Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика и технологии обучения русскомуязыку как иностранному и как неродному




Место дисциплины в структуре ООП: профессиональный цикл, вариативная часть

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторнаянагрузка Самостоятельная работа
Методика и технологии обучения русскому языку как иностранному и как неродному, 5, 6, 7, 8 семестр   5 семестр – 54 часа 6 семестр – 54 часа 7 семестр – 18 часов 8 семестр – 36 часов 10/1 360/36   +36       Дифф. зачёт 6 сем., экзамен 8 сем.

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины:

студент должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

· готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

общепрофессиональными (ОПК):

· осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

в области педагогической деятельности:

· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспчения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

· Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическон сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору професии (ПК-3);

 

· готов включиться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· общедидактические и частно-методические принципы обучения;

· содержание обучения применительно к различным этапам и профилям обучения

· особенности преподавания родного и неродного языка в современной полиэтнической школе;

· общее и различия методик преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного

Умели:

· анализировать существующие средства обучения;

· обучать аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, письменной речи и т.д.);

· обучать видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму).

Владели:

· навыками осуществления диалога культур на уроке и во внеурочной (внеучебной) деятельности

· навыками планирования процесса обучения;

· навыками осуществления контроля, в том числе с использованием современных информационных технологий;

· навыками разработки и проведения занятий с привлечением современных информационных технологий (в том числе и дистанционного обучения)

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
             

Y семестр

  Тема 1. Русский язык в современном полиэтническом мире и методика его преподавания.Русский язык как иностранный. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного.   4      
  Тема 2. Система обучения русскому языку как иностранному.Содержание понятия «система обучения». Коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Цели и задачи обучения. Содержание обучения. Приниципы обучения. Методы обучения.   8      
  Тема 3. Профили обучения.Понятие профиля обучения. Нефилологический профиль. Филологически профиль. Курсовое обучение. Школьный профиль.   8      
  Тема 4. Этапы обучения. Понятие этапа обучения. Подготовительный этап. Средний этап. Основной этап. Продвинутый этап.   4      
  Тема 5. Планирование процесса обучения. Цели планирования. Виды планирования: календарное; тематическое; поурочное. Структура занятия. Типовое построение занятия.   6      
  Тема 6. Контроль в процессе обучения.Виды и формы контроля. Организация контроля. Тестирование как форма контроля.   6      
  Тема 7. Комплексность и аспектность в обучении.Цели и методические задачи аспектного обучения. Основные (традиционные) и дополнительные (новые) аспекты. Организация аспектных занятий.   6      
  Тема 8.Средства обучения.Классификация средств обучения. Учебные средства обучения. Аутентичные средства обучения.   2      
  Тема 9. Учебники и учебные пособия. Функции. Виды. Требования: дидактические и методические. Типы учебников. Классификация учебников. Структура учебника. Текст в учебном процессе. Создание учебников.   10      
  Итого за семестр          

YI семестр

  Тема 10. Обучение основным аспектам языка.Обучение фонетике. Обучение лексике. Обучение грамматике.          
  Тема 11. Обучение дополнительным аспектам языка. Лингвострановедение. Развитие письменной речи. Разговорная практика. Язык газеты. Стилистика. Деловой русский.          
  Тема 12. Речевая деятельность в системе обучения языку.Понятие. Виды. Обучение аудированию. Обучение говорению. Обучение чтению. Обучение письму и письменной речи.   16      
  Тема 13. Использование в обучении современных технологий как фактор оптимизации обучения РКИ.Мультимедийные технологии. Программные педагогические средства. Дистанционное обучение.   4      
  Тема 14. Этапы развития и современное состояние методики преподавания русского языка как иностранного. Этапы развития. Современное состояние отечественной методики. Зарубежная методика преподавания русского языка как иностранного.   4      
  Итого за семестр          

YII семестр

  Тема 15. Русский язык как неродной. Родной, иностранный и неродной язык в современном полиэтническом обшестве. Понятие национальной школы. Российская национальная школа. Современная полиэтническая (поликультурная) школа и особенности преподавания в ней.          
  Тема 16. Компаративный анализ методик.Методика обучения обучения русскому языку как родному (школьный предмет). Методика обучения русскому языку как иностранному. Методика обучения русскому языку как неродному в нерусской национальной школе. Методика обучения русскому языкукак неродному в русской национальной школе.          
  Итого за семестр          

YIII семестр

  Тема 17. Система обучения русскому языку как неродному в русской национальной школе. Специфика полиэтнического (поликультурного) контингента. Аспекты обучения русскому языку как неродному.          
  Тема 18. Система обучения языку как учебному предмету. Содержание обучения. Организация обучения.          
  Тема 19. Система обучения языку предмета. Содержание обучения. Организация обучения.          
  Тема 20. Диалог культур. Диалог культур как неотъемлемый компонент обучения родному и неродному языкам на уроках русского языка и словесности; на уроках по предметам; во внеклассной деятельности; во внешкольной деятельности. Диалог культур как средство воспитания толерантности и предупреждения социально-языковой депривации учащихся полиэтнических школ          
  Тема 21. Система корректировочного обучения. Обучение аспектам русского языка как иностранного. Обучение видам речевой деятельности.          
  Тема 22. Система подготовки к тестированию. Подготовка к сдаче ЕГЭ. Подготовка к сдаче теста на вступление в гражданство РФ. Подготовка к сдаче теста ТРКИ-1, ТРКИ-2, ТРКИ-3, ТРКИ-4          
  Тема 23. Методическое сопровождение учебного процессана уроке русского языка.Средства обучения для преподавателя. Средства обучения для обучаемых. Анализ средств обучения. Моделирование методического сопровождения средств обучения и включение их в занятие.          
  Итого за семестр          
  Итого по дисциплине       162+36 360/

 

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
  Презентация индивидуального ресурса
  Коллоквиум
  Работа в группах
  Презентация индивидуального ресурса
  Презентации с использованием смарт-доски
  Презентация индивидуального ресурса
  Коллоквиум
  Презентация индивидуального ресурса
  Презентация индивидуального ресурса
  Защита проекта
  Защита проекта
  Презентация индивидуального ресурса
  Кейс-метод
  Защита проекта

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы
  Тема 1. Русский язык в современном полиэтническом мире и методика его преподавания. Реферирование отечественных и зарубежных источников о состоянии преподавания русского языка как иностранного в условиях глобализации и этнического парадокса современности  
  Тема 3. Профили обучения Изучение содержания обучения РКИ одного из профилей  
  Тема 4. Этапы обучения. Изучение содержания обучения РКИ на одном из этапов  
  Тема 6. Контроль в процессе обучения. Разработка теста для промежуточного или итогового тестирования с использованием современных образовательных технологий  
  Тема 8. Средства обучения. Подготовка компьютерной презентации различных классификаций средств обучения  
  Тема 9. Учебники и учебные пособия. Анализ учебников    
  Тема 10. Обучение основным аспектам языка. Анализ языковых и условно-речевых упражнений в учебниках РКИ.  
  Тема 12. Речевая деятельность в системе обучения языку. Анализ условно-речевых, речевых и коммуникативных упражнений в учебниках РКИ  
  Тема 14. Этапы развития и современное состояние методики преподавания русского языка как иностранного. Изучение источников по методике преподавания РКИ  
  Тема 15. Русский язык как неродной Отработка новых терминов и понятий путём составления глоссария (учебного толкового словаря дисциплины); составление аннотированного списка источников по дисциплине  
  Тема 18. Система обучения языку как учебному предмету Анализ способов предъявления языкового материала в учебнике русского языка (школьного предмета). Разработка приёмов, ориентированных на учащихся-инофонов  
  Тема 19. Система обучения языку предмета Анализ формулирования содержания заданий, упражнений и т.д., использования терминов. в учебнике русского языка (школьного предмета). Разработка приёмов предъявления названных единиц учащимся-инофонам  
  Тема 21. Система корректировочного обучения Анализ содержания корректировочных курсов для лиц с русским неродным языком и определение типичных тем, трудных для усвоения  
  Тема 22. Система подготовки к тестированию Анализ содержания тестов для лиц с русским неродным языком. Адаптация тестов для определённого контингента (класс, родной язык и т.д.)  
  Тема 23. Система корректировочного обучения Анализ учебника русского языка с позиций моделирования методического сопровождения к нему  
Итого:  

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Тема Содержание работы Количество времени, часы
  Тема 2. Система обучения русскому языку как иностранному Отработка новых терминов и понятий путём составления глоссария (учебного толкового словаря дисциплины) ИЛИ  
    Составление аннотированного списка источников по дисциплине  
  Тема 5. Планирование процесса обучения. Разработка календарно-тематического планирования ИЛИ Разработка поурочного планирования  
  Тема 7. Комплексность и аспектность в обучении Разработка структуры комплексного занятия ИЛИ  
    Разработка структуры аспектного занятия  
  Тема 11. Обучение дополнительным аспектам языка Изучения приёмов обучения дополнительным аспектам РКИ в отечественной методике и практике (посещение и проведение занятий на факультетах РКИ или участие в работе Лингвистического клуба «Teach&learn») ИЛИ Изучение приёмов обучения дополнительным аспектам РКИ в зарубежной методике и практике (посещение и проведение занятий в учебном заведении за границей)  
  Тема 13. Использование в обучении современных технологий как фактор оптимизации обучения РКИ Разработка модели средства обучения в мультимедийном формате ИЛИ Разработка модели средства контроля в мультимедийном формате  
       
  Тема 16. Компаративный анализ методик Сравнение методик обучения носителей русского языка и инофонов по основным компонентам методик (компьютерная презентация)  
  Тема 17. Система обучения русскому языку как неродному в русской национальной школе Анализ коммуникативно-речевой ситуации в школе с полиэтническим (поликультурным) компонентом ИЛИ Анализ типичных ошибок инфонов (текущий контроль, сдача ЕГЭ; любой вид тестирования). Составление картотеки ошибок. Разработка системы упражнений по предупреждению или исправлению выявленных ошибок  
  Тема 20. Диалог культур Изучения приёмов организации диалога культур в моноинокультурном учебном коллективе в России или за границей (посещение и проведение занятий) ИЛИ Изучения приёмов организации диалога культур в полиинокультурном учебном коллективе в поликультурном классе школ Санкт-Петербурга (посещение и проведение занятий)  
       
Итого:  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...