Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы, виды и формы реализации государственной региональной политики.




Региональная политика – это сфера деятельности по управлению политическим, социальным, экономическим, экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая взаимоотношения государства с регионами и регионов между собой.

Региональная политика— это деятельность органов гос власти РФ и органов субъектов федерации по обеспечению оптимального развития региона, равноправных отношений между ними, а так же по решению межрегиональных и общегосударственных проблем.

Принципы:

  • переориентация главной цели на развитие человека, повышение уровня и качества жизни;
  • постановка целей и задач;
  • выбор критериев и показателей;
  • выделение ресурсов для решения задач;
  • проверка многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от затрат;
  • выбор основных направлений и ориентиров;
  • проведение расчетов и выбор приоритетов;
  • разработка стратегических планов и программ развития;
  • разработка эффективных методов управления;
  • закрепление законодательными актами выбранных методов управления.

Виды Региональной политики:

По целям:

—выравнивание уровня социально—экономического развития;

—расширение социальной роли регионов;

—рационализация использования местных ресурсов, развитие межрегионального сотрудничества.

По механизму:

—автоматическая(распределение по формуле);

—проблемная(распред. по спец. программам);

— целевая (в конкретном регионе).

По средствам:

—финансовая

—административная

—инфраструктурная

По объекту:

—борьба с чрезмерной специализацией региона

—сокращение конкуренции между регионами

— снижение остроты противоречия регион—страна

—сглаживание контрастов богатый—бедный

По адресату:

—региональные власти

—предприятие

—организации

—граждане

К основным формам реализации РЭП относятся прогнозирование и программирование. При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место отводится региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры для дальнейшего развития. Главное назначение прогнозов—оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т. е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата. Так же к формам осуществления РЭП относятся:

— использование федерального бюджета для перераспределения ресурсов между регионами. Основной целью является предотвращение еще большего разрыва между регионами, снижения производства и банкротства предприятий.

—размещение госзаказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Размещение государственного заказа может стимулировать экономический подъем в соответствующих регионах.

— структурная перестройка экономики региона.

— государственное регулирование экономики в регионах со сложной экономической ситуацией. Государство осуществляет ряд организационно—хоз—х фукций там, где они выходят за рамки возможностей отдельного региона.

 

Принципы, методы и задачи регионального управления. Правовые основы и формы разграничения предметов ведения и полномочий.

Региональный менеджмент — как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

Задачи Регионального менеджмента:

  • Расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения;
  • Трансформация хозяйства региона;
  • оптимизация финансовых потоков;
  • экологическая безопасность;
  • структурная, инвестиционная, научно—техническая политика и рыночная инфраструктура.

Принципы:

децентрализация (переход принятия решения от органа управления к агентам рынка)

партнерство (отход от жесткой иерархичности по вертикали)

субсидиарность (выделение финансовых ресурсов под заранее определенные цели)

мобильность,

адаптивность(мгновенная реакция на изменения внешней среды)

принцип выделенной компетенции(дифференциация функций не между ними, а внутри них)

Методы регионального управления:

— организационные(приказы, распределение полномочий)

— экономические(создание условий через нормативно—правовую базу для решения социально—экономических задач)

—социально—психологические методы.

Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации является договор между органами гос. власти и органами гос. власти субъектов федерации.

Правовой основой передачи федеральными органами исполнительной власти органам субъекта РФ части своих полномочий является соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами.

Функции регионального менеджмента — это конкретные фор­мы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе:1) целеполагание2) регули­рование 3) стимулирование. функциональная Структура регионального менеджмента:— федеральный— региональный— муниципальный уровень. Субъекты управления осуществляют функции строго в соответствии с принципом выделенной компетенции (суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники) и объемом средств, предназначенных для реализации этих функций. Следует отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...