Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оставшихся без попечения родителей.




 

    Семейный кодекс РФ относит к компетенции Правительства РФ - установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК РФ). такой порядок в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»[8].

    Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный, федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующим органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством образования РФ.

    Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью осуществляется органами опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка.

    Должностные лица учреждений (дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других) и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    Руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

    Орган опеки и попечительства в течение 3-х дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка, и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета по форме согласно приложению № 1, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

    В случае если ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы согласно приложение № 2, копия которой передается в соответствующий орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для поставки ребенка на региональный учет.

    Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и проживающих на территории этого субъекта, на основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства. В течение месяца со дня поступления указанных сведений организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ.

    Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами РФ, и представляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления (удочерения) иностранными гражданами или лицами без гражданства.

    Получив сведения о ребенке из органов опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

    При изменении правового статуса ребенка (восстановление родителя (родителей) в родительских правах, усыновление (удочерение) ребенка и другое), сведения о котором находятся в Министерстве образования РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок информирует об этом Министерство.

    Министерство образования РФ формирует федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на основании сообщений из соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, ведет учет этих детей, подбирает для лиц, обратившихся в Министерство образования РФ и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, детей на основе сведений о них, выдает направление в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения (жительства) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ, предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в Министерство образования РФ и изъявивших желание усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами РФ.

    Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

    Орган опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ и Министерство образования РФ, осуществляющие, соответственно, первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам РФ, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, в установленном порядке сведения о детях, которые могут быть преданы на воспитание в семью.

    16 октября 2003г. вступил в силу Федеральный закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, подписанный Президентом РФ В.В. Путиным. Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

- осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитанием в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

- создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональными операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и подлежащих устройству на воспитание в семьи, в соответствии с законодательством РФ;

региональный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов РФ и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях;

федеральный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией у федеральному оператору государственного банка данных о детях; федеральный оператор государственного банка данных о детях – федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ в соответствии со ст. 122 СК РФ;

региональный оператор государственного банка данных о детях – орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях, установленных ст. 122 СК РФ, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи – граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ и желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку (попечительство) или в приемные семьи, а также граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, устанавливаемых законодательством.

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей – это анкета ребенка. В анкету ребенка включается следующая информация:

1. Фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2. Приметы ребенка, оставшегося без попечения родителей, (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

3. Состояние здоровья ребенка, оставшегося без попечения родителей, его физическое и умственное развитие;

4. Особенности характера ребенка, оставшегося без попечения родителей, (общительный, замкнутый и другие особенности);

5. Этическое происхождение ребенка, оставшегося без попечения родителей,

6. Причины отсутствия родительского попечения над ребенком;

7. Фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре (при возможности указания такой информации), состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место пребывания родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без попечения родителей;

8. Фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место нахождение несовершеннолетних братьев и сестер ребенка, оставшегося без попечения родителей;

9. Фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства и (или) место пребывания других известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи;

10. Возможные формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

11. Информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающую не территории РФ;

12. Информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях.

Обязательными требованиями к формированию и использованию государственного банка данных о детях являются:

- стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и ее программно-техническое обеспечение (в том числе, унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления указанной информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о детях;

- использование информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, исключительно для целей формирования и использования государственного банка данных о детях;

- полнота и достоверность документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

- защита документированной информации от утечки, хищения, утраты, подделки, искажения и несанкционированного доступа к ней.

Государственный банк данных о детях формируется как информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Государственная регистрация государственного банка данных о детях осуществляется  федеральным органом исполнительной власти в области связи и информации.

Информационные технологии, которые предназначены для обработки государственного банка данных о детях, подлежать обязательной сертификации в системе сертификации федерального органа исполнительной власти в области связи и информатизации.

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса РФ.

Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный статьей 122 СК РФ, им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. К анкете ребенка, как уже мной указывалось ранее, прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Документированная информация о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью – это анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, создается в целях учета сведений о таких гражданах в государственном банке данных о детях и обеспечения доступа таких граждан к содержащейся в региональном банке данных о детях и федеральном банке данных о детях документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. 

Перед документированием информации о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, региональный оператор или федеральный оператор обязан ознакомить данного гражданина с перечнем документированной информации о нем, основаниями и целями документирования этой информации, порядком ее использования.

В анкету гражданина включается следующая информация:

1. Фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, место жительство и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

2. реквизиты заключения органы опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемными родителями либо реквизиты и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина РФ, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, - законодательству государства, в котором указанной гражданин или лицо имеет постоянное место жительство);

3. информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью;

4. информация о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение, в котором он находится, с указанием даты выдачи направлений, фамилии, имени, отчества указанного ребенка;

5. информация о принятом гражданином решении о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

6. информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях.

Анкета ребенка и анкета гражданина относятся в соответствии с законодательством РФ в области информации, информатизации и защиты информации к конфиденциальной информации. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, определяется ст. 11 ФЗ централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространение указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения РФ о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производственной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается.

При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.

К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является:

- устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью,

- возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;

- достижение ребенком, оставшемся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

- смерти ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Оснований прекращения учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях является:

- принятие гражданином ребенка на воспитанием в свою семью;

- заявление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

- изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;

- смерть гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью.

 

 

                  


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...