Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ типов человеческого общества и их исторической преемственности.




 

Маркс уделял внимание экономической структуре общества. Способ производства – ключевое понятие марксизма. Способ производства как основной источник формирования общественной жизни. 2 элемента: 1) производительные силы (технологии); 2) производственные отношения – то, как организованы человеческие отношения в процессе производства, труда.

 

2 фундаментальные идеи марксизма: 1) периодизация истории как замена существующего способа производства более пргрессивна; возвращение к общинному устройству на качественно новом уровне; 2) концепция решающей роли классвовой борьбы в развитии общетсва. Роль класса определяется го позицией в системе произвосдтва. Рабы – рабовладельцы, крестьяне – феодалы, пролетариат – буржуазия.

Азиатский способ производства: там не совсем то, и данных нет. Маркс изучал только европейскую цивилзацию.

 

2) объяснение механизма перехода от одного типа общества к другому; 2 процесса: 1) развитие производительных сил; 2) взаимоотношения между классами.

Развитие производжительных сил – технологический прогресс как фактор перемен. «Ручная мельница порождает общество…» Основной источник перемен – классвоая баорьба. Порождается неравенством классом в процессе производства. До Мапркса считалось, что всему виной – неправильное распределениеи. Формируются классы, которые не предсмотрены социальной политической системой, и её сохранение стнаовится невозможным. При каптализме отменяется крепостное право, равенство всех перед законом – так происходило политическое утверждение новых производительных отношений.

Анализ капитализма.

Маркс считал его финальной стадией в развитии классовых обществ. Здесь наивысшая интенсивность. Кризисы перепроизводства и рост безработицы доказали эту закономерность. Они произвели больше, а люди хуже живут – противоречие. Из-за капитализма люди не могут получить свой труд. Капитализм превратился в общественный оксюморон. Неустранимое противоречие капитализма: между общественным характером труда и частной формой присвоения. Капитал производится только коллективно, а потом распределяется частным образом, следовательно, существуют кризисы и противоречия. Маркс недооценил его живучесть. Благодаря идеям Маркса капиталисты сохранили свой строй: повысили зарплаты, уменьшили рабочий день и т.д.

Марксизм перехватил пальму первенства у либерализма как самой прогрессивной идеологии. К началу XX века раскололся на несколько направлений:

  1. Эволюционизм. Лидер – Карл Каутский, для которого марксизм как теория эволюционного развития (он был близок к социал-дарвинизму).
  2. Диалектический и исторический материализм. Лидер – Георгий Валентинович Плеханов. Марксизм как всеохватывающее видение мира – диалектический материализм. Здесь существовала социальная конкретизация. Общество объяснимо с помощью исторического материализма.
  3. Ревизионизм. Лидер – Эдуард Бернштейн. Противоречия не являются непротиворечивыми. Против закона абсолютного обнищания масс и диктатуры пролетариата. Впоследствии соединился с эволюционизмом и образовал социал-демократию.
  4. Австромарксизм. Упор на академическое развитие марксизма как науки. Создал марксистскую философию как науку, дал трактовку психологическим особенностям общества. Анализ нациоанилизма. Новейшие тенденции в развитии капитализма. Именно отсюда понятие – империализм (Рудольф Гильфердинг). У самого Маркса его не было. Также Макс Адлер и Бруно Бауэр.

Развитие макрсизма в России.

Не было рабочего класса, т.е. не было социальной базы для макрсизма. Изначально лишь как направление мысли. В узком кругу интеллигентов. Народники не приняли его.

Ленин привнёс идею социалистического сознания в массы, даже если массы для этого не созрели. Это в принципе противеричло логике Маркса. Кто это сделает, если социалистическое сознание не формируется. Партия профессиональных революционеров. Для осуществления пролетарской революции в непролетарской стране. Ленин обозначил особую роль партии профессионалов-револбюционеров.

НЭП 0- макиавеллизм.

Марксизм между двумя мировыми войнами.

Первая мировая война и революция в России – триумф марксисткой напрвеления.

Гильфердинг: империализм закончится мировой войной. С другой стороны, слабость интернационального движения перед лицом национализма. Карл Либкнехт и Роза Люксембург, Жан Жорес, 5 депутатов в России (один из них – Малиновский – агент охранки) – вот, кто был протии войны.

Раскол: одна часть – за эволюционное развитие (постепенное внедрение социализма в капитализм), т.е. социал-демократические партии.

Другая часть верна идее диктатуры пролетариата, т.е. коммунисты. Самые непримиримые враги.

В СССР стал вопрос: как строить социализм в крестьянской стране? Единственный способ 0 форсированная индустриализация, хотя потребности в обществе ещё нет. Экономика ради экономики. Но какова диктатура пролетариата? Два направления.

Бухарин: расширение НЭПа, использовниае больших элементов рыночной экономики. Примерно тем, чем занимается Китай. Ресурсы должны быть поступать за счёт расширения частного сектора и фермерских хозяйств.

Троцкий: высочайшие темпы индустриализации за счёт интенсивной эксплуатации сельского хозяйства. Создать колхозы для усиления интенсивности эксплуатации.

Вклад Сталина в марксизм состоит в том, что он дополнил идею диктатуру пролетариата имперским величием России. Тоталитарная идеология. Полный контроль коммунистического государства над всеми сферами жизни. В 1919 г. был сформирован Коминтерн, который координировал деятельность партий по всему миру. Решения исполкома Коминтерна обязательны для исполнения всех партий, в него входящих. Сталин был против объединения коммунистов и социал-демократов.

Марксизм-ленинизм как всеобъемлющий образ мира, включающий все сферы общественной жизни и материального мира. Превратился в догматическую идеологию её партии и коммунистических лидеров.

Марксизм за пределами СССР. Критическая теория общесва. Социал-демократический макрксизм. Стал терять интеллектуальную инициативу, но усилил свой политический вес. Ведущими теоретиками нового западного марксизма стали молодеыткоммунисты Лукач и Грамши. 1923 год – Франкфуртская школа. Хоркхаймер, Марпкузе, Адорно. Именно эта школа превртила макрсизм в академическую науку, отказавшись от учатсия в политике. Превратила макрсизм из идеологии рабочего класса в общечеловеческое интеллкутальное достояние.Критика буржуазного общества, образа жизни. После Второй мировой войны стали критиковать и СССР, и США. Если в Югославии был путь рабочего самоуправления, в СССР – профсоюзы и компартия.

С конца 50-х гг. сфера влияния марксизма на Западе меняется. Переовые позиции в академической и студенческой среде. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса: реашющую роль в развитии является человек и человеческие отношения как таковые. Принципиальны человеческие взаимоотношения. Продолжатель Маркузе, который считал, что позитивизим формирует технический и инструментальный разум, формируя одномерного человека, значит, современная западная демократия бессмысленна.

Демократия предполагает начлиеи нормативного разума (разума, ориентированного на моральные ценности), с другой – бужразный образ жизни формирует техногенное общество, где нет места нормативному разуму. Отсюда бунт студентов против буржуазной культуры, буржуазногообраза жизни. «Вся власть воображению» (1968). Самое негативное последствие – международный терроризм. Переход к индивидуальным насильственным действиям: если люди невинны, то всё равно виноваты. Другая часть – ненасильственное неприятие кльтуры. Например, не было ни одного правонарушения на фестивале в Вундстоне. Сегодня имеет очень большое влияние в фсере социальной теории, однако как политичксая доктрина – минимально.В России марксизма не соталось: КПРФ ничего общего с ним не имеет.

Политическое влияние макрсизма почти исчезло, потому что уже не действует закон абсолютно обнищания, например. Вышли проблемы третьего мира, экологии, терроризма, распространения оружия массвого поражения.

Фашизм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...