Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные принципы размещения производственных сил.




Большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрайонных связей.

Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства следует выделить общие принципы.

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции.

2. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.

3. Эффективное размещение производительных сил на территории страны.

4. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил

Одним из принципов размещения производительных сил является тяготение, особенно промышленного производства, к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Этот принцип приобретает особое значение на стадии формирования рыночных отношений.

Когда речь идет о принципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрация промышленности и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупных источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их потребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).

Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования эффективных видов природных ресурсов за счет освоения новых территорий. Это вызвано усилением неравномерности территориального распределения природных ресурсов и усложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведки и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся крупные и мелкие месторождения ископаемых во многих районах истощаются, поэтому в хозяйственный оборот все больше вовлекаются ресурсы Севера.

Любой этап развития теории и практики в области производительных сил характеризуется повышенным вниманием к вопросам эффективности, экономическому обоснованию выбора районов и пунктов для новых предприятий в качестве объектов для расширения и реконструкции, установлению территориальных пропорций и международных связей, обоснованию комплексного развития районов и формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

В силу региональных различий в затратах на производство промышленной и сельскохозяйственной продукции одно и то же ее количество в целом по России может быть получено в зависимости от разного размещения производства с большими или меньшими издержками. Следовательно, правильно построенная территориальная модель дает экономический эффект, дополнительный к тому, который может быть получен благодаря научно-техническому прогрессу и другим факторам.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод при международном разделении труда, становлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуры хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двухсторонних соглашений.

В современных условиях особенно важны такие формы экономического сотрудничества, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов в нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в финансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсационной основе, внешняя торговля и т.д.

В размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например, принцип оздоровления экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию, принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т.д. Каждый временной этап развития страны имеет свои, присущие данному периоду принципы размещения производительных сил.

Принципы отражают требования к размещению, факторы характеризуют конкретные условия размещения в регионе. Принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы являются отражением закономерностей в экономической политике государства и носят субъективный характер. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования. Принципы размещения должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрайонных связей.

Принципы:

- Системная организация хозяйства (комплексность развития, специализация и взаимодействие регионов, экономические выгоды от территориального разделения труда.

- Соответствие природным и с/э предпосылкам развития (ресурсам) и задачам эффективного территориального разделения труда. Стремление при размещении к источникам сырья, энергии и потребителю. Первоочередное освоениеи комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.

- Развитие региона с учетом глобальных с/э и природных процессов (содействие государств по снижению парникового эффекта).

- Соблюдение социальных стандартов, признание самобытности, культуры и интересов всех народов.

- Рациональное природопользование, защита окружающей среды.

- Принцип «мы не получили землю в наследство от предков, а взяли ее взаймы у потомков».

Факторы размещения – определенные силы, оказывающие влияние на размещение населения, экономических и социальных объектов.

Различают следующие группы факторов: - Экономические – Социальные - Экономико-географическое положение – Экологические – Институциональные - Фактор научно-технического прогресса

Экономические. Характеризуют территориальную дифференциацию затрат природных, материальных, финансовых и информационных ресурсов, а также рыночной цены на продукцию. – Водный, - Земельный, - Трудовых ресурсов,

- Транспортный, - Потребительский, - Агломерационный, - Др.

Социальные, экологические и институциональные факторы определяют территориальную дифференциацию соответственно условий жизнежеятельности населения, состояния природной среды и институциональных преобразований.

Экономико-географическое положение характеризует размещение относительно мест расположения ресурсов и расселения, затраты на их использование, а также взаиморасположение относительно потребителя и затраты на сбыт.

Фактор научно-технического прогресса. Не имеет четкой территориальной дифференциации, но влияет на силу действия других факторов, увеличивает влияние фактора трудовых ресурсов. Принципы и факторы размещения производительных сил Принципы отражают требования к размещению, факторы характеризуют конкретные условия размещения в регионе.

Принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.

Принципы являются отражением закономерностей в экономической политике государства и носят субъективный характер. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

Принципы размещения должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрайонных связей.

Принципы:

- Системная организация хозяйства (комплексность развития, специализация и взаимодействие регионов, экономические выгоды от территориального разделения труда.

- Соответствие природным и с/э предпосылкам развития (ресурсам) и задачам эффективного территориального разделения труда. Стремление при размещении к источникам сырья, энергии и потребителю. Первоочередное освоениеи комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.

- Развитие региона с учетом глобальных с/э и природных процессов (содействие государств по снижению парникового эффекта).

- Соблюдение социальных стандартов, признание самобытности, культуры и интересов всех народов.

- Рациональное природопользование, защита окружающей среды.

- Принцип «мы не получили землю в наследство от предков, а взяли ее взаймы у потомков».

Факторы размещения – определенные силы, оказывающие влияние на размещение населения, экономических и социальных объектов.

Различают следующие группы факторов: - Экономические, - Социальные, - Экономико-географическое положение, - Экологические, - Институциональные,

- Фактор научно-технического прогресса

Экономические. Характеризуют территориальную дифференциацию затрат природных, материальных, финансовых и информационных ресурсов, а также рыночной цены на продукцию. – Водный, - Земельный, - Трудовых ресурсов

- Транспортный, - Потребительский, - Агломерационный, - Др.

Социальные, экологические и институциональные факторы определяют территориальную дифференциацию соответственно условий жизнежеятельности населения, состояния природной среды и институциональных преобразований.

Экономико-географическое положение характеризует размещение относительно мест расположения ресурсов и расселения, затраты на их использование, а также взаиморасположение относительно потребителя и затраты на сбыт.

Фактор научно-технического прогресса. Не имеет четкой территориальной дифференциации, но влияет на силу действия других факторов, увеличивает влияние фактора трудовых ресурсов.

29.Агломерирование производства и населения. Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения.

1. Высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность.

2. Максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.

Размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства на компактной территории приводит к сокращению территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30% по сравнению с их рассредоточенным размещением, на 3% уменьшается сметная стоимость строительства, на 25% - количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых объектов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.

Крупнейшими промышленными агломерациями являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агломераций, как и концентрации производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.

30.Население региона(город, поселок) Значение расселения определяется не только тем, что в населенных пунктах размещается наиболее активная часть производительных сил общества - человек, но и организующей ролью, экономическим и социальным значением. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и ее регионов.

Это влияние реализуется через исторически сложившиеся и современные тенденции развития населенных мест, через особенности размещения поселений, их количество, функции, людность, социальные, экономические, демографические, транспортные и другие взаимосвязи, через концентрацию производства и уровни социального развития населенных пунктов.

 

На основании заселенности выделяют городское и сельское население. В качестве критериев определения городских поселений положены два основных признака:

численность населения данного населенного пункта;

род занятий населения (процент рабочих и служащих и членов их семей в общем составе населения).

Городское население и городские населенные пункты. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Численность населения городов должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) - не менее 2 тыс. чел.

В соответствии с действующей классификацией городских поселений по величине выделяют три основные категории поселений.

Большие города, которые подразделяются на сверхкрупные с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. и свыше 1 млн, крупные - от 100 до 500 тыс. чел.

Средние города, которые подразделяются на полусредние с численностью от 50 до 100 тыс. чел. и средние - от 20 до 50 тыс. чел.

Небольшие малые города с населением от 10 до 20 тыс, чел. и поселки городского типа - до 10 тыс. чел.

По удельному весу городского населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми, государствами мира - 73% от общей численности населения страны.

По степени урбанизации регионы Российской Федерации существенно различаются как на уровне крупных экономических районов, так и на уровне административно-территориальных образований.

Среди экономических районов наиболее высоким удельным весом городского населения выделяется Северо-Западный (86,7%) и Центральный (82,9%). К регионам, превышающим средний показатель городского населения по России, относятся Северный (75,7%), Дальневосточный (75,8%) и Уральский (74,5%). Минимальные показатели урбанизации характерны для Северного Кавказа - 55,6% и Центрально-Черноземного региона - 61,6%. Среди субъектов Федерации самый низкий показатель городского населения имеют республики: Алтай (24,0%), Чеченская (36,5%), Дагестан (42,0%), Калмыкия (38,5%), Ингушская (41,3%), Карачаево-Черкесская (46,0%) и Тува (48,6%).

Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной и демографической структуре общества, культуре, образе жизни и концентрации форм общения людей. Современная урбанизация значительно изменила ход развития поселений.

Усиливается процесс укрупнения городов, который сопровождается их стремительным пространственным расширением и рассредоточением производства и населения на смежные территории. Возрастает значение укрупненных городов как центров экономического и культурного влияния на прилегающие поселения. Большой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он стал играть роль главного центра. Образуется городская агломерация - одна из качественно новых форм современного городского расселения.

В настоящее время насчитываются 1087 городов и 2022 поселка городского типа, из них 13 - города-миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций. Крупнейшими среди них являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская агломерации.

Каждый из типов заселений имеет свои проблемы, обострившиеся в период становления рыночной экономики. В городских агломерациях, больших городах с высокой концентрацией промышленного производства и населения негативные процессы связаны с ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием затрат времени на передвижение к месту работы или учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транспорта, ухудшением социальной сферы обслуживания, жилищных условий и состояния здоровья населения.

Для средних и малых городов проблемой является занятость населения, в зависимости от профиля их развития. В городах и поселках городского типа, ориентирующихся на развитие отдельных отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности (европейский центр, южные регионы страны), возрастает степень сложности трудоустройства мужской части населения. В городских поселениях с преобладанием добывающих и перерабатывающих отраслей хозяйства (европейский Север, Сибирь и Дальний Восток) остро стоит проблема трудоустройства женщин.

Развитие рыночных отношений требует значительных изменений в социальной направленности трансформации общества и более комплексного развития хозяйства городских поселений различного типа.

Сельское население и сельские населенные пункты. Сельское население России на 1 января 1997 г. составило 39,8 млн чел., или 26,9% общей численности населения страны. Сельское население включает население, занятое в сельскохозяйственном производстве, а также в отраслях социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры, сферы социального обслуживания, торговли).

Типы сельских поселений очень разнообразны и представлены селами и деревнями центральных регионов России, казачьих станиц и горных аулов Северного Кавказа, оленеводческими и горно-промышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для Российской Федерации характерен деревенский тип расселения населения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также их густоты. Особенно резко этот процесс протекал в период реализации решений по развитию Нечерноземной зоны Российской Федерации 1970-1989 гг. Наиболее заметное сокращение числа деревень при уменьшении их людности отмечалось в южно-таежной зоне, подзоне смешанных лесов и лесостепи в пределах европейской части страны: это области Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, юга Северного и севера Уральского регионов.

В отличие от городского населения, размещение которого находится в большей зависимости от уровня экономического развития и технической оснащенности государства, на размещение сельских населенных пунктов большое влияние оказывают природно-географические факторы.

Из 89 административных единиц Российской Федерации в 7 сельское население значительно превышает городское и составляет: в республиках Алтай - 76,0%, Дагестан - 58,0%, Ингушской Республике - 58,7%, Чеченской Республике - 63,5%, Республике Калмыкия - 61,5%, Карачаево-Черкесской Республике - 54,0%, Республике Тува - 51,4%. Такое превышение объясняется историческими особенностями проживания и традициями этих народностей.

Далеко не равномерно размещается сельское население и по территории России: 27% приходится на Северный Кавказ и Центрально-Черноземный район, где средние показатели заселенности составляют 22,4 чел. на 1 км2 и 18,1 чел. на 1 км2 соответственно при средних показателях по России 2,3 чел. на 1 км2.

Значительные различия расселения сельского населения отмечаются и внутри регионов с высоким уровнем сельскохозяйственного производства. Наибольшая плотность сельского населения характерна для Краснодарского края - 30,4 чел. на 1 км2, Республики Дагестан - 24,6 чел. на 1 км2 и для областей: Белгородской - 19,1 чел. на 1 км2, Липецкой - 18,3 чел. на 1 км2, Курской - 18,1 чел. на 1 км2.

31. Демографическая проблема. Демография - это наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Она изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и пр. На этой основе демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами. Необходимость проведения политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В 1960 году общий коэффициент рождаемости составлял 24 родившихся на 1000 населения. В 1985 г. этот показатель сократился до 16,5, в 1995 - до 9,9. В 2004 г. Родилось всего 89 тысяч детей, т.е.9,1 рождений на 1000 человек. По этому показателю мы занимает 27 место среди 34 европейских стран. У нас не обеспечивается простое воспроизведение. Суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на одну женщину от 15 до 49 лет) снизился с 1,9 в 1990 г. дл 1,2 в 2004 г. Уровень простого замещения составляет 2,16. Падение рождаемости объясняется целым рядом факторов. В период 1990 - 2004 число женщин в наиболее детородном возрасте 20 - 29 лет сократилось на 15 тысяч. Число рождений на 1000 жителей в возрасте 20 - 24 человека за этот же период уменьшилось на 48%, в возрасте 25 - 29 лет - на 27%. Абсурдно обвинение в такой тенденции "западных стандартов" (кино, радио, ТВ). В самой западной стране - США - с демографией все в порядке, и 2 - 3 ребенка в американской семье это не такая большая редкость. В. Зиновский так объясняет нежелание молодых девушек рожать: "… Дело здесь, конечно же, не в нехватке материальных средств, но, прежде всего, в снижении потенциала биологически естественной жертвенности и верности традициям народа". Страшно, когда высшие должностные лица страны продолжают считать, что женщины обязаны рожать, чтобы пополнять армию и воспроизводить послушных "винтиков" для страны, что рожать - это жертвовать, а не следовать своим глубоким моральным ценностям. В погоне за ростом ВВП и в пылу конфронтации с западом белорусские власти забыли про духовность и семью. Одним из доказательств этому является чрезвычайно большое число абортов, разводов и неполных семей. В 2004 г. при 89 тыс. родившихся детей было отмечено 71,7 тыс. прерывания беременности. По сравнению с 1990 годом коэффициент брачности снизился на 37%. В 2004 г. из общего числа родившихся число внебрачных детей составило 23,9%, в то время как в 1990 г. было 8,5%. Более 64% всех внебрачных рождений приходится на города. Около 12% всех семей являются неполными. В первые пять лет распадается около 30% браков. Очевидно, стандартны нравственности в стране явно опустились ниже колена. Все эти данные говорят, что люди не воспринимают насилия в области идеологий. Они отторгают навязывания неких стандартов. В такой деликатной сфере, как семья, нужно убеждать, а не принуждать. Лучший аргумент в пользу рождения детей - это создание условий для получения нормального дохода родителями, наличие инфраструктуры для заботы о детях. У нас же рождение даже одного ребенка - это резкое увеличение вероятности попасть за черту бедности. По данным опроса Минстата около 22% домашних хозяйств с детьми в 2004 г. имели располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного уровня. Среди семей, воспитывающих трех и более детей, их доля составляет 51,5%, а среди неполных семей - 23,9%. В 2010 году число женщин в возрасте 20 - 29 лет будет максимальным. Период 2008 - 2013 - это самый благоприятный период для повышения рождаемости. Если к этому времени правительство не поймет всю серьезность демографической проблемы, не создаст стимулы для рождения детей в молодых семьям, не создаст условия комфортной жизни и занятости творческих людей, то человеческий капитал страны начнет сжиматься еще быстрее. Причем простыми дотациями дело не решишь. Скандинавы думали, что через пособия на детей можно убедить женщин рожать. Ан, нет. Сначала ситуация вроде поправилась, но потом все вернулось на круги воя. Нужна комплексная демографическая программа, глубокая реформа экономики и создание комплексной системы убеждения рожать, укреплять семьи и платить налоги в наш бюджет.

32. Национальная характеристика. В Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей. При переписи населения 2002 года было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности. Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 миллион человек. Численность еще 11 народов превысила 0, 5 миллиона человек. Наиболее многочисленны русские - 116 миллионов человек (80% жителей страны). Около 1, 5 миллиона человек не указали свою национальную принадлежность.

Итоги переписи показали, что состав первой "двадцатки" народов, проживающих в России, изменился не сильно: по сравнению с переписью 1989 года, в ней нет только евреев, а появились азербайджанцы, хотя ранговые места народов в ней претерпели достаточно существенные изменения. Башкиры, чеченцы, армяне, аварцы, казахи, кабардинцы, даргинцы повысили свои ранговые места, а чуваши, мордва, белорусы, удмурты, марийцы, буряты, якуты - понизили. Ранговые места русских, украинцев, татар и осетин остались неизменными.

Национальная характеристика народов, проживающих на территории России

Россия является одним из самых многонациональных государств мира. На территории России проживает более 100 народностей, в том числе русских - 81,5%, татар - 3,8%, украинцев - 3%, чувашей - 1,2%, башкир - 0,9%, белорусов - 0,8%, мордвы - 0,7%, немцев и чеченцев - по 0,6%, аварцев, армян, евреев - по 0,4% и др.

33.Профессиональная характеристика. Модернизация экономики, безусловно, должна опираться на «человеческий фактор», на совершенствование условий его воспроизводства и не может быть реализована, если не будет происходить одновременно модернизация образования, как важное условие качественной подготовки трудовых ресурсов, которые и должны обеспечить в конечном итоге пропорциональное развитие региональной экономики.

Таким образом, образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Характеристика развития системы образования в России

34. Трудовые ресурсы и их размещение. Трудовые ресурсы: сущность структура и показатели оценки

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой, -- не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Принадлежность человека к трудовым ресурсам также определяется его возрастом. Существуют определенные возрастные границы (возрастной ценз), пребывая в которых (при прочих равных условиях), человек относится к трудовым ресурсам. Эти границы обычно регламентируются национальным трудовым законодательством. Различают следующие фазы воспроизводства трудовых ресурсов: фаза формирования, фаза распределения и перераспределения и фаза использования.

Фаза формирования характеризуется естественным воспроизводством трудовых ресурсов, восстановлением способности к труду реальных работников и получением людьми образования, специальности и определенной трудовой квалификации.

Фаза распределения и перераспределения в условиях рыночной экономики, в основном, обеспечивается функционированием рынка труда и характеризуется распределением рабочей силы по сферам занятости, отраслям экономики, видам работ, предприятиям, регионам и районам страны.

Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на конкретных предприятиях и в экономике в целом.

Существуют экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов.

Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик.

Интенсивный тип воспроизводства предусматривает изменение качественных характеристик рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей и т.п.Структура трудовых ресурсов многогранна и включает различные компоненты и характеристики трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть структурированы по различным признакам: возрасту, полу, образованию, профессии, религии, занятости, по сферам экономики, месту жительства и т.п.

С экономической точки зрения, основными структурными составляющими трудовых ресурсов являются: экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население - это совокупность трудоспособных занятых и безработных граждан, которая обеспечивает предложение рабочей силы для товарного производства и сферы услуг в определенном периоде.

Нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из рычагов их размещения является проведение эффективной демографической и социальной политики, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов. Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных городах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи.

35. Национальный состав СЗ ФО России. Численность населения Северо-Западного федерального округа на 1 января 2009 г. — 13 462 000 чел.[1] (9,5 % населения России). Основу населения составляют горожане. Национальный состав неоднороден: большая часть населения — русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы.

По данным всероссийской переписи населения, в Северо-Западном федеральном округе проживает 13 млн 974 тыс. 466 чел., что составляет 9,63 % населения России. Около половины населения приходится на СПб и Ленобласть.Все остальное население живет в слабонаселенных крупных регионах. Национальный состав:

Русские — 12 млн 002 тыс. 788 чел. (85,89 %)

Лица, не указавшие национальность, — 453 тыс. 193 чел. (3,24 %)

Украинцы — 377 тыс. 456 чел. (2,7 %) Коми — 267 тыс. 607 чел. (1,91 %)

Белорусы — 235 тыс. 038 чел. (1,69 %) Татары — 84 тыс. 685 чел. (0,61 %)

Карелы — 73 тыс. 611 чел. (0,53 %) Армяне — 46 тыс. 271 чел. (0,33 %)

Азербайджанцы — 44 тыс. 452 чел. (0,32 %) Евреи — 43 тыс. 836 чел. (0,31 %)

Немцы — 30 тыс. 030 чел. (0,21 %) Финны — 27 тыс. 947 чел. (0,2 %)

Чуваши — 26 тыс. 608 чел. (0,19 %) Литовцы — 21 тыс. 027 чел. (0,15 %)

Цыгане — 18 тыс. 790 чел. (0,13 %) Поляки — 17 тыс. 684 чел. (0,13 %)

36. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления. В рамках совместной программы Европейской Комиссии и Совета Европы по продвижению демократического управления и социального развития на Северо-Западе РФ в 2004-2005 гг. было проведено исследование1 в четырех пилотных регионах СЗФО: 1) Ленинградской области, граничащей с Эстонией и Финляндией; 2) Калининградской, граничащей с Польшей и Литвой; 3) Псковской, граничащей с Эстонией и Латвией; 4) Республике Карелия, граничащей с Финляндией. В ходе исследования удалось прийти к следующим общим выводам:

1. Приграничное сотрудничество стало важной составляющей жизни местных сообществ муниципальных территориальных образований России, расположенных вблизи границы.

2. Интенсивность развития процессов приграничного сотрудничества неодинакова в различных субъектах РФ и даже в муниципальных образованиях, расположенных на территории одного региона. Такое положение дел является следствием высокой степени концентрации управления внешнеэкономической деятельностью в руках региональных органов власти (Республика Карелия и Ленинградская область) и существенных различий в уровне экономического развития самих муниципальных образований (Калининградская область и Республика Карелия; частично эта тенденция наблюдается в Ленинградской области).

Опыт Карелии: инновации перетекают через границы

Можно выявить три этапа развития экономики приграничных регионов под воздействием трансграничных связей. Первый этап начинается с открытия границы и приводит к активизации внешней торговли между соседними регионами. При наличии благоприятных условий для бизнеса, номенклатура производимых товаров усложняется, и тогда оказываются востребованными приобретенные от сотрудничества новые знания, опыт, квалификация и технологии. Развитие транспортной и приграничной инфраструктуры, прежде всего международных пунктов пересечения границы, ведет к активизации взаимодействия местного бизнеса и началу второго этапа – формированию единых для двух регионов кластеров и сближению уровней жизни. Постепенное взаимопроникновение ресурсов, инвестиций и знаний могут привести к расширению зоны сотрудничества и старту третьего этапа: созданию в приграничных районах обеих стран новых производств на основе местных инновационных проектов и импорта идей из других регионов и стран.

Анализ экономики Республики Карелия в период реформ как региона, граничащего со среднеразвитыми районами более благополучной Финляндии, показывает определяющее влияние приграничного положения региона на динамику и структуру его экономики.

В первую очередь, это влияние отражается в высокой доле экспорта в Финляндию в структуре ВРП Карелии (примерно 20% промышленной продукции). В основном это необработанные лесоматериалы, доля которых в общем объеме карельского экспорта в соседнюю страну в отдельные годы превышала 50%. В итоге сегодня в регионе формируется трансграничный лесопромышленный кластер, основу которого составляют лесоперерабатывающие предприятия Восточной Финляндии и лесозаготовительные большей части Карелии. Но здесь есть и опасность: экономика Карелии становится подвержена «голландской болезни», которая характеризуется ростом сырьевого экспорта, развитием добывающих отраслей и деградацией перерабатывающих.

Насколько же граница оказывает влияние на развитие инновационного сектора экономики Республики? В сравнении с другими приграничными регионами России Карелия имеет средние показатели, характеризующие инновационное развитие. Здесь есть академический центр, широко распространен Интернет, наиболее активно среди приграничных регионов используются эффективные технологии. Но в Карелии не хватает малых инновационных предприятий, недостаточна патентная активность, затраты компаний на НИР невысоки. В целом взаимодействие с финскими регионами пока задержалось на первых стадиях и не привело к прорыву в экономике. Университеты Восточной Финляндии активно занимаются инновационной деятельностью в Карелии, но создаваемые при их поддержке в местных технопарках фирмы лесного сектора, как правило, занимаются проблемами информатизации и экологии. В инновационное сотрудничество не вовлечены крупные лесные компании Карелии и российские финансовые структуры. Поэтому, по сути, даже в наиболее развитом лесном секторе сегодня отсутствуют современные технологические проекты, нет ядра, которое б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...