Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формы правления в современных государствах.

Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм – инструментов государственного управления. Власть в первобытном обществе носила сугубо общественный характер. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Самые важные вопросы решались на собрании всех взрослых членов рода. Кроме собраний органами общественной власти были старейшины, которые избирались из наиболее авторитетных членов рода. Должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой. Основные черты власти в первобытном обществе:

1. Власть распространялась только на членов рода (племени) и базировалась на кровных связях.

2. Власть была основана на авторитете.

3. Не было специальной группы людей, которая выделилась бы из общества с целью управления.

4. Не было аппарата принуждения.

5. Власть носила примитивный характер.

В первобытном обществе существовали правила, которые регулировали жизнь первобытного человека. Раньше всего возникли табу (запреты на осуществление определённых действий). Например, запрет заключения брака между родственниками. Также существовали обычаи – правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения. Они передавались из поколения в поколение и отражали интересы всего рода. Со временем появились нормы общественной морали и религиозные нормы. Существовали также мифы, в которых содержалась информация о природе, окружающей среде, погоде и т. д. Все нормы первобытного общества получили название «мононормы». Они не были специальным образованием, не защищались принудительной силой и существовали в сознании и поведении человека. Мононормы действовали в силу привычки, и поэтому не возникало вопроса об исполнении или неисполнении их. Мононормы не закреплялись в письменной форме и носили примитивный характер.

 

Основные теории о происхождении государства.

Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства:

1. Божественная (теологическая) настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждая и закрепляя тезис «вся власть от Бога». Представители: религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама, христианства и других религий (Ф.Аквинский, Ж.Маритен, А.Августин).

2.Патриархальная. Смысл заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Власть монарха есть продолжение власти отца. Представителем данной теории является Аристотель, Н.Михайловский.

3.Теория общественного договора. Согласно теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, которые до этого пребывали в первобытном «естественном» состоянии. Сторонники данной теории считают, что государство – результат юридического акта – общественного договора, который являлся порождением разумной воли, человеческим учреждением или даже изобретением. Представители: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо.

4.Теория насилия объясняет происхождение государства не социально-экономическими причинами, а завоеванием, порабощением одних племён другими. Именно для порабощения и создаётся особый аппарат принуждения – государство. Представители – Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг.

5.Психологическая. Представители (Л.Петражицкий, З.Фрейд) объясняют появление государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, потребностью одних людей подчиняться, подражать, а других – подчинять и быть образцом для подражания.

6. Материалистическая или социально-экономическая. Представители (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ульянов-Ленин) объясняли происхождение государства социально-экономическими причинами, появлением товарно-денежных отношений и т. д. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

7. Ирригационная. Государство возникает как следствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Осуществлять такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство. Представитель: К. Витфогель.

 

 

Понятие, признаки и социальное назначение государства.

Впервые термин «государство» употребил в своих трудах итальянский мыслитель Н. Макиавелли. На сегодняшний день нет единого понятия и определения государства. На протяжении всей истории развития государства постоянно менялись взгляды на понятие, назначение и роль этого института в жизни общества. Существует два подхода к определению и сущности государства: классовый и общесоциальный. Согласно классовому подходу (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) государство – политическая организация, удовлетворяющая интересы экономически господствующего класса. Согласно второму подходу государство – организация, представляющая интересы всего общества и действующая в интересах всего общества в целом. Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов.

Можно дать следующее определение государства. Государство – политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата и осуществляющая общесоциальные функции.

Признаки государства:

- наличие публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

- суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами;

- наличие права;

- наличие системы налогов и займов. Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства;

- наличие аппарата управления и принуждения;

- территориальная организация власти и населения;

- монопольное право на легальное применение силы и т. д.

Сущность и социальное назначение государства. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Существует два подхода к сущности и социальному назначению государства: классовый и общесоциальный. На сегодняшний день приоритет отдаётся общесоциальному подходу. Новые подходы к сущности и социальному назначению государства состоят в том, что в современном обществе классы по сути перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Следовательно, государство представляет собой такую организацию, которая:

- представляет интересы всего общества.

- создаёт различные социальные блага для всех членов общества;

- является арбитром при разрешении конфликтов в обществе;

- защищает права и законные интересы всех членов общества.

 

 

Формы правления в современных государствах.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением. Формы правления различают в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллегиальному органу. Существует две формы правления: монархия и республика.

Монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передаётся, как правило, по наследству. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. В буржуазном государстве сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Существует несколько видов монархической формы правления.

1. Абсолютная монархия (неограниченная). Власть монарха не ограничена представительными органами. Характерно полное бесправие народа, сосредоточение всей власти в руках у монарха.

2. Ограниченная монархия.

Дуалистическая -- законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху. Возникает в переходные периоды развития общества (сословно-представительные монархии в Европе, современные Марокко, Иордания).

Парламентарная – статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству (Великобритания, Дания, Испания).

Существует ещё и выборная монархия, в которой монарх избирается на определённый срок (Малайзия).

Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборным коллегиальным органам.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентом, президент избирается парламентом или специальной комиссией парламента.

Президентская республика. В руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства, правительство несёт ответственность перед президентом.

Существуют ещё и смешанные республики, в которых присутствуют черты парламентской и президентской республик (РФ, РБ).

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.