Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые формы исполнительной власти в России.




Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах.

1. В строго юридическом (узком) смысле как:

— право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий;

— право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица.

2. В политологическом смысле как:

— подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием.

Исполнительная власть проявляется через совокупность признаков:

а) организующего характера, которые отличают исполнительную власть как управляющее воздействие и практическую деятельность по организации исполнения законов, обеспечения исполнения актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные, объединяет энергию, усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных, и в экстремальных условиях;

б) управляющее воздействие универсального характера, проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где функционирует человеческое сообщество;

в) управляющее воздействие не только стимулирующего, мобилизационного, но и административно-принудительного (в рамках закона) характера, опирается на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, административно-штрафные и иные меры принуждения;

г) управляющее воздействие предметного характера, осуществляется на конкретных территориях с конкретным контингентом людей, вовлекает реальные ресурсы, использует инструменты материального стимулирования и мотивации (награждения, финансовую поддержку и пр.).

Названные признаки исполнительной власти детерминируют ее организационно-правовую форму. Термин «организационно-правовая форма» используется в административно-правовой науке и практике для изучения и обозначения организационных структур власти.

Особенностью организационной структуры исполнительной власти является иерархическое строение госадминистративного аппарата.

Согласно Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральный органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральным министерством является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Кроме того, федеральный органы исполнительной власти делятся на три группы:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Президент РФ.

Президент РФ является главой государст­ва, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государст­ва, представляет Россию внутри страны и в международных от­ношениях, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), он как бы возвышается над властными институтами, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руковод­ствуется общей волей, т.е. волей большинства избирателей.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент Российской Федерации:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

- назначает референдум;

- вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы;

- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий:

1. по истечении шестилетнего срока;

2. досрочно в случае:

- отставки;

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

- отрешения от должности. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...