Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок для учащихся 8-10 классов




Урок для учащихся 1-4 классов

 

 

«Мы должны помнить вечно!»

Урок для учащихся 5-7 классов

Цели:

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому боевому пути славной Родины.
  • Углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, к ветеранам.
  • Обогащать поисковый опыт работы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Звучит фонограмма пения птиц.

Учитель. О, русская земля! Многострадальная русская земля! Сколько повидала ты на своём веку за долгие годы своей истории! Сколько бед претерпела ты, русская земля! Сколько раз топтали злые вороги бескрайние просторы твои, Родина! Сколько раз жгли и пытали тебя! И звонили колокола! И уходили на бой кровавый воины твои, за землю русскую, за Отечество своё славное!
И на удивление врагам поднималась ты из пепла всё могущественней, всё величавее!

Звуки пения соловья.

Много войн прокатилось по земле русской. Но самой кровопролитной и самой жестокой была Великая Отечественная война.

Звучит фонограмма – голос Левитана: «От Советского Информбюро..»,затем «Вставай, страна огромная».

Ученица.

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава.

Учитель. Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие уходили на фронт, даже не простившись с родными.

Ученик.

Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался.
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался.

Ф. Сухов. Военная песня.

Учитель. Какие планы строил Гитлер?

Ученик. В планы Гитлера входило поработить страну, захватить территорию государства, уничтожить русскую нацию, стать хозяином, пленных превратить в рабов, растоптать землю, уничтожить страну.

Учитель. В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку бойцы. Изрезано рваными ранами тело бойца, но не сломлен дух русский.

Ученица (В форме медсестры). Миленький, ну потерпи! Потерпи! Сейчас будет легче. Сейчас, сейчас… Больно, да? Ну, ты же солдат! Крепись, боец! Война слабых не любит! Я тебя дотащу, обязательно вытащу тебя из боя. Ты не смотри, что я маленькая. Я сильная. Я и не таких вытаскивала. И где же вас таких здоровенных берут. Господи! Больно?.. Потерпи! Немножко осталось. Ты только не умирай. Слышишь! Не смей!... Господи! Боже мой! Помоги нам выстоять!

Учитель. О каком подвиге рассказала в своем монологе Настя? Что вы можете сказать о подвигах этих юных девушек?
Особо хочется сказать о медицинских сёстрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.

Ученик в форме солдата читает стихотворение И.Уткина «Сестра».

Когда, упав на поле боя, и не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили живой и мертвою водой.
Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.

Учитель. Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка. Перед вами фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве инженеров, военных, рабочих, учёных, врачей.

Ученик. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Ученица. И вдруг – война, страшная война! А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слёзы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность.

Ученик. Война застала нашу семью военного врача под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Меня подобрали два солдата, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял разведзадания, в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл.

Учитель. Страшная война уносила жизни, никого не щадя. Не щадила она и детей. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Ученица.

«Женя умерла 28 декабря в 12ч. 30 мин. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких.

Учитель. Тяжёлое, страшное время. Поднять боевой дух, придать сил и уверенности в Победе помогали мирному населению и бойцам плакаты времён Великой Отечественной войны.

Учитель. Как редки минуты тишины на войне! И в эти редкие минуты каждый солдат вспоминал свой родной дом, семью, детишек, жену, невесту, свой родной край. Солдаты посылали домой письма-треугольнички.

Ученик.

«Здравствуйте, мои родные: мама, бабушка Вера, Танечка, дедушка Игнат, тётя Поля, Варюха! Пишу вам последнее письмо! Завтра решающий бой. Фашисты прут со страшной силой. Но мы не сдадимся. Любой ценой мы сдержим наступление.
Родные мои! Я знаю, Победа будет за нами! Враг будет разбит! Не щадя жизни бойцы идут на смертельный бой! Смерти я не боюсь. За Родину голову сложить не жалко! Смерть фашистским оккупантам! Отстоим родную землю! Даст Бог, свидимся ещё.

Рядовой Скворцов Иван. Август 1942 г.»

На следующий день рядовой Скворцов Иван Федорович погиб в неравном бою смертью храбрых.

Ученица. Читает «Реквием»

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький. Единственный.
Белый свет не мил. Изболелась я,
возвратись, моя надежда!
Зернышко мое. Зорюшка моя.
Горюшко мое, – где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки, –
только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами …
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери …
Белый свет не мил.
Изболелась я, возвратись,
моя надежда!
Зернышко мое. Зорюшка моя.
Горюшко мое, – где же ты?

Р.И.Рождественский

Ученик.

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
Не на нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю, –
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.

А.Т. Твардовский.

Учитель. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.

Ученица. (

Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной,
Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной.
Прокаркала вороною беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною она пришла ко мне.
Я ворога проклятого отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала – и всё тебя ждала.
Придёшь походкой лёгонькой, шинелька нараспах.
Живой придёшь, целёхонький, с улыбкой на губах.
Придёшь, огнём целованный, с наградой боевой,
Пускай и забинтованный, а всё-таки живой.
Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка, тебя всё нет и нет.

М. Пляцковский.

Учитель. Вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы.

  • Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке?
  • Что помогало этим людям в решительный момент?
  • Обязательна ли для героя физическая сила?
  • Как вы понимаете выражения «моральная сила», «сила духа», «моральная победа»?
  • Во имя чего шли на смерть воины?

Учитель.

1. Какое из определений подходит к слову война по вашему мнению? Почему?

великая кровопролитная жестокая беспощадная освободительная отечественная –

1. Чем Великая Отечественная война отличалась от других войн?

2. Когда началась Великая Отечественная война?

3. Кто начал эту войну?

4. Кто первым принял удар на себя?

5. Чьи силы были значительно мощнее?

6. Почему наше государство смогло одержать победу над врагом?

Ученица.

Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.

Ученик. Цветами встречали воинов – победителей, цветами венчали могилы тех, кто не дожил до Победы. Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.

Ученица.

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война!
Победа! Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живущих – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

А.Карнаухов.

Учитель. Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда…

Звучит фонограмма музыки военных лет «Риорита».

Майский день сорок пятого. Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели, танцевали прямо на улицах. Да, то майское утро было проникнуто ликованием. Это был праздник всего народа, всего человечества и праздник каждого человека. Праздник со слезами на глазах.
Люди остро чувствовали потерю близких и родных, тех, кто умирал под фашистскими пулями и снарядами, пытками в концлагерях, в блокадном голоде, в сожжённых деревнях. Их убила война…
Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 26 миллионов минут, это почти 50 лет поминальных мгновений тишины.
Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются, то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на Российской земле. Именно сейчас необходимо заново переосмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну.
Памяти павших минута молчания…

Учитель. Ребятам было дано задание, провести поисковую работу и собрать сведения о своих родных и близких, которые в годы Великой Отечественной войны встали на защиту нашей Родины.

Дети рассказывают о героическом прошлом своих прадедов.

1-й ученик. Мой дед (Ф. И. О.) воевал в составе … мотострелковой дивизии. Был 2 раза ранен. В 1942 году попал в плен. Бежал. Дошел до Берлина в составе…..Был убит 2 мая 1945 года.

Учитель.

Пусть не все герои
из тех, кто погиб.
Всем павшим вечная слава!
Вечная слава! Вечная слава!

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим….
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Р.Рождественский. Реквием.

Учитель. Весь собранный материал мы с ребятами решили поместить в книгу Памяти. Давайте в книге Памяти поставим свои подписи, тем самым проголосовав против войны.

Учитель. Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной войны на Земле. Какие задачи у вашего поколения?

Учитель. Ребята, вы показали, что знаете и помните горькую, но славную страницу нашей Родины – Великую Отечественную войну.

Учитель. Трудно найти семью, которую бы не обожгла горем война. Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии! Низкий поклон вам, дорогие ветераны, за ваше мужество, за вашу стойкость, за нашу Победу.

Звучит песня «День Победы».

 

 

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Урок для учащихся 8-10 классов

Цели:

 показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа, акцентируя внимание на своих земляках;

 развивать нравственно-патриотического воспитания студентов;

 

воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории страны, бережное отношение к ветеранам и воинам-интернационалистам;

 прививать священное чувство любви к своей Родине, постоянную готовность к ее защите.

 

Учитель:

Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Обратимся к истории нашей страны.

Вопрос: Кто главный герой русских былин? (Богатырь).

Вопрос: Назовите самые известные имена былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. 1 января – День памяти былинного богатыря Ильи Муромца

В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе. О русском князе Игоре Святославовиче и храбрости воинов его дружины рассказано в русском эпическом произведении “Слово о полку Игореве”.

В 1830 году войско великого князя Дмитрия Донского разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле. И это увековечено в книгах.

О подвиге солдат и русского дворянства во время Отечественной войны 1812 года рассказал великий русский писатель Лев Толстой в романе “Война и мир”.

Очень много книг написано о Великой Отечественной войне…

Но сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти солдат и офицеров, погибших в “горячих точках”.

Эпиграф:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна::

Мы за Родину пали,,

Но она – спасена!

Почтим их память минутой молчания (все встают).

Вопрос: Что такое патриотизм?

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов и служить ее интересам. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, где прошло их детство. И эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защитить его не жалея сил. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества – синонимичные понятия.

Война - явление жестокое и страшное. Но пока на земле существует злоба и ненависть, будут существовать и войны, которые уносят жизни людей. Тема сегодняшнего классного часа - «Локальные конфликты».

Мы поговорим о войне в Афганистане и Чечне. Вспомним хронику военных событий…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...