Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Балансирующие статьи национальных счетов

Наименование счета Балансирующая статья
Производства Валовой внутренний продукт
Образование доходов Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы
Распределения первичных доходов Валовой национальный доход (сальдо первичных доходов)
Вторичного распределения доходов Валовой располагаемый доход
Использования располагаемых доходов Валовое сбережение

 

 

 

 

87. Валовой региональный продукт: определение, экономическое содержание, методы расчета.   Валовой региональный продукт (ВРП) – центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВРП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово – транспортные наценки и налоги на продукты. ВРП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю. Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВРП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция. Например, зерно, выращенное в сельском хозяйстве, прежде чем превратиться в конечный продукт — хлеб, проходит четыре стадии обработки: 1) сбор, обмолот и сортировка зерна в сельском хозяйстве; 2) очистка, сушка и хранение на элеваторах; 3) размол зерна на мельницах; 4) выпечка хлеба на хлебозаводах. Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВРП должен выступать как стоимость конеч­ных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки. Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе про­изводства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Методы расчета валового внутреннего продукта Валовой внутренний продукт может быть исчислен следующими тремя методами: При расчете производственным методом ВРП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц – резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. В СНС показатель добавленной стоимости оценивается в так называемых основных ценах, включающих субсидии на продукты, но за вычетом налогов на продукты (например, налог на продажи, НДС и т.п.). Такой подход позволяет более точно измерить вклад каждой отрасли в создание ВРП. Надо отметить, что взаимосвязь между валовой добавленной стоимостью и ВРП принимает следующий вид: GDP = D + N – U, где D – добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N – налоги на продукты; U – субсидии на продукты. Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги, оказываемые учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала. Расходы на промежуточное потребление – это стоимость товаров и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других товаров или услуг. Они включают: 1) затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.; 2) оплату работ и услуг, предоставленных другими предприятиями и отдельными лицами; 3) расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц. Промежуточное потребление оценивается по ценам покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг в процесс производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты. При исчислении валовой добавленной стоимости должны учитываться также расходы на промежуточное потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, которые определяются как разница между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками, и относятся ко всем их клиентам, то есть к предприятиям и домашним хозяйствам, резидентам и нерезидентам. Поэтому они должны быть распределены между ними и показаны, соответственно, в промежуточном потреблении производственных единиц, конечном потреблении домашних хозяйств и экспорте услуг, что соответствует требованиям СНС 1993 года. Однако для оценки ВВП в рыночных ценах этого недостаточно. Необходимо учитывать также чистые налоги на продукты, т.е. добавить налоги на продукты, не включенные в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов, и вычесть субсидии на продукты, включенные в оценку валовой добавленной стоимости. К таким налогам на продукты относятся, прежде всего, налоги на импорт и налог на добавленную стоимость, которые не учитываются в валовой добавленной стоимости. Кроме того, если валовая добавленная стоимость исчисляется в основных ценах, как это рекомендует СНС 1993 года, то необходимо добавить и все остальные налоги на продукты, так как в этом случае они не учитываются в валовой добавленной стоимости. Субсидии на продукты, напротив, включаются в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов в основных ценах и поэтому должны быть исключены из общего итога ВВП в рыночных ценах. Согласно методу конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: 1) расходы на конечное потребление товаров и услуг; 2) валовое накопление; 3) сальдо экспорта и импорта товаров и услуг. Формула расчета ВВП данным методом выглядит следующим образом: GDP = C + I + E, где GDP – валовой внутренний продукт; C – конечное потребление; I – инвестиции; E – чистый экспорт. Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: 1) расходы на покупку потребительских товаров и услуг 2) потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее 3) потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования. Под валовым накоплением понимается чистое приобретение резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей. Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Изменение запасов материальных оборотных средств – это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятия из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Экспорт и импорт товаров и услуг – экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами (туризм, транспортные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные услуги, реклама и другие услуги). Экспорт и импорт представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров. При определении распределительным методом ВРП включает следующие виды первичных доходов: оплату труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт, валовую прибыль и валовые смешанные доходы. GDP = W + Q + R + P + T, где GDP – валовой внутренний продукт W – заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами; Q - отчисления на социальное страхование; R – валовая прибыль; P – валовой смешанный доход; T – налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий). Оплата труда наемных работников - это сумма всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемному работнику в обмен на работу, выполненную в течении отчетного периода. Она складывается из двух компонентов: Налоги на производство и импорт - это обязательные платежи, взимаемые органами государственного управления с предприятий в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Сюда входят налоги, такие как: НДС, акцизы, налоги на продажи, налог с оборота, налоги на отдельные виды услуг, прибыли фискальных монополий, налоги на импорт, экспорт, таможенные пошлины, налоги на землю, средства производства и рабочую силу. Субсидии на производство и импорт – это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы - прибыль и доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остаётся у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наёмных работников и чистых налогов на производство и импорт. В данном случае измеряется прибыль (или убыток), полученный от производства, до учёта доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, этот вид дохода содержит элементарное вознаграждение за работу, который не может быть отделён от дохода владельца или предпринимателя. В этом случаи она называется смешанным доходом. Особенность распределительного метода расчета ВВП заключается в том, что один из его компонентов (валовая прибыль и валовые смешанные доходы) представляют собой балансирующую статью счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, то есть как разница между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплата труда и чистые налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с двумя другими методами он носит подчиненный характер.   88. Уровень и качество жизни в регионе. Индекс развития человеческого потенциала: методика расчета.   Уровень жизни – комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо стороне жизнедеятельности человека. В отличие от других стран в России уровень жизни населения измеряется своими социально-экономическими индикаторами: · денежные доходы и расходы населения, их состав и использование; · среднедушевые денежные доходы населения; · динамика реальных доходов населения; · показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню доходов, концентрация доходов); · уровень бедности; · потребление продуктов питания; · покупательная способность денежных доходов населения; · уровень потребительской корзины (прожиточный минимум). Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Проводимая в 90-х годах социально-экономическая политика вывела нашу страну в группу государств с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Это выразилось в проявлении крайностей нищеты и богатства. В основу различных уровней текущих денежных доходов, определяющих принадлежность людей к тому или иному социальному слою, целесообразно положить систему потребительских бюджетов. Лиц с доходами ниже прожиточного минимума (ПМ) относят к бедным (малоимущим), с доходами выше ПМ, но ниже МПБ (минимальный потребительский бюджет) – к низкообеспеченным. Душевые доходы в семье (у одинокопроживающего человека), превышающие минимальный потребительский бюджет, но не достигающие бюджета высокого достатка (БВД), характеризуют принадлежность к среднему слою. Социальные группы, имеющие доходы выше бюджета высокого достатка, включают состоятельных и богатых россиян. Индекс развития человеческого потенциала -расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни. ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов: дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США; образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3); долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни). Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя: · продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет · грамотность взрослого населения: 0% и 100% · совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100% · реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл. Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:   Хi – это фактическое значение показателя, Xi min минимальное значение показателя, Xi max – максимальное значение показателя. Индекс продолжительности жизни определяется по формуле,   где e00 – фактическая средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении.
 
 

 

При расчете индекса ВРП в формулу 1 подставляются не сами значения, а их логарифмы:

где XВРП – величина реального ВРП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности (ППС).

Индекс достигнутого уровня образования (образованности) определяется по формуле:

где Iграм – индекс грамотности взрослого населения;

Iуч – индекс совокупной доли учащихся;

2/3, 1/3 – весовые коэффициенты.

Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам:

где Xграм – фактическая грамотность взрослого населения;

Xуч­ – фактическая совокупная доля учащихся.

ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индекса продолжительности жизни Ie, индекса достигнутого уровня образования Iобр и индекса ВРП IВРП:

.

ИРЧП может принимать значения от 0 до 1. Считается, что регионы (страны) с индексом ниже 0.5 имеют низкий уровень человеческого развития, 0.5 – 0.8 – средний уровень, 0.8 и больше – высокий уровень развития.

89. Экономическая эффективность регионального производства. Одним из главных критериев размещения отраслей на опре­деленной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве эффективности размещения производства принят показатель "получение намеченных объемов продукции с наименьшими совокупными народнохозяйственными затрата­ми". В качестве рекомендуемых показателей эффективности раз­мещения предприятий установлены: себестоимость продукции (с учетом ее доставки потребителю), удельные капитальные вложе­ния (на единицу мощности) и прибыль. Из сравниваемых вариан­тов наилучший определяется по минимуму приведенных затрат, исчисляемому как сумма показателей себестоимости продукции и произведения показателей удельных капиталовложений на отраслевой нормативной коэффициент их сравнительной эффективности (общий коэффициент 0,15, соответствующий нормативному сроку окупаемости 7 лет, или 0,12 – 8,3 года). П = С + К * Е, где П – приведенные затраты на единицу продукции; С – себестоимость (сумма всех текущих затрат на производство единицы продукции); К – удельные капитальные вложения на единицу продукции; Е – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Определение показателей экономической эффективности размещение производства ведется также с использованием показателей рентабельности Р: или где Ц – цена; С – себестоимость единицы продукции; К – удельные капитальные вложения на единицу продукции; Ф – сумма основных производственных фондов и нормативных оборотных средств. Показатель рентабельности обеспечивает соизмерение при­были от реализации продукции с капитальными вложениями или основными фондами. Из приведенных формул вытекает, что величина рентабельности зависит не только от размеров те­кущих и единовременных затрат, но и от уровня цен на про­дукцию. Наряду с указанными показателями по каждой отрасли производства разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения. Она включает: а) удельные расходы основных видов сырья, топлива, тепловой и электрической энергии, воды на единицу готовой продукции; б) выход произ­водственных отходов (на единицу продукции) и их характери­стику; в) трудовые затраты на единицу продукции; г) удельные затраты основных фондов. v На основе этих первичных показателей разрабатывается ряд других показателей, играющих важную роль для обоснования размещения производства: обеспеченность рабочих основными производственными фондами, энерговооруженность и пр. v Использование показателей эффективности рационального размещения способствует установлению оптимальных пропор­ций между отраслями и производствами. v При выборе наиболее оптимального варианта размещения промышленного предприятия необходимо учитывать влияние ряда факторов — материалоемкости, транспортного фактора и потребительского. Так, в отраслях добывающей промышленно­сти главную роль играют запасы ресурсов, их качество и транс­портные условия, уровень научно-технического прогресса. v При размещении многих отраслей обрабатывающей промыш­ленности важно учитывать влияние преобладающих факторов во всей их совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волокон, пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии (алюминиевой, магниевой, никелевой). v Многие отрасли добывающей промышленности ориентиру­ются на сырьевой фактор — это черная металлургия, тяжелое металлоемкое машиностроение, производство минеральных удоб­рений, цементная, стекольная, сахарная, целлюлозно-бумажная. В их производстве расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции. v На трудоемкость как главный фактор в своем размещении ориентируются станкостроение, приборостроение, электротех­ническая и радиотехническая промышленность, а также тек­стильная, швейная, обувная, трикотажная. v На потребительский фактор ориентируются нефтеперераба­тывающая промышленность, резинотехническая, кирпичная, сельскохозяйственное машиностроение, хлебопекарная, конди­терская, молочная и мясная. Во всех отраслях наряду с преобладающим фактором боль­шое влияние на размещение оказывают и другие факторы. На­пример, в черной металлургии полного цикла на размещение влияют сырьевой и топливно-энергетический факторы. Особенно важно при выборе места для размещения про­мышленных предприятий всех отраслей учитывать экологиче­ский фактор.  

 

90. Региональная социально-экономическая дифференциация и методы ее выравнивания. Большое число кризисных территорий в России, беспрецедентнаядифференциация региональных показателей, углубившаяся за последние 10 лет, порождены длительным системным кризисом, экономики. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения. В этом случае государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства. Одной из важнейших задач регионального управления является выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. Поскольку одновременно для всех регионов это сделать затруднительно, нужно определить приоритеты. Улучшение экономических показателей следует осуществлять до уровней, начиная с которых включаются механизмы саморегуляции развития регионов. После достижения порога саморегуляции начинаются процессы, которые могут привести к уменьшению межрегиональных различий и без участия государства. Но кроме процессов выравнивания в рыночной экономике идут также естественные процессы дифференциации регионов. В результате следует ожидать повышения среднего уровня социально-экономического развития при сохраняющихся существенных различиях между регионами. При этом часть регионов может быть выровнена на высоком уровне показателей, а другая - на недопустимо низком уровне, возникает поляризация регионов. Политика регионального выравнивания предполагает достижение социально-экономического равновесия между регионами только как долговременную тенденцию. Новая модель политики регионального выравнивания опирается на следующие принципы: · ослабление региональной дифференциации возможно только на основе экономического роста и развития всех регионов с опорой на собственные силы; · государство должно не "обирать" богатые территории в пользу бедных, а стремиться к разумному компромиссу между поддержкой бедных и созданием условий для развития остальных регионов; на первом этапе государство должно стимулировать развитие регионов, наиболее подготовленных для этого («точки роста»), при этом степень дифференциации регионов может возрасти. И только на втором этапе становится актуальной задача подтягивания отстающих регионов до уровня, достигнутого лидерами. · право на федеральную поддержку имеют не только бедные депрессивные районы, но и богатые, вложения в которые оказываются высокоэффективными; · федеральное законодательство и административно-правовое регулирование (договоры) способствуют уменьшению региональной социальной и экономической асимметрии. Суть новой модели заключается в переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой прежде всего на собственные силы. Концепция исходит из необходимости жить по средствам и их приумножать, что относится как к Федерации в целом, так и к отдельным регионам. В рамках новой модели центр должен опираться на единые принципы и механизмы региональной политикиприменительно ко всем без исключения субъектам РФ и одновременно проводить активную дифференцированную региональную политику в отношении групп и отдельных субъектов Российской Федерации. Собственные усилия регионов могут поощряться в соответствии с известным принципом институционального партнерства, который трансформируется на практике в принцип дополнительности. Согласно последнему, органы центральной власти в известной пропорции добавляют свои ресурсы к региональным. При этом для территорий, находящихся на разных стадиях экономического и социального развития, данная пропорция может быть различной. При выделении федеральных средств регионам необходимо различать направляемые на текущие цели регионального выравнивания и предназначенные для решения задач социально-экономического развития. Федеральная поддержка оказывается регионам на принципиально иной основе, чем ныне. Учитывается главным образом не столько бедственное положение региона в прошлом и даже в настоящем, сколько то, какой эффект федеральная поддержка даст в будущем. В чрезвычайных обстоятельствах регионам может предоставляться специальная помощь. Она осуществляется с целью достижения краткосрочных результатов и объективно носит гуманитарный характер, преследуя в первую очередь социальные цели. Это не предполагает решения задач регионального выравнивания. Государство должно помогать слабым регионам и опираться на сильные, поддерживая территории, обеспечивающие собственное развитие, формирующие условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи к созданию конкурентоспособных производств, пополняющих доходную базу территорий. Предусматривается два способа оказания федеральной поддержки: В первом случае центр выделяет средства субъекту РФ. Во втором - непосредственно локальным объектам и местным органам власти при соблюдении известных согласительных процедур. При выделении средств регионам следует руководствоваться параметрами их социально-экономической эффективности,в том числе в масштабах региона и Федерации в целом. Приоритет нужно отдавать тем направлениям, которые обеспечивают наибольший охват населения, снижение текущих расходов в местных бюджетах, расширение доходной базы региона и Федерации. Основными инструментами решения названных задач должны стать Фонд регионального развития и Федеральный фонд поддержки регионов. При этом Фонд регионального развития целесообразно разбить на несколько фондов в соответствии с важнейшими целями и приоритетами региональной политики. В частности, можно выделить интеграционный фонд, главной функцией которого должна стать поддержка инфраструктурных и межрегиональных проектов, имеющих общефедеральное значение. Федеральная поддержка предоставляется только при наличии договора-контракта между центром и субъектом РФ, в котором оговариваются условия ее оказания и взаимные обязательства сторон. Основная идея такого договора - увязать предоставление федеральной поддержки с улучшением экономического (социального) положения в регионе, в частности, расширением в перспективе налогового потенциала субъекта РФ. В соответствии с данной схемой федеральная поддержка будет напоминать по своим условиям предоставление кредитов международными финансовыми институтами. Примером подобного кредитования может служить Проект поддержки региональной социальной инфраструктуры, который реализуется на средства займа МБРР и средства регионов. Вклад регионов достигает 30% общей суммы проекта. Поскольку проект задумывался как пилотный, он осуществляется в двух областях - Ростовской и Новосибирской и включает четыре компонента: образование, здравоохранение, водоснабжение и канализацию, управление расходами в бюджетной сфере. Проектом предусматриваются главным образом реконструкция и модернизация объектов социальной инфраструктуры. Однако важнейшим условием их отбора и восстановления было достижение максимального социального и экономического эффектов за счет использования новых технологий строительства, обеспечения большей экономичности эксплуатации зданий и сооружений, повышения комфортности, снижения загрязнения окружающей среды и повышения уровня очистки стоков, совершенствования управления бюджетными расходами в социальной сфере. Так, после реконструкции канализационно-насосной станции в г. Таганроге Ростовской области, которая перекачивает до 70% городских сточных вод, был полностью прекращен сброс неочищенных стоков в Азовское море. Использование в рамках проекта тендерных технологий при отборе подрядчиков и фирм, поставляющих оборудование, позволяет экономить средства местных бюджетов и за счет этого ремонтировать больше объектов с лучшим качеством.   91. Народнохозяйственный комплекс региона. Отраслевая и территориальная структура.   Экономика региона представляет собой слож­ный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного терри­ториального разделения труда и интеграционных процессов. Структура хозяйственного комплекса. Единый хозяйствен­ный комплекс региона представлен отраслевой и территориаль­ной структурами. Отраслевая структура — это совокупность отраслей народ­нохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (или производственной сферой) и нематериального производства (непроизводственной сферой). Основу единого народнохозяйственного комплекса состав­ляет сфера материального производства, в которой занято 68,7% населения от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности. Производственная сфера включает. • отрасли, создающие материальные блага, — промышлен­ность, сельское хозяйство, строительство; • отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь; • отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, матери­ально-техническое снабжение, сбыт, заготовки. Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей: • отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, свя­занные с обслуживанием населения; • отрасли социального обслуживания — образование, здра­воохранение, культура, искусство, наука и научное об­служивание; • отрасли, включающей кредитование, финансы и страхо­вание; • аппарата органов управления; • обороны. За годы экономических реформ в России произошли неко­торые положительные изменения в соотношении между произ­водственной и непроизводственной сферой. Так, доля занятых в отраслях материального производства сократилась, а в отраслях нематериального производства возросла. Снижается доля занятого населения в про­мышленности, строительстве, а увеличивается в торговле, об­щественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления. Изменение структуры занятости по отраслям хо­зяйственного комплекса и сферам приложения труда свиде­тельствует о развитии рыночных структур в экономике. Для современной структуры народного хозяйства характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тес­ные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропро­мышленный, транспортный. Более сложной структурой отли­чаются агропромышленный и строительный комплексы, вклю­чающие разные отрасли народного хозяйства. В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфра­структура — это совокупность материальных средств, обеспечи­вающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производст­венную и социальную инфраструктуру. Производственная инфраструктура продолжает процесс про­изводства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и неф­тепроводы, ирригационные системы и т.п. Социальная инфраструктура включает пассажирский транс­порт, систему связи по обслуживанию населения, коммуналь­но-бытовое хозяйство городских и сельских поселений. Инфраструктура играет огромную роль не только в эффек­тивном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии ком­плексности народного хозяйства и в освоении новых терри­торий. Становление рыночной экономики в Российской Федера­ции сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные бир­жи; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России. Под территориальной структурой понимается деление сис­темы народного хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам. Экономический район можно определить как территорию, которая отличается от других не только специализацией, но и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Российская Федерация подразделяется на 11 крупных экономических районов. Все экономические районы объединяют в две зоны: Западную экономическую зону, включающую европейские районы с Уралом и Калининградской областью и Восточную экономическую зону, в состав которой входят Сибирь и Дальний Восток. Одной из основных форм территориальной организации промышленности является промышленный узел. Под ним понимается группа производств,
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...