Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие разделы содержит грамотный отчёт?




 

Прежде всего, грамотный отчёт всегда содержит элементы методики исследования. Это главное. Методика исследования – это и есть золотой ключ открытий. Это система, по которой выполняется научное исследование. Следовательно, и оглавление должно быть подчинено определённым правилам. Можно сказать, - у отчёта должен быть общепринятый план. Понятие плана близко студентам по сочинению на литературные темы. У нас сейчас - тема научная. Но у научного отчёта тоже должен быть свой определённый план и его отдельные части должны быть логически взаимосвязаны. Иногда говорят, что должна быть принятая форма представления материала или вид представления материала. Многое зависит от определения и важно понимать, о чём мы говорим, что имеем в виду. И наши представления должны быть общепринятыми. Термин «форма представления» может иметь различный смысл. Например, «Какая форма представления вашего доклада?». «У меня – постер, стендовый доклад» или: «А у меня - устный доклад». Форма участия в конференции: очная или заочная.

- «А в какой форме написан ваш отчёт?»

- «В форме научно-исследовательского отчёта». (То есть, по определённым правилам, соответствующим принципам научного исследования)

- «Мой отчёт написан в форме краткого технического отчёта».

- «А мой, - в форме аннотации» (краткий, но очень содержательный)

- «Сделайте отчёт, пожалуйста, в форме краткого сообщения». (Что это за правила? Чаще всего это связано с временными рамками. Нет времени слушать. Например, идёт совещание, а шефа интересует частный вопрос).

 

«Ну, и что же мы видим в вашем отчёте?» – говорит читатель, глядя на оглавление. «Где же здесь раздел «Обсуждение результатов? Что же помешало автору измерить сигнал и большей точностью? А что автор сам думает по этому поводу? Так, где же методика? Вот, - нашёл. Отлично».

Термин «Форма» - ёмкий термин. Например, можно говорить о военной форме или гражданской форме одежды. Значит, в данном случае форма диктует вполне определённый стиль и определённые атрибуты одежды. То есть, в ней должно быть что-то характерное. Например, – погоны и начищенные сапоги у военного, и их отсутствие у гражданского. Военный должен иметь ещё и соответствующую выправку.

- А у вашего отчёта - какая форма, господа студенты?

- Научно – исследовательская, господин преподаватель!

- Какие обязательные компоненты он включает?

- Согласно правилам написания диссертации, господин преподаватель!

А ведь, студенты правы. Слово «диссертация» переводится как исследование. Не больше и не меньше. Стало быть, ваш отчёт должен соответствовать той форме, по которой вы будете писать свою диссертацию. Наш университет готовит научных сотрудников. Пора, стало быть, учиться.

 

5. Пишут ли студенты отчёты в зарубежных университетах?

 

Сейчас много говорят о международном сотрудничестве. Вероятно, кто-то хочет, чтобы наши студенты побывали в развитых странах. Помню, в Японии в одном из университетов на кафедре «инженерной механики» меня пригласили на защиту курсовой работы. Докладывали студенты третьего курса. По заданию крупной фирмы студенты с преподавателем придумывали и исследовали механические свойства протяженных секций из тонкой листовой стали, сотовых в сечении. Прочные и лёгкие. Идея была взята из природы тропических растений. Но прежде студенты положили на стол толстый отчёт. В другом университете студенты пишут отчёты о лабораторных работах на двух языках: японском и английском. Защищают - на английском. Я видел, как им трудно. Они ловили каждый совет и замечание преподавателя и благодарили. У японцев так принято. Странный народ японцы.

 

В США студенты физики второго, третьего курсов участвуют в конкурсе за возможность работать летом в физических лабораториях. Кстати, лаборатория им. Энрико Ферми (США, Чикаго) приглашает и наших студентов с кафедры ускорителей и физики плазмы. Студенты MIT (Boston) тоже едут в другие известные научные центры. Я видел их отчёты о летней практике. Поймите меня правильно, я привожу факты о необходимости делать так, как это уже давно принято. И если мы хотим быть на международном уровне, нам надо и у них поучиться. У нас тоже есть чему учиться. Вот и вы пришли учиться. Чтобы быть на уровне. Вот об уровне обучения мы и рассказываем вам.

 

А как в Российских университетах обстоят дела с отчётами? Неужели и там так строго? Об этом читайте далее.

Что значит: форма отчёта?

 

Когда мы говорим о форме отчета, мы имеем в виду форму представления отчёта. Форму, как набор определённых, принятых разделов научного сообщения. Эти разделы подчинены строгой системе: т.е. последовательности их размещения. Заметим, что и каждый раздел написан по вполне определённым правилам. Опытный читатель заранее знает: что обсуждается в нём. Например, в разделе «Экспериментальная часть» читатель точно знает, что там будет полная информация об установке, электрической схеме, её их особенностях. Читатель надеется на это. В студенческом отчёте тоже должны быть основные разделы. Студент первого или второго курса не имеет времени для подробного письменного изложения всех тонкостей своего исследования. Но он обязан знать систему, по которой делается отчёт, знать основные моменты, этапы исследования. Они-то и фиксируются в отчёте: в устном и в письменном. Система - одна. Хочется, чтобы это было понятно.

 

«Верить никому нельзя. Даже – себе.

Мне – можно» -

говорил Мюллер в фильме

«17 мгновений весны».

Часть преподавателей придерживается формы отчёта, которая приведена в методическом пособии по измерительному практикуму. Считается, что форма отчёта будет соблюдена и на других практикумах. Соответственно, они придерживаются принятой формы отчёта утверждённой кафедрой общей физики. Большинство преподавателей считает, что студента надо учить излагать свои мысли правильно. Все преподаватели советуют придерживаться общепринятых правил. Тут нет разногласий. Другое дело – как они этого реально придерживаются.

Есть преподаватели, которые считают, что первокурснику не обязательно придерживается формы отчёта. «Потом само придёт со временем. Главное – что и как измерил». При этом они-то знают, что само ничего не приходит.

Получается, что мы готовим профессионального исследователя, с одной стороны, но в тоже время позволяем бессистемно проводить исследования. И что значит – «потом»? Почему не сразу, но понемногу, шаг за шагом. «Курочка – по зёрнышку». Студент должен быть знаком с основными принципами построения отчёта, который отражает элементы научного исследования. Кому же верить?

 

Доверяй, но проверяй.

 

Прежде всего, студенту следует самому знакомиться со статьями солидных журналов. Статьи написаны по определённой системе. Эта система, принята мировым научным сообществом. Некоторые журналы используют специальные программы, где предусмотрены специальные поля для обязательных разделов. После этого у редактора журнала все аннотации или статьи получаются в одном стандарте. Такую статью просто печатать, удобно читать, легко понять. В каждой статье есть раздел «обсуждение результатов» и вы уверены, что этот раздел написан по определённым правилам. И опытный исследователь знает эти правила.

Стандарт – вещь великая.

Итак, форма представления отчёта подчинена определённой системе. Кстати, никого не удивляет, что диссертации и авторефераты диссертаций пишутся по строгим правилам. Попробуйте написать по-своему. Вы не пройдёте процедуру рецензирования и не будете допущены к защите. Есть общепринятая форма представления. Её стараются не нарушать. И если ваш научный руководитель, который сам прошёл этот путь, говорит вам, что форма представления не важна, - он не хочет, чтобы вы знали систему, которой подчинена методика написания статьи. Не хочет вам ни рассказать об этом, ни помочь. Это значит, что он пренебрежительно относится к вашей работе и вашей перспективе. Постарайтесь найти другого руководителя. Вы должны работать с профессиональными исследователями.

Не путайте одно с другим.

Не следует путать форму представления с оформлением, с оформительской работой, касающейся внешнего вида работы. Кто спорит, что хорошо оформленную статью приятно читать. Шрифты, аккуратно сделанные рисунки, схемы и т.д. Мы не говорим об украшательствах. Хотя, некоторые студенты позволяют себе и такое. Это происходит всегда в первые недели первого семестра. Некоторые делают рамочки фломастерами или карандашом, рисуют, по-своему, красивые, схемы и т.д. И ведь, никто им не говорил об этом на практикуме! Более того: мы объясняем, как представлять и оформлять отчёт. Это всегда на первом, втором занятии. (Читайте далее). Но у них своё представление о форме изложения материала со школы. Услышали слово «форма», связали с оформлением и зациклились на нём. Странно, но и некоторые преподаватели ловятся на этом. И начинают много говорить, что не форма важна, а содержание. Здесь нет предмета спора. Ясно, что внешне прекрасно оформленная работа может быть бессодержательной, неинтересной и бессмысленной. Также как и рассуждения по этому поводу.

Встречают по одёжке.

На самом деле, оформительская работа очень важна. Например, нет подписи под рисунком: её нигде нет. Нет подписей на осях графика, или они сделаны небрежно и не читаются. Не видны экспериментальных точек на кривых и нет описания схемы. Не указаны элементы установки, не правильно приведены литературные ссылки, источники информации, нет ФИО автора работы. В результате, работу не понять и не ясно к кому обратиться, нет возможности найти использованный источник информации. В студенческих отчётах – это сплошь и рядом. Каждый день. Но будем терпеливы. У нас есть специальные занятия, где студента учат и этому. Курс называется информационные технологии. Это не трудно и мы кратко поговорим об этом далее: в инструкции по написанию отчёта.

Вывод. Главное в отчёте – это содержание подчинённое определённой системе изложения, строгой последовательности представления материала. Форма представления материала важна, как система. Оформление – это тоже важно, но не главное.

 

 

Какие отчёты бывают?

Отчёты бывают разные.

Если вас просят представить только письменный отчёт, и выступление не предусмотрено, то поработать придётся серьёзно. Отчёт об исследовании должен содержать информацию достаточную для понимания проблемы, её актуальности, целей и решаемых задач, использованных методик исследования, доказательств достоверности полученных результатов, сравнения результатов с известными данными. Отчёт должен содержать информацию достаточную для повторения результатов, а также информацию о подобных исследованиях в других институтах, фирмах. В нём - четко сформулированные выводы и мнение о дальнейшей перспективе научного направления: куда продвигаться или закрыть направление исследований как не перспективное. Отчёт бывает краткий или полный. Это зависит от целей заказчика. Отчёт может быть отослан за 1000 км и должен быть понят другими людьми. Отчёт всегда стоит времени и денег. Например, отчётом можно считать представленную диссертацию или отчёт группы исследователей о работе за неделю или годы. Отчёт бывает промежуточный и итоговый. После завершения этапа работ всегда пишут обобщающий отчёт. Вам же повезло – нужно знать только основы написания такого отчёта. Лучше узнать сегодня, чем потом не даже не иметь представления. Переучиваться всегда сложнее.

Устный отчёт проще.

Здесь есть вольность в изложении. Вы можете в процессе отчёта изменить своё мнение, согласиться с замечаниями и т.д. Поговорка: «Слово - не воробей. Вылетел – не поймаешь» - здесь не имеет силы. В процессе устного отчёта студент так быстро перестраивает свои убеждения, что на замечание: «Вы только что утверждали обратное» настаивает, что «Я имел в виду то, о чём вы только что сказали». Первокурсник иногда не понимает, что цель преподавателя не уличить его в неправильном результате, а разобраться, найти источник ошибок. Цель - научить методике исследования, которая как волшебная фея будет оберегать, предупреждать ошибки. Секрет заключается в способах и приёмах проведения исследования. Поэтому устный отчёт необходим как способ обучения изложению материала. Устный отчёт лучше отражает уровень понимания технологии исследования. Устный отчёт – не монолог, это всегда диалог. Поэтому преподаватель часто говорит: «Давайте побеседуем по поводу вашей работы». Но перед беседой звучит фраза: «Пожалуйста, покажите ваш письменный отчёт». Отчёт – предмет разговора. Письменный отчёт – документ, фиксирующий результат. И тут верна поговорка: «То, что написано пером – не вырубишь топором». Но студент учится и поэтому имеет право на ошибку, как и любой добросовестный исследователь. Вот когда ваша аппаратура не сработает в космосе или вами данный прогноз не состоится – будет обидно.

 

Какова форма отчёта?

 

На самом деле, студент делает два отчёта. Во-первых, он устно докладывает, рассказывает или доказывает результаты своих измерений, своего исследования. Во-вторых, студент представляет письменный отчёт, где зафиксированы основные части методики исследования. Ясно, что устный отчёт делается на основании письменного. Нет письменного отчёта – нет зачета. Последнее время появляются студенты, пытающиеся сдать работы без письменного отчёта. Все преподаватели на первом занятии говорят о том, как представлять отчёт. Говорят о том, чтобы лишнего не делали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...