Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология молодежи»




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социологии и социального управления

А.Л. Сазонова, А.А. Сазонов

 

Учебно-методические материалы

Контрольно-измерительные материалы

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Специальность 040104.65:

Организация работы с молодежью

 

 

Москва, 2007 г.


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социологии и социального управления

А.Л. Сазонова, А.А. Сазонов

 

Учебно-методические материалы

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Специальность 040104.65:

Организация работы с молодежью

 

Москва, 2007 г.


 

Учебно-методические материалы подготовлены

к.с.н., доцентом А.Л. Сазоновой, к.с.н., доцентом А.А. Сазоновым.

 

Рецензенты:

к.с.н., доцент Иванова Ж.Е.

Учебно-методические материалы утверждены на заседании

кафедры Социологии социальной работы

 

факультета Социологии и социального управления

 

протокол № 7 от 15.02.2007.

 

СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология молодежи»

Специалист должен:

Знать · специфику социологии молодежи как социологической теории среднего уровня; · историю и основные этапы становления и развития социологии молодежи в России и за рубежом; · особенности молодежи как социально-демографической, социально-статусной, социокультурной группы, внутреннюю стратификационную структуру молодежи и ее место в системе общества; · особенности процесса социализации современной российской молодежи и ее актуальную культуру; · специфику и причины социальных проблем и противоречий в молодежной среде, в межпоколенческих отношениях; · специфику социологического исследования молодежи и молодежных процессов; · принципы комплексного применения методического аппарата и технологий социологического исследования при анализе процессов в молодежной среде.
Уметь · оперировать категориями понятийного аппарата социологии молодежи; · дать характеристику методологии основных социологических концепций и применять их в социальном исследовании молодежи; · анализировать молодежные процессы системно, одновременно рассматривая их как систему и подсистему общества; · анализировать молодежь и молодежные процессы на различных уровнях: субъектном – как взаимодействие социальных субъектов; институциональном, - как взаимодействие социальных институтов; аксиологическом, как взаимодействие различных ценностных систем; культурологическом, как взаимодействие определённых видов культур.
Владеть навыками · разработки комплексных мер по социальной поддержке различных групп молодежи; · информационно-аналитического сопровождения деятельности субъектов государственной молодежной политики и социального управления; · взаимодействия с неформальными группами молодежи; · типологизации общностей молодежи по набору социальных показателей; · работы со специальной социологической литературой и первоисточниками; · интерпретации и анализа результатов социологических исследований молодежи; · контроля за организацией и проведением социальных исследований молодежных процессов.
Быть компетентным · впредметной области социологии молодежи; · в применении социологического знания в процессе будущей профессиональной деятельности.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология молодежи»

 

 

Индекс   Дидактические единицы   Всего часов  
    Предмет и метод социологии молодежи. Структура знания социологии молодежи. Молодежь, юность, молодость, межпоколенческие отношения. Теории «потерянного поколения», «контркультуры», «конфликта поколений», теория многообразия молодежных субкультур и стилей. Социализация, специфика юношеского этапа социализации, социальная адаптация молодежи, ювентизация. Социальная девиация, делинквентность. Формы, тенденции отклоняющегося поведения молодежи, уровень правосознания молодежи. Культура, ее основные компоненты и виды. Субкультура молодежи - контркультура молодежи - субкультуры молодежи. Стиль жизни молодежи, молодежный досуг, молодежная мода, молодежный сленг, религиозность молодежи. Актуальная, массовая, аудиовизуальная культура молодежи. Коммуникационные процессы в молодежной среде. Образование, реформы системы образования. Образовательный уровень молодежи, образовательные ценности, доступность образования. Профессиональное самоопределение молодежи, профориентация, профессиональная адаптация молодежи. Престиж и привлекательность профессии. Рынок труда, мотивация трудовой деятельности, трудовая активность, безработица молодежи. Экономическая культура, экономическое и потребительское поведение молодежи. Политическая культура, политическая деятельность молодежи. Политические ориентации, аполитичность молодежи. Молодежные партии, движения, организации. Патриотизм, гражданственность молодежи. Управленческая культура молодежи. Семья, молодая семья, «гражданский брак». Социальные представления молодежи о любви и сексе. Сексуальное и семейное поведение молодежи. Студенчество, социальный портрет российского студенчества. Совокупный социальный потенциал молодежи, его структура, система показателей. Ценности, ценностные ориентации, социальные установки, жизненные стратегии молодежи. Информационные технологии воздействия на молодежь. Государственная молодежная политика. Социальная защита и поддержка молодежи. Методология и методика организации социологических исследований молодежных процессов и отношений, анализ результатов.    

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Социология молодежи»

Особая актуальность научного изучения молодежи как важной части российского социума определяется ее реальной и потенциальной ролью в научно-техническом и социально-экономическом развитии страны и общества.

Целью изучения дисциплины является более глубокое понимание молодежи как социально-демографической и социокультурной группы, ее места и роли в современном обществе, социокультурных проблем молодежи, анализ социальной жизни молодежи в различных ее проявлениях.

Задачи курса:

• получить представление о социологии молодежи как части социологического знания, о ее становлении и развитии, месте в системе социологии и ювенологии;

• конкретизировать общие навыки социологического исследования применительно к исследованиям молодежи, мониторингу состояния молодежной среды;

• показать роль социологических исследований как важного инструмента сбора, обобщения и анализа информации, необходимой для работы с молодежью.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...