Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор литературы, посвящённой жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.




I. Введение

В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения

Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. Во множестве публикаций о его творчестве и судьбе воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности1 – отличает в своей работе «Б.Л.Пастернак – поиски призвания» Н.Ф.Овчинников. В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 года, обращаясь к годам своей юности, Борис Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления.

Долгое время Борисом Пастернаком и его произведениями в

России, вернее в бывшем Советском Союзе, почти не интересовались. За рубе­жом печаталось много изданий стихотворений, прозы и писем Бориса Леони­довича Пастернака, причем как на иностранных, так и на русском языках.

 

 

За границей выходили в свет мемуары и монографии, писались

диссертации и научные статьи о жизни и творчестве автора. Проводились даже научные конференции, посвященные Борису Леонидовичу. Но в них не могли принять участия советские пастернаковеды. Единственными русскими, кто мог участ­вовать в этих конференциях, были эмигранты.

Но с начала восьмидесятых годов ситуация начинает

изменяться. В 1982 году вышел сборник прозы Бориса Пастернака «Воздушные пути» (конечно, без «Доктора Живаго», еще запрещенного), а в 1983 году вышло второе издание этого сборника[1].

В 1988 году на страницах «Нового мира» роман «Доктор Жива­го»

впервые появляется в России[2]. Его публикация была очень заметным со­бытием, однако сам роман несколько разочаровал читателя, ведь ожидалась

политическая сенсация. Никто не мог понять, почему этопроизведение вы-

звало такую бурю негодования в свое время. Однако политическая печать в качестве подстраховки, из-за боязни переоценки художественных ценностей, запаслась аргументами о художественных «слабостях» романа. Газета «Правда» напечатала статью Д. Урнова «Безумное превышение своих сил»3. В ней автор говорил о так называемых «недостатках» «Доктора Живаго».

После публикации в журнале стали выходить книжные издания романа. Первое издание вышло в 1988 году в Вильнюсе1, а в 1989 году в из­дательстве «Книжная палата» выходит второе издание «Доктора Живаго». Предисловие к этому изданию было написано Е. Б. Пастернаком, а послесло­вие В. М. Борисовым.

В том же 1989 году роман издается в Куйбышеве и в издательстве «Советская Россия», а в издательстве «Советский писатель» «Доктор Живаго» выходит с тем же послесловием В. М. Борисова и

Е. Б. Пастернака, и с вступительной статьей Д. С. Лихачева. В это издание так же была включена проза Б. Л. Пастернака 1910-30 годов2.

В шестом номере «Нового мира» за 1988 год была опубликована

статья Е. Б. Пастернака и В. М. Борисова, подробно описывающая историю

создания романа, с учетом многочисленных источников (писем, мемуаров,

воспоминаний и т.д.)3.

В 1989-1992 годах в издательстве «Художественная литература» вышел пятитомник Бориса Пастернака.4

Выходило немало изданий стихотворений и поэм автора. Самыми важными из них были: «Избранное» в 2-х томах (Москва: «Художественная литература», 1985 г.), подготовленное Е. В. Пастернаком и Е. Б. Пастерна­ком,

и новое издание в двух томах «Стихотворения и поэмы» в Большой се­рии

«Библиотеки поэта» (Ленинград: «Советский писатель», 1990 г.), подго­товленное В. С. Баевским и Е. Б. Пастернаком.

Также в 1990 году выходят две книги, объединяющие различные

произведения Бориса Пастернака, посвященные вопросам художественного

творчества— «Борис Пастернак об искусстве» (Москва: «Искусство», 1990 г.) и «Мой взгляд на искусство» (Саратов: Издательство Саратовского уни­верситета, 1990 г.). Первая книга составлена Е. Б. Пастернаком и Е.В. Пас­тернаком, с предисловием В. Ф. Асмуса, написанным еще в 1966 году. Вто­рая книга составлена Р. А. Лихт с предисловием Е. Б. Пастернака. В книги включены статьи, заметки, выступления, предисловия, повесть «Охранная грамота», автобиографический очерк «Люди и положения» и письма разных

лет.

В 1991 году выходит в свет прекрасно изданная, отпечатанная в Германии книга, составленная Б. А. Кацем — «Раскат импровизаций: Музыка в жизни и творчестве Бориса Пастернака» (Москва: «Советский компози­тор», 1991 г.). В ней объединены фрагменты писем и воспоминаний совре-

менников о Борисе Леонидовиче, отрывки из монографии Е. Б. Пастернака об отце, и все, что в творчестве, окружении и в самой эпохе Пастернака, так или иначе, связано с музыкой. В издании много репродукций и фотографий.

Важное значение приобретает издание трех книг писем Бориса

Пастернака.

Первая — «Из писем разных лет». (Москва: «Правда», 1990 г.), составленная Е. Б. Пастернаком в основном из не публиковавшихся ранее

писем.

Вторая — «Р. М. Рильке, Б. Л. Пастернак, М. Цветаева. Письма

1926 года». (Москва; «Книга», 1990 г.). Она была подготовлена К. М. Азадовским, Е. Б. Пастернаком и Е. В. Пастернаком. Переписка этих трех авторов и раньше не­однократно издавалась во многих странах, на разных языках.

И третья — «Переписка Бориса Пастернака». (Москва: «Художе­ственная литература», 1990 г.) со вступительной статьёй Л. Я. Гинзбург. Во вступлении анализируются основные черты пастернаковской переписки, и предлагается концепция творческого самоопределения Бориса Пастернака. Составители (Е. Б. Пастернак и Е. В. Пастернак) включили в книгу большую часть переписки автора с двоюродной сестрой О.М. Фрейденберг, переписку с М. Горьким, М. Цветаевой, А. Эфрон, Н. Тихоновым, полностью опублико­вана переписка с В. Т. Шаламовым.

Часто публиковались письма в журналах и газетах. Например, переписка с М.В. Юдиной1, а также очень интересные переводы писем к Жаклинде Пруайар, французской исследовательнице и переводчице опубликованные в №1 журнала «Новый мир». Хорошая под­борка писем Б. Л. Пастернака из Марбурга за май-август 1912 года публико­валась в ежегоднике «Памятники культуры. Новые открытия. 1989.» (Моск­ва: «Наука», 1990 г.)

Издательство «Радуга» в 1990 году публикует стихотворные

пе­реводы из европейской поэзии Б. Пастернака, которые входят в книгу «Зару­бежная поэзия в переводах Б. Л. Пастернака». Составители этого замечательного сборника — Е. Б. Пастернак и Е. В. Пастернак, комментарии Л. М. Аринштейна, А. А. Гугнина, В. Т. Середы.

Переводы из поэзии народов бывшего СССР собраны в книге

Не я пишу стихи»1, составленной Е. С. Левитиным.

Печаталось много воспоминаний о Борисе Леонидовиче Пастер­наке. В 1989 году были выпущены мемуары литературоведа и переводчика Н. Н. Вильмонта «О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли». (Москва:

«Советский писатель», 1989 г.), а также отдельным изданием вышли дневни­ки 3. А. Масленниковой «Портрет Бориса Пастернака» (Москва: «Советская Россия», 1990г.)

К столетию автора появляется очень много журнальных публи­каций. Печатаются фрагменты воспоминаний жены Пастернака — Зинаиды

Николаевны («Нева» 1990, Ж 2, 4.), отрывки из воспоминаний друга Бориса Леонидовича К. Г. Локса, дневники Я. 3. Черняка, А. К. Тарасенкова, Е. Ц. и К. И. Чуковских («Вопросы литературы» 1990, № 2), отрывки из дневников Л. К. Чуковской, воспоминания М. К. Поливанова и Э. Г. Герштейн (в «Лите­ратурном обозрении» 1990, № 2.). Вообще же второй номер «Литературного обозрения» за 1990 год полностью посвящен Борису Пастернаку.

Опубликованы дневники Л. В. Горнунга («Литературное обозре­ние» 1990, № 5), воспоминания Вяч. Вс. Иванова («Согласие» 1990, №1).

Большое значение имело издание первой советской монографии,

посвященной жизни и творчеству Б. Л. Пастернака, написанной Е. Б. Пастер-

наком «Борис Пастернак: материалы для биографии» (Москва: «Советский писатель», 1989 г.). В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств, в том числе и устных. Содержательная рецензия Л. Флейшмана на эту книгу была опубликована в «Новом мире» за 1991 год № 5.

Издательство «Советский писатель» выпустило монографию В. Альфонсова «Поэзия Бориса Пастернака» (Ленинград, 1990 год). Это литера­турно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет.

Появление многих изданий произведений Б. Пастернака, а также работ, посвященных ему, было приурочено к столетию со дня рождения ав­тора. Торжества, посвященные Пастернаку, начались еще в декабре 1989 года в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с открытия выставки «Мир Пастернака», подготовленной Е. С. Ле­витиным. В том же 1989 году был издан каталог «Мир Пастернака»1.В этом каталоге содержится подробное описание экспонатов с полным воспроизве­дением текстов писем, дарственных надписей. Также несколько статей, в том числе работа Л. Я. Гинзбург «О раннем Пастернаке»,

 

статья Вяч. Вс. Ивано­ва «Колыхающийся занавес» и работа Д. ди Симпличио «Борис Пастернак и живопись». В последней рассматривается творческая позиция отца поэта -художника Леонида Пастернака - для исследования поэзии, прозы и эстетических концепций самого Бориса Пастернака. В книгу также входит статья Е.С. Левитина «Биографическая канва Бориса Пастернака». Она дополняет ка­талог и превращает его в своего рода материалы к биографии жизни и твор­чества Бориса Леонидовича.

Также к юбилею почти во всех филологических и литературно-

художественных журналах было опубликовано много материалов, касаю­щихся писателя. А «Литературное обозрение» (1990, № 2) и выпуск «Досье»

«Литературной газеты», а также журнал «Наше наследие» (1990,№1) вообще были полностью посвящены Пастернаку. В них собраны различные публикации: письма, записи Бориса Леонидовича, воспоминания современников, фрагменты дневников, статьи, исследования, фотографии.

В юбилейный год было много газетных публикаций. В «Совет­ской культуре» за десятое февраля 1990 года были опубликованы письма Бо­риса Пастернака к итальянскому издателю «Доктора Живаго» Дж. Фельтринелли.

«Литературная газета» за 31 января 1990 года напечатала фраг­менты записей о Борисе, Леонидовиче Вяч. Вс. Иванова. В той же газете за 26 февраля 1992 года — материалы из архива ЦК КПСС, связанные с травлей Пастернака.

Газета «Гласность» за 27 сентября 1990 года напечатала письма Б.Пастернака к Сталину 1936 года.

В 1990 году в Москве было проведено несколько пастернаковских конференций. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Перми, были опубликованы.1

В 1990 году в Одессе издан библиографический указатель «Борис Пастернак», в котором отражены почти все юбилейные публикации. Книга составлена Г. Д. Зленко и Н. Н. Чернего.

В четвертом номере «Русской речи» за 1990 год была публикация «Борис Пастернак. Анкеты, заявления, ходатайства [автобиография] 1920 год», составленная Е. Б. Пастернаком.

В 1993 году выходит в свет книга «Дарственные надписи на кни­гах» (Москва, 1993 г.)

Появляются новые издания произведений Вильяма Шекспира в переводе Пастернака.2

О. В. Ивинская публикует свои воспоминания о писателе «Годы с

Борисом Пастернаком. В плену времени.».3

С 1993 года появляются новые издания писем Бориса Леонидо­вича Пастернака, Так в 1993 году в свет выходит книга писем писателя к сво­ей жене Зинаиде Николаевне Нейгауз-Пастернак (Москва: «Дом», 1993).

 

Позже печатается переписка Бориса Леонидовича с Ниной Табидзе1 Переписка с ЕвгениейПастернак печатается в журнале «Знамя» (1996 г. №№1-2)

К 105-летию Бориса Пастернака выходит статья: «Третье рожде­ние: 100 тысяч паломников к Пастернаку.// К 105-летию со дня рождения». («Литературная газета» 1995, 5 февраля).

В последние годы вновь выходят сборники стихотворений: «Ус­лышать будущего зов». Стихотворения. Поэмы. Переводы. Проза. (Москва:

«Школа-пресс», 1995 год); «В плену у времени». Стихи. (Москва: «Линор», 1996 год); Борис Пастернак. Стихи. Поэмы. Проза.//Предисловие А. П. Ар­хангельской. (Москва: ТКО «ACT» Олимп, 1996 год).

Сейчас, хоть и реже, чем в 1988 - 1991 годы, в газетах и

журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака, о его произведениях. Многое уже написано, сказано, но и во многом ещё следует разобраться, многое сказать. Уже освещены многие те­мы и основные мотивы произведений этого автора, но что-то еще осталось не изученным. Почему-то очень мало написано о мотиве стихии, а ведь она [стихия] занимает большое место в творчестве писателя. В своей работе я хотела бы более детально разобрать, как отображается мотив стихии в произведениях Бориса Леонидовича Пастернака.

              Вообще, что такое стихия?Что подразумевается под этим словом?

              Стихия (от греческого stoicheion – первоначально элемент).

 

1) В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, дерево, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь].

2) Явления природы проявляющиеся как могущественная, разрушительная сила.1

В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование

этого слова:

1) У древнегреческих философов – материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода.

2) Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения).

3) Отсутствие организации, полная неорганизованность, бесплановость, неуправляемость (пер).

4) Окружающая привычная среда, обстановка (пер.).2

Нас интересует значение стихии как разрушительного природно­го явления и некой неуправляемой, неконтролируемой человеком силы.

Итак, в моей работе, при рассмотрении произведений Пастерна­ка, речь будет идти о стихиях природы (грозе, вьюге, метели, буране, снего­паде), и о стихиях, захватывающих человека (любви, страсти, революции, стихии творческого вдохновения). Мне хотелось бы показать на примерах из текста, что все эти стихии действительно присутствуют у Бориса Леонидови­ча, и посмотреть, какую роль они играют в его произведениях и как взаимо­связаны между собой. Так, нередко, одна стихия, чаще более глубокая, вы­ражается другой. Например, у многих авторов революционная метель выра­жена метелью снежной, буря чувств в душе героя — бурей в природе. Сти­хии губят, являются предвестниками несчастий, а у некоторых авторов ино­гда выступают на стороне героев.

Мне очень жаль, что этой темой мало занимались, что ее неза­служенно забыли. Ведь в произведениях многих авторов стихия играет дале­ко не последнюю роль, зачастую давая возможность глубже раскрыть харак­тер героев, понять и правильно оценить их поступки.

 


II. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...