работка и осуществление стратегии развития человеческого об­щества на Земле». Правозащитному движению свойственна жерт­венность, готовность прийти на помощь тем, кто гоним (даже если эти люди не близки по убеждениям). Главное — отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

Современную систему защиты прав человека юристы делят на три уровня: национальный, региональный и международный. На­циональная система защиты прав человека функционирует в рам­ках одного государства. Каждый человек, чьи права и свободы ока­зались нарушенными, имеет право обратиться за защитой в суд, где будет рассмотрена его жалоба. Необходимо для этого опреде­лить подсудность дела (какой суд будет рассматривать спор), со­ставить исковое заявление и заплатить госпошлину.

В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к какой ветви власти. Он имеет достаточно ши­рокие полномочия: знакомиться с различными документами, тре­бовать объяснений от должностных лиц и граждан. Получая жало­бы от пострадавших, он способствует восстановлению справедли­вости, обращаясь в судебные инстанции и различные органы власти. В субъектах Российской Федерации есть свои уполномоченные по правам человека.

Европейская система защиты прав человека — региональная — сформировалась в рамках Совета Европы — межгосударственной организации, образованной в 1949 г. 4 ноября 1950 г. в Риме ее участники приняли Европейскую конвенцию о защите прав челове­ка и основных свобод. При Совете Европы были образованы Евро­пейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Они могут рассматривать жалобы государств или отдель­ных лиц. Решение этого суда обязательно для государств-участни­ков. Региональная организация по правам человека есть и на Аф­риканском континенте.

На международном уровне права человека защищают создан­ные при ООН различные институты, в том числе институт Вер­ховного комиссара ООН по правам человека, по делам беженцев и др.

В настоящее время усиливается значение международного гума­нитарного права, помогающего людям, ставшим жертвами воору­женных конфликтов, раненым, больным, военнопленным. Всту­пив в третье тысячелетие, мировое сообщество не избавилось от многочисленных войн и конфликтов, уносящих многие жизни людей. До середины XIX в. соглашения о защите жертв войны но­сили случайный характер. В 1864 г. была созвана международная конференция, в результате которой были подписаны Женевские конвенции об улучшении участи раненых, больных воинов во вре­мя сухопутной войны, о правилах поведения вооруженных сил на поле боя и на море, о защите всех людей, в том числе и граж­данского населения. На конференции договорились, что ране­ным и больным солдатам впредь будет оказываться медицинская помощь независимо от того, к какой воюющей стороне они при­надлежат. Медицинский персонал, санитарные учреждения дол­жны были иметь эмблему красного креста на белом фоне. Так появилось движение Красного Креста. Те, кого защищали Же­невские конвенции, назывались покровительствуемые лица. Это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военноплен­ные, гражданское население, медицинский и духовный персо­нал. На них запрещалось нападать, подвергать унижению и ос­корблению.

Международное общество Красного Креста и Красного Полу­месяца предлагает воюющим сторонам свои услуги для оказания помощи жертвам конфликтов. Его делегаты посещают места за­ключения военнопленных, обращая внимание на то, в каких ус­ловиях они содержатся. Большую помощь оказывает эта организа­ция в розыске пропавших без вести, передаче писем от родствен­ников, разлученных в результате вооруженного конфликта. Немалое внимание уделяется гражданскому населению, оказавшемуся в зоне военных действий и обреченному порой на голод. Его снабжают продуктами питания, одеждой и медикаментами. Специальные правила соблюдаются для защиты жизни детей при их эвакуации в другое государство.

Запрещается принудительный призыв детей в армию (не учиты­вается даже их согласие, если им нет 15 лет). Поведение участников вооруженных конфликтов также регламентируется. Например, за­прещается нападать или уничтожать объекты, необходимые для жиз­ни гражданского населения. Лица, уже не принимающие участия в военных действиях (раненые, больные, пленные), должны пользо­ваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Между­народные документы запрещают даже определенные методы ве­дения войны, например убийство пленных, призывы «Никого не оставлять в живых» и др. В то же время разрешается использовать установку сухопутных и морских мин, захват и потопление воен­ных судов.

Правила международного гуманитарного права должны соблю­даться, ибо их нарушения приводят к ответственности. Среди та­ких правонарушений могут быть нападения на гражданское насе­ление, которое оказалось втянутым в военный конфликт. Наказу­емы и военные действия против необороняемых местностей или сооружений, неправомерное использование эмблемы Красного Креста, расправа без суда и следствия над людьми, защищенны­ми международным гуманитарным правом. Командиры несут от­ветственность за совершенные нарушения своих подчиненных в том случае, когда они не приняли всех необходимых мер, чтобы не допустить этих действий.

Таким образом, в случае международного вооруженного кон­фликта, а также конфликта внутри государства военные действия должны вестись при строгом соблюдении норм международного гуманитарного права. Только принципы гуманного уважительно­го отношения друг к другу способны спасти тот мир, где мы живем. И каждый из нас должен заботиться об уважении прав другого.

Вопросы и задания

1. Разъясните смысл теории естественных прав человека. Как она от разилась в нормативных актах государств?

2. Для чего понадобилось принятие Всеобщей декларации прав чело века и в чем заключается смысл этого документа?

3. Как осуществляется защита детства международным правом?

4. Приведите конкретные примеры международных преступлений.

5. Что означает понятие «правовой статус личности»? Какими личными правами обладают граждане нашей страны?

6. Приведите конкретные примеры того, как могут быть реализованы политические права и свободы.

7. Что представляют собой социально-экономические права граждан РФ?

8. Разъясните основные обязанности граждан РФ.

9. Для чего создаются правозащитные организации? Каковы их за дачи?

10. Кто такой уполномоченный по правам человека и для чего был учрежден этот институт в обществе? Выясните, кто именно занимает этот пост сейчас.

11. Что понимается под международным гуманитарным правом? По чему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

12. Проанализируйте события в мире в области международного со трудничества стран по материалам периодической печати. Проследите поведение сторон и сделайте выводы о соблюдении или нарушении прав человека.

13. Как вы понимаете норму Конституции РФ о том, что «осуществ ление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц»? Выберите любое из прав гражданина РФ и разъясните его смысл. Подбе рите в действующем законодательстве правовые нормы, конкретизиру ющие это конституционное право. Известны ли вам факты, нарушающие данное право?

8.7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Государственное (конституционное) правоэто отрасль права, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан. Основным источ­ником Государственного права служит конституция. Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.'

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

Х4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от - раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституции отличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-прин­ципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция, но часто отсутствует санкция).

Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционно­го строя.

Конституционный строй — это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­щита — обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и фе­деральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним относится принцип народовластия, выражающийся в непосред ственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении вла сти народом через органы государственной власти и органы мест ного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (ст. 2). Статья 6 провозглашает принцип единого и равного гражданства независимо от его приоб ретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).

3. Принципы организации жизни гражданского общества. Консти туция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России при знается политический и идеологический плюрализм (многообра зие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право со стоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Ста тья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга нами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляет ся исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

С принятием Конституции в состав Российской Федерации стало входить 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 авто­номных округов. Республики и автономии сформированы по нацио­нальному принципу, а остальные субъекты федерации — по терри­ториальному. В 2000-е годы в России начался процесс укрепления регионов. 1 декабря 2005 г. в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край. 1 января 2007 г. Таймырский и Эвенкийский авто­номные округа были присоединены к Красноярскому краю. 1 июля

2007 г. в результате объединения Камчатской области и Корякско го автономного округа был образован Камчатский край. 1 января

2008 г. новым субъектом Российской Федерации стала Иркутская область, образованная путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ве­дения и полномочий федерации и ее субъектов. В ведение Российс­кой Федерации входят принятие и изменение Конституции и феде­ральных законов, установление системы федеральных органов го­сударственной власти, управление федеральной собственностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокуратура и др.

В совместном ведении находятся защита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова - нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Пре­зидента более двух сроков подряд. Выборы Президента Российс­кой Федерации 14 марта 2004 г. проходили на основе избиратель­ного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента:

1) отставка — добровольный уход от должности. Примером мо жет служить отставка Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществ лять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны состоять - ся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных слу­чаях, когда Президент не может исполнять свои полномочия (на­пример, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить ре­ферендум, внести предложение о пересмотре Конституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмотрен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президента обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, при­нимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Вер­ховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...