Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные изменения в законодательстве об аудиторской деятельности




 

Принятие Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2008 нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (при этом прежний Закон об аудиторской деятельности по ряду положений сохранял силу до 31.12.2010 г.) положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг.

Основными чертами этой модели, являются:

- перераспределение функций государственного регулирования от Правительства Российской Федерации к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (далее СРО);

-   отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях, причем только в одной;

    внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;

    отмена обязательного страхования ответственности аудитора обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

При этом 2009 год становился переходным от ранее действовавшей, к новой системе регулирования. С 2010 года с уполномоченного федерального органа регулирования аудиторской деятельности снята функция лицензирования, существенно сокращается функция осуществления контроля за соблюдением аудиторами стандартов (за исключением контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляющих аудит организаций, доля государственной собственности в капитале которых составляет не менее 25% и унитарных предприятий), переходящая к саморегулируемым организациям аудиторов, осуществление аудиторской деятельности вне системы внешнего контроля качества становится невозможным.

Новый закон привнес значительные изменения не только непосредственно в сферу организации аудиторского рынка, но и в профессиональной области, а также в области образования и квалификации аудиторов.

Изменения профессионального характера коснулись, прежде всего, уточнения терминологии, определения и содержания ключевых понятий, таких как: аудит, аудиторская деятельность, сопутствующие услуги, объект и цель аудита и др.

Пункт 2 статьи 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008 г., дает общее определение аудиторской деятельности, как деятельности по проведению аудита и оказания сопутствующих услуг. Аудиторская деятельность может осуществляться как, аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами.

В пункте 3 статьи 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008г., раскрывается понятие аудита как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Здесь же дается понимание бухгалтерской отчетности, как отчетности предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», либо иными федеральными законами.

Далее (в пункте 5 статьи 1) говорится о том, что аудиторская деятельность не может подменять собой контроль достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляемый в соответствии с Законодательством Российской Федерации, уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Если ранее действовавший закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», по сути, приравнивал два различных понятия - «аудит» и «аудиторская деятельность», то Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», от 30.12.2008 № 307-ФЗ, разграничил эти понятия, справедливо определив аудит как один из видов услуг, составляющих, наряду с другими аудиторскими услугами, содержание аудиторской деятельности.

Состав услуг, которые разрешено оказывать аудиторам, новый закон определил следующим образом.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги):

- аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» или аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами;

-   сопутствующие услуги, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности.

- Примером таких услуг могут служить:

-   оказание налогового консультирования;

    юридическая помощь, связанная с хозяйственной деятельностью субъекта;

    постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и т.д.

Такая классификация, приблизила законодательные определения к теории аудита и международной практике и могла бы рассматриваться как достаточно корректная еще 4-5 лет назад. В современных же условиях, вследствие внесения изменений в Международные стандарты аудита (МСА) трактовка аудиторских услуг, данная в законе №307-ФЗ, оказалась несоответствующей действующей редакции МСА. Однако гораздо важнее то обстоятельство, что новый закон вывел из круга оказываемых аудиторами услуг аудит по специальному заданию (специальный аудит) - аудит отчетности, составленной на основе правил, отличных от установленных федеральными законами РФ (например, МСФО, US GAAP, корпоративных стандартов компаний и др.), аудит отдельных показателей отчетности, отдельных аспектов деятельности организаций. Очевидно, что такие объекты аудита не являются отчетностью, аналогичной по составу бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» и не предусмотрены иными федеральными законами.

Согласно современной редакции МСА понятие аудита включает аудит стандартной бухгалтерской отчетности и специальный аудит.

Действовавший ранее закон об аудиторской деятельности №119-ФЗ, хотя и ограничивал понятие аудита аудитом отчетности, составленной по законодательству России, в целом не препятствовал оказанию аудиторами услуг по специальному аудиту, в том числе аудиту по МСА отчетности. Он содержал открытый перечень связанных с аудиторской деятельностью услуг, которые было разрешено оказывать аудиторам, а Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям», регулировало оказание услуг по специальному аудиту. аудит финансовый контроль обязательный

Закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ вывел оказание услуг по специальному аудиту за рамки аудиторской деятельности, запретив их оказание аудиторам и тем самым разрешив неограниченному кругу лиц, не имеющих профессиональной подготовки.

Таким образом, с 2009 года оказание аудиторами услуг по аудиту любой отчетности, кроме отчетности, составленной в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» или аналогичной по составу, установленной иными федеральными законами, является незаконным, соответственно, подпись аудитора на заключении о такой отчетности незаконна, а аудиторское заключение по такой отчетности может подписать кто угодно, кроме аудитора и аудиторской организации.

В не менее странной ситуации оказались индивидуальные предприниматели и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представительства иностранных организаций, ведущие учет по законодательству иностранного юридического лица, малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения, но формирующие отчетность в сокращенном составе, физические лица, которым необходимо аудиторское заключение в отношении их доходов для получения банковского кредита и т.д. Отчетность таких субъектов либо вообще не предусмотрена, либо предусмотрена подзаконными актами и не аналогична по составу отчетности, предусмотренной Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Под запретом оказался и налоговый аудит, поскольку налоговые декларации хотя и предусмотрены федеральными законами, но далеко не аналогичны по составу отчетности, предусмотренной законом «О бухгалтерском учете».

Министерство финансов России оперативно отреагировал на возникшую проблему, указав в своем информационном сообщении, посвященном введению в действие нового закона «Об аудиторской деятельности», что приведенный в ст.1 этого закона перечень услуг не является исчерпывающим, и принятые ранее стандарты аудиторской деятельности сохраняют свое действие. Однако это обстоятельство не отменяет необходимости скорейшего внесения соответствующих изменений в текст самого закона.

Статьи 3 и 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008г., дают определения понятиям «аудиторская организация» и «аудитор». В соответствии с положениями этих статей - аудиторская организация представляет из себя коммерческую организацию, которая входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, в обязательном порядке внесенная в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Причем если в трехмесячный срок после регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, коммерческая организация не будет внесена в реестр аудиторов, ей запрещается использовать в своем наименование производные от слова «аудит».

С точки зрения предъявляемых требований аудиторы и аудиторские организации разделены новым законом на три категории:

1. осуществляющие аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам организаторами торговли, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, консолидированной отчетности;

2. осуществляющие аудит организаций, собственником которых на 25% и более является государство;

.   осуществляющие аудит прочих экономических субъектов.

Для аудиторов первой и второй категорий законом введены дополнительные требования, не предъявляемые к прочим аудиторам, а именно: аудит первой категории субъектов может осуществляться только аудиторскими организациями, которые, начиная с 2011 года должны иметь аудиторов, обладающих новым, единым квалификационным аттестатом в отношении аудиторов второй категории предусмотрено осуществление внешнего контроля качества не только саморегулируемыми организациями аудиторов, но и уполномоченным федеральным органом и с меньшей периодичностью (3 и 2 года соответственно), чем в общем случае (5 лет).

Минимальная численность аудиторов в аудиторских организациях снижена новым законом с пяти до трех, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий. При этом периодичность внешнего контроля качества аудита таких организаций (за исключением организаций с долей государственной собственности 25% и более) определена в пять лет.

Статья 5 рассматриваемого Закона определяет для каких организаций и с какой периодичностью проводится процедура обязательного аудита. Так ежегодный аудит обязателен для:

- открытых акционерных обществ;

-   кредитных организаций, бюро кредитных историй, страховых организаций, обществ взаимного страхования, товарных или фондовых биржей, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов, а также для фондов, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

Пункт 4 данной статьи указывает на то, что договор на проведение аудита государственных, муниципальных, унитарных предприятий заключается на основе результатов проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Претерпели изменения и критерии обязательного аудита: если ранее действовавший закон устанавливал пороговый уровень выручки и активов организации, при превышении которых ее отчетность подлежит обязательному аудиту, в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (далее МРОТ) (500 тысяч МРОТ и 200 тысяч МРОТ соответственно), то новый закон определил эти критерии в абсолютных величинах - 50 миллионов рублей для выручки и 20 миллионов рублей для активов. То есть величина критерия зафиксирована на том уровне, на котором он определялся и ранее, исходя из МРОТ, равного 100 руб. (в настоящее время эти требования повышено до 400 и 60 млн. руб. соответственно). Гораздо важнее качественные изменения, вытекающие из формулировок нового закона. Так, ранее действовавший закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который и должен был быть проведен аудит. Новый закон относит эти критерии к году, предшествующему отчетному. Таким образом, обязательному аудиту за 2008 год подлежала отчетность организаций, выручка либо активы которых превысили установленный критерий в 2007 году вне зависимости от того, какими они оказались в 2008 году. И наоборот, если в 2007 году выручка или активы организации не превысили установленных критериев, то аудит за 2008 год не обязателен, во сколько бы раз установленные критерии ни оказались превышенными в 2008 году. Направленность этой нормы на повышение надежности финансовой информации не может не вызывать обоснованные сомнения.

В соответствии с новым порядком контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы, а также обязаны:

- проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

-   участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Контроль за качеством работы аудиторов и аудиторских организаций подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний контроль качества - система организационных мер, методик, процедур, принятых аудиторской фирмой для проверки ее сотрудниками и другими лицами, привлекаемыми к проведению аудита, выполнения требований, предусматриваемых нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также требований внутрифирменных правил и стандартов. Внутренний контроль обеспечивается правильным распределением работы между членами аудиторской бригады (аттестованными аудиторами, ассистентами аудитора,экспертами), контролем за аудиторами со стороны управленческих органов аудиторской фирмы, в части, путем просмотра руководителем и исправления рабочих документов аудиторской группы (бригады), заслушиванием их отчетов на заседании дирекции или совета фирмы и т.п. Внешний контроль - система организационных мер, методик и процедур, принятых государственными органами (в отношении аудиторов осуществляющих обязательный аудит) и профессиональными объединениями аудиторов для проверки выполнения аудиторскими фирмами правил (стандартов) и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Такой контроль может носить как системный, так и эпизодический характер (не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год). Органы, осуществляющие контроль за аудиторской деятельностью, регулярно проводят выборочные проверки качества аудиторских заключений. Проверка качества аудита может быть проведена по инициативе экономического субъекта, который был подвергнут аудиторской проверке, или по инициативе саморегулируемой аудиторской организации. Нормативными документами предусматривается возможность взыскания убытков и штрафной неустойки с аудитора (аудиторской фирмы) в случае неквалифицированной аудиторской проверки, повлекшей расходы на перепроверку и иные убытки, а в случае составления аудиторского заключения заведомо ложного аннулирования лицензии и квалификационного аттестата аудитора, и привлечение его к уголовной ответственности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...