Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-методическая часть




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальности «Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы» и учебной программы кафедры художественно-педагогического образования факультета эстетического образования БГПУ имени М.Танка.

Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных преподавателей в образовательной области «Искусство» и проводится на базе учреждений образования Республики Беларусь. Во время практики со студентами работают учителя учреждений образования, имеющие первую либо высшую квалификационную категорию.

Целью прохождения педагогической практики является овладение студентами целостной профессиональной деятельностью учителя изобразительного искусства и черчения (специальность "Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы"), классного руководителя, формирование профессиональных черт личности педагога.

Педагогическая практика направлена на систематизацию и обобщение психологических, педагогических и методических знаний и их применение при организации обучающей и воспитательной деятельности учащихся. Она предполагает изучение личностных особенностей обучающихся, проведение уроков по предмету, организацию воспитательных мероприятий и ознакомление с деятельностью учреждения образования. В процессе педагогической практики у студентов осуществляется становление и развитие профессиональных компетенций, относящихся к обучающей, развивающей и ценностно-ориентационной деятельности.

Во время педагогической практики студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя-воспитателя, знакомятся с содержанием и объемом его работы. При необходимости практиканты могут включаться в методическую и исследовательскую работу. Спецификой педагогической практики является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ, гимназий и, следовательно, подчиняются внутреннему распорядку учреждения образования, руководствуются едиными требованиями к учащимся, традициям, соблюдают трудовую дисциплину. Отношения практикующихся с учителями должны строиться на основе уважения, такта, взаимопонимания, творческого обсуждения педагогических проблем. Первоочередной задачей педагогической практики, а также ее сложностью и спецификой является то, что студенты сознательно и комплексно должны применить весь арсенал полученных теоретических знаний не только по своей специальности, но и по психолого-педагогическому циклу. Таким образом, педагогическая практика – это сложнейший процесс, в котором проявляется общая культура студента как будущего учителя и воспитателя.

В ходе педагогической практики ставятся и решаются следующие задачи:

-углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения в университете и применение их на практике в учебно- воспитательной работе с учащимися;

-формирование умения наблюдать и анализировать учебно- воспитательную работу;

-обучение практикантов самоанализу своей педагогической деятельности;

-проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, учитывая их психолого-возрастные особенности;

-закрепление навыков проведения различных типов уроков, используя при этом самостоятельно разработанные дидактические пособия, применяя различные приемы и методы активизации художественно-творческой деятельности учащихся;

-освоение функций классного руководителя;

-ознакомление с правилами оформления и ведения школьной документации;

-установление доверительных и доброжелательных отношений с учащимися в межличностном общении;

-использование в ходе обучающей деятельности коллективной, групповой и индивидуальную формы работы с учащимися.

Функциями педагогической практики являются:

· планово-проектировочная (у практикантов формируются умения: планировать обучение изобразительному искусству, черчению в течение учебного года, четверти; определять и формулировать цели урока с учетом функций обучения; продумывать методическую структуру уроков различных типов с использованием разнообразных средств обучения);

· образовательная (участвуя в направляемой педагогической деятельности, студенты-практиканты используют усвоенную в процессе обучения в вузе систему профессионально-педагогических знаний и сформированных умений и навыков, которые вначале применяются по образцу, а затем – в новой ситуации и на уровне творческой деятельности);

· развивающая (во время педагогической практики студенты приобретают новые знания и первоначальный педагогический опыт, благодаря которому формируют профессионально значимые качества личности, предопределяющие в будущем уровень педагогического мастерства учителя); · воспитательная (осознание студентами-практикантами собственных профессионально значимых и личностных качеств, потребности в педагогической деятельности и готовности ответственно ее исполнять, педагогических способностей, ценностных ориентиров);

· организаторская (практиканты овладевают правилами организации деятельности преподавания, у них формируются умения, связанные с поддержанием внимания обучающихся, организацией индивидуальной, групповой, коллективной форм работы учащихся на уроке, активизацией их познавательной деятельности);

· коммуникативная (студенты-практиканты учатся осуществлять педагогическое общение на уроке, реализуя его основные функции: самопрезентационную, мотивационную, – и соблюдая требования к речевому поведению учителя: соответствие речи нормам педагогической этики и этикета; культура речи, ее диалогизм и экспрессивность, научность);

· диагностическая (у практикантов формируются умения оценивать результаты деятельности учащихся для установления реального уровня усвоения ими знаний, умений и навыков и определения причин отклонения от запланированного результата с целью корректирования учебного процесса);

· аналитическая (анализ практикантами собственной направляемой профессиональной деятельности с целью определения уровня усвоенных в вузе знаний психолого-педагогического и лингвометодического циклов, сформированных на их основе дидактических умений как показателя готовности к самостоятельной работе в качестве специалиста);

· социальная (адаптация студентов-практикантов к профессиональной деятельности, осознание социальной значимости личности учителя). В процессе педагогических практик студенты получают знания об особенностях содержания и системе учебно-воспитательной работы в средней школе, гимназии, приобретают представление о работе педагогических коллективов в свете законодательства об образовании.

Прохождение педагогической практики должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций. Требования к академическим компетенциям.

Практикант должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть методами научно-педагогического исследования.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-10. Уметь регулировать взаимодействия в образовательном процессе.

Требования к социально-личностным компетенциям

Практикант должен:

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

Требования к профессиональным компетенциям

Практикант должен быть способен:

ПК-1. Управлять учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК-2. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения.

ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения.

ПК-4. Организовывать самостоятельную работу обучающихся.

ПК-7. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

ПК-9. Эффективно реализовывать технологию деятельности классного руководителя.

ПК-10. Осуществлять профилактику девиантного поведения обучающихся. П

К-13. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися.

ПК-16. Оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития.

ПК-17. Осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности.

Во время прохождения педагогической практики у студентов появляется возможность закрепить и углубить знания по теоретическим аспектам следующих учебных дисциплин: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», "История искусств", «Методика обучения изобразительному искусству», «Методика обучения черчению», «Психология», «Педагогика».

В соответствии с учебными планами педагогическая практика проводится для студентов дневной формы получения образования на 3-м курсе в 5 семестре. Продолжительность практики 5 недель. Форма контроля – дифференцированный зачет.

Выделяются следующие этапы в организации педагогической практики:

І. Подготовительный этап.

Определяются базы прохождения практики. Заключаются договора с учреждениями образования о прохождении студентами педагогической практики. Учитывая пожелания студентов и количество мест, предоставляемое каждой конкретной базой для прохождения педагогической практики, студенты распределяются по государственных учреждениям образования. Педагогическая практика студентов организуется деканатом факультета совместно с кафедрами педагогики и психологии и выпускающими кафедрами художественно-графического факультета на основании приказа по университету, где утверждаются руководитель практики от факультета, непосредственные руководители практики от кафедр педагогики и психологии, кафедр художественно-графического факультета. Готовится приказ о проведении педагогической практики. Заключаются договора с учителями, которые будут осуществлять непосредственное руководство практикой. Проводится курсовое собрание по организационно-методическим вопросам, на котором студенты знакомятся с целью, задачами и содержанием педагогической практики, с основными требованиями к отчетной документации и дифференцированному зачету, проводится обучение и проверка знаний студентов по вопросам трудового законодательства и охраны труда. До сведения студентов доводится график проведения консультаций педагогов, осуществляющих руководство по психологии и педагогике. Руководители практики от кафедр художественно-графического факультета назначают время и место встречи для первого посещения учреждения образования.

ІІ. Основной этап. Осуществляется непосредственная работа студентов в учреждениях образования. Руководители практики от кафедры художественно-графического факультета закрепляют студентов за определенными классами, знакомят их с непосредственными руководителями практики в школе. Составляется график проведения консультаций студентов с руководителями практики от кафедр художественно-графического факультета, а также график проведения пробных и зачетных уроков, профориентационных мероприятий.

ІІІ. Заключительный этап. Завершением педагогической практики является итоговая конференция, на которой заслушиваются и обсуждаются отчеты студентов, анализируются проблемы, которые возникали во время практики, подводятся итоги и выявляются перспективы использования полученных знаний, умений и навыков в художественно- педагогической деятельности.

Отчетные документы сдаются руководителю практики от кафедр художественно-графического факультета. Проводится анкетирование, где студенты сообщают, с какими трудностями столкнулись, что понравилось, что вызвало непонимание, высказывают свои предложения по оптимизации процесса прохождения педагогической практики и повышения ее эффективности. Руководители практики от кафедр педагогики и психологии, кафедр художественно-графического факультета высказывают свое мнение о ходе и результатах практики, выставляют отметки в промежуточную ведомость. Руководителем практики от факультета выставляется отметка в групповую ведомость и зачетную книжку студента. Итоги педагогической практики обсуждаются на заседании кафедрах художественно-графического факультета.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Для ведения учебно-воспитательной работы с учащимися студенты прикрепляются к классам (5-8 классы), где выполняют обязанности помощника учителя изобразительного искусства и классного руководителя. Студенты работают с учащимися 1-4 классов (учебный предмет «Изобразительное искусство), 9 класса (учебный предмет «Черчение). Практиканты ведут по одному уроку в день практики, через неделю и присутствуют на уроках других практикантов. В процессе практики студенты проводят пробные уроки (не менее десяти), зачетные уроки по изобразительному искусству (з урока), черчению (3 урока), воспитательные мероприятия, участвуют в их обсуждении и анализе, проводят самоанализ проведенных учебно-воспитательных мероприятий, уроков, составляют психолого-педагогическую характеристику на учащегося. В ходе практики студенты совместно с учителем изобразительного искусства и учащимися участвуют в оформлении кабинета изобразительного искусства, школы к праздникам, общешкольным мероприятиям; участвуют в подготовке школьников к участию в конкурсах изобразительного и декоративно- прикладного искусства.

В содержание практики входит:

-ознакомление с базой практики, ее учебно-материальной базой, беседы с директором школы, его заместителями;

-анализ планирования учебно-воспитательного процесса учителем изобразительного искусства, черчения;

-изучение опыта работы учителя изобразительного искусства и черчения, классного руководителя (беседа с ним, изучение планов работы, посещение уроков, внеклассных мероприятий);

-освоение содержания школьной документации и правил ее оформления (классные журналы);

-составление студентом индивидуального плана учебно- воспитательной работы на период педагогической практики;

-подготовка и проведение пробных и зачетных уроков (сформировать цели урока, отобрать учебный материал, методы и средства обучения, прогнозировать возможные трудности усвоения школьниками учебного материала, определить тип и структуру урока, составить поурочные планы);

-использование различных форм организации работы на уроке; - изготовление дидактического материала;

-разработка мультимедийной презентации о прохождении практики совместно со студентами своей группы в данном учебном заведении и выпуск газеты на данную тему;

-осуществление психолого-педагогического анализа уроков своих товарищей, самоанализа своих уроков;

-организация и проведение беседы по профессиональной ориентации учащихся (рассказ о преимуществах получения образования в ВГУ имени П.М.Машерова на художественно-графическом факультете);

-проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися, изучение личности учащегося;

- написание психолого-педагогической характеристики учащегося;

-оформление отчетной документации по практике (отчет, дневник);

-демонстрация дидактических пособий, работ учащихся на итоговой конференции по практике.

 


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Отчетность

По окончании практики студент должен представить своему руководителю практики от кафедр художественно-графического факультета следующие документы:

1.Дневник прохождения практики.

2.Развернутые планы-конспекты зачетных уроков (6).

3.Анализы зачетных посещаемых уроков других практикантов (3).

4.Самоанализ зачетного урока (1).

5.Дидактические пособия, разработанные студентом и примененные в ходе практики в виде мультимедийных презентаций (не меньше 2).

6.План профориентационной беседы с учащимися 11 классов.

7.Письменный отчет о выполнении программы практики и отзыв непосредственного руководителя от организации о прохождении практики студентом с печатью школы.

Все документы помещаются в папку, на обложке которой размещена следующая информация:

1. Название университета, факультета.

2. Сроки практики.

3. Специальность.

4. Группа.

5. Фамилия, имя, отчество студента, руководителя практикой от кафедр художественно-графического факультета.

Отдельно сдаются папки с заданиями по психологии и педагогике соответствующим руководителям.

Студенты в ходе педагогической практики ведут дневники педагогических наблюдений. В них должны быть отражены данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе, по составлению психолого-педагогических характеристик. Материалы дневника используются для написания отчета о выполненной на практике работе.


Примерное планирование деятельности студентов в период педагогической практики

Основные виды деятельности и формы работы Форма отчетности Примерные сроки исполнения
       
Организационная работа
  Участвовать в курсовых собраниях по организационно- методическим вопросам педагогической практики 1) обсуждение организационных вопросов; 2) выступление на курсовом собрании с кратким анализом своей работы в школе в ходе педпрактики Установочная и итоговая конференции
  Педагогические совещания в течение всей практики Краткие устные отчеты студентов о проделанной работе в течение недели; обсуждение “трудных” вопросов 1 раз в неделю, день избирается произвольно
  Составление индивидуального плана работы студентов на основе планов учебно- воспитательной работы классного руководителя в закрепленном классе Индивидуальный план прохождения педагогической практики К концу 1-й недели
Учебная работа
  Посещение уроков учителей, главным образом, по своему предмету Подробная запись анализов уроков, обсуждение с руководителем практики от кафедр художественно-графического факультета В течение 1 и 2-й недель практики
  Выбор тем будущих уроков, установление сроков проведения Составление плана-сетки проведения уроков К 5-6 дню 1-й недели практики
  Подготовка и проведение уроков 1) подробная консультация руководителя практики от кафедр художественно-графического факультета, непосредственного руководителя практики 2) составление планов- конспектов уроков, которые должны быть обязательно просмотрены и допущены руководителем практики от художественно-графического факультета или непосредственным руководителем практики к проведению. План-конспект должен быть готов за 2-3 дня до проводимого урока Уроки должны быть даны во 2-3 неделях.
  Взаимопосещения уроко Групповой или индивидуальный анализ уроков с руководителем практики от кафедр художественно-графического факультета, непосредственным руководителем практики, студентами Начиная со 2 недели. Посещаются все зачетные уроки.
  Методическая работа по предмету: 1) консультация с руководителем практики от кафедр художественно-графического факультета, непосредственным руководителем практики 2) участие в работе МО, семинаров и т.д. (по приглашению); 3) самообразование. Вести записи в дневнике В течение всей практики
Воспитательная работа по заданиям кафедр педагогики и психологии

 


Примерная структура дневника педагогической практики студента:

Учреждение образования

«Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

 

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество практиканта)

 

Факультет ________________________________________________________

 

Специальность_____________________________________________________

Направление специальности___________________________________________

 

Специализация ____________________________________________________

 

Наименование практики_______________________________________________

(в соответствии с учебным планом)

________________________________________________________________

 

Место прохождения практики _______________________________________

__________________________________________________________

Сроки прохождения практики__________________________________________

 

 

Непосредственный

руководитель(ли) практики от университета_________________________

__________________________________________________________________

Непосредственный руководитель(ли) практики

от организации-базы практики __________________________ _________________________________________________________________

 

 

 

 

Основные разделы дневника практики:

 

 

I. График прохождения практики;

II. Общие сведения о месте прохождения практики;

III. Выполненные в ходе практики работы (раздел может быть представлен в виде таблицы):

 

  Дата   Рабочее место   Краткое содержание выполненных работ Отметки руководителей практики от организации и университета
       
       
       
       
       

 

 

Примечания:

Дневник заполняется ежедневно. Записывается все, что сделано за день по выполнению программы практики и индивидуального задания. Записи иллюстрируются схемами, зарисовками, фотографиями, таблицами, описанием материалов, механизмов и процессов работы. В дневнике фиксируется участие в производственной, исследовательской, общественной работе организации (подразделения). Выполняемые в ходе практики работы рецензируются и оцениваются руководителями практики от организации и университета.

 

Данная форма ведения дневника является примерной и может корректироваться кафедрами в зависимости от специфики практики.

 

- ФИО студента, факультет, группа;

- место прохождения практики, адрес;

- информационная страница: руководитель практики от университета, директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники, классный руководитель;

- расписание уроков, расписание звонков, схема размещения учащихся в классе;

- список класса (ФИО учащихся, поручения, интересы, увлечения); - задачи педагогической практики;

- планы уроков;

- анализы уроков учителей;

- анализы уроков товарищей;

- самоанализы проведенных уроков;

- содержание заданий и процесс их выполнения, краткое содержание рекомендаций, замечаний руководителя практики от кафедр художественно-графического факультета, непосредственного руководителя практики, классного руководителя;

- анализ результатов деятельности в ходе практики.


 

Индивидуальный план работы студента (примерная схема)

Планирование является обязательным разделом деятельности студента. При составлении индивидуального плана необходимо предусмотреть все виды работ учителя изобразительного искусства, черчения, классного руководителя.

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики

от кафедр

художественно-графического факультета

_____________ Ф.И.О.

 

№ п/п Содержание работы Сроки Отметки о выполнении
  Знакомство со школой, классом: Принять участие в беседах с администрацией, учителями, классным руководителем об особенностях учебно-воспитательного процесса школы, концепции развития школы, об основных задачах учебно-воспитательной работы школы, класса; выявить особенности социума микрорайона, контингент учащихся, межличностные отношения в коллективе, уровне подготовки по предмету. Знакомство со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления.    
  Учебно-воспитательная работа по предмету Изучить методику деятельности учителя: 1) посетить ________ уроков в классе по изобразительному искусству, черчению 2) подготовить и провести _____ уроков в _____ классе по __________ 3) провести _________ дополнительных занятий с учащимися по _________________ (предмет) 4) подготовить дидактические материалы к урокам по темам: ____________ 5) подготовить наглядные пособия к урокам по темам: ________________ 6) провести ___________ факультативных (кружковых) занятий по темам __________________________________________    
  Внеклассная воспитательная работа 1) принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела _________________________________ 2) организовать и подготовить учащихся к участию в ______________ _______________________________ 3) подготовить и провести экскурсию (куда, на какую тему) 4) подготовить и провести информационный час на тему: ____________________ _______________________________ 5) провести профориентационную работу _______________________________ _______________________________    
  Методическая работа: 1) создать методическую копилку: 2) изучить учебную программу, календарно- тематический план учителя, воспитательный план классного руководителя; 3) разработать конспекты уроков, факультативных занятий, занятий кружка и сценарии воспитательных мероприятий; 4) принять участие в заседании МО учителей- предметников, классных руководителей    
  5. Исследовательская работа: ____(задается руководителем курсовой, дипломной работы, руководителем научно- практической группы студентов) __________________________    

 


Примерный план анализа урока

1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.), оборудование урока.

3. Тип урока.

4. Цели урока, их соответствие программным требованиям. Способы мотивации учебной деятельности школьников.

5. Способы и формы проверки домашнего задания, привлечение учащихся к анализу работ одноклассников и др.

6. Эффективность актуализации опорных знаний, осуществление связи новой темы и ранее изученной.

7. Использование различных методов и приёмов ознакомления учащихся с новой темой; соответствие данных методов и приёмов возрастным особенностям учащихся.

8. Приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся, активность школьников при работе по осмыслению нового материала.

9. Организация закрепления знаний и формирования умений и навыков:

а) использование методов закрепления знаний;

б) соответствие дидактического материала целям урока;

в) учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к самостоятельным;

г) целесообразность использования различных видов упражнений;

д) осуществление дифференциации заданий, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной форм работы;

10. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.

11. Характер, объём домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж и т. д.

12. Способы подведения итогов урока.

13. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке.

14. Формы учёта и оценки работы школьников на уроке, объективность оценки.

15. Использование раздаточного материала, наглядных пособий, технических средств обучения.

16. Темп урока.

17. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учащимися.

18. Речь учителя.

19. Достижение поставленных целей урока. Образовательные и воспитательные результаты урока.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...