Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лобисские организации или группы давления.




Организации создаваемые с целью оказать влияние на процесс принятия решений по определенным законопроектам в интересах определенной социальной группы. Социальный состав достаточно пестрый.

Первые упоминания о союзах предпринимателей - в Конституциях начала 20 века: 1919 г. - Германия; 1928 - Польша. Действующие конституции не содержат правовой статус отдельных организаций предпринимателей.

Профессиональные союзы.

Объединения, которые призваны защищать интересы главным образом наемных рабочих. Правовое регулирование имеет очень длинный исторический путь - вначале вне закона (оговаривалось в Конституции). В период становления индустриального строя: первые забастовки, стачки и, соответственно, союзы, которые организовывали данную деятельность, подавлялись и запрещались.

Если в Конституциях не оговаривалось, то фиксировалось в антипрофсоюзном законодательстве. Чем прочнее устои, тем легализованнее профдвижения середины 19 века. К концу 19 века - признание профсоюзов.

Союзы потребителей.

Объединения, защищающее интересы и права потребителей, к которым относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, выбор, информацию, возмещение убытком и т.д.

Зачастую потребительские союзы разрабатывают тактику борьбы против роста цен, выступают в суде от имени потребителей и подготавливают информационную основу для потребителей. Появившись в конце 19 века, получили широкое распространение в середине 20 века.

Религиозные общины и церковь.

Представляют сегодня крупные мировые религии, оказывают значительное влияние на политические процессы, на формирование политической и правовой культуры, на функционирование государства, на положение человека в обществе.

Те государства, население которых исповедует различные религии, относятся к поликонфессиональным государствам. Религиозные проблемы тесно переплетаются с этническими, национальными, расовыми.

В демократических государствах равноправие религий, свобода совести и вероисповеданий, церковь отделена от государства, школа отдельна от церкви. Любые привилегии и дискриминация запрещены законом.

Церковь - хранитель нравственности и исторических традиций.

В условиях авторитарных и тоталитарных режимов проявляются три основных тенденции во взаимоотношениях с религиозными обществами и государством (властью):

1. Религия и церковь преследуются властями, либо полностью подчиняются им (Албания - запрет).

2. Религия и церковь приобретают государственный характер (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан).

3. Религия и церковь вступают в оппозицию власти (страны Латинской Америки).

Конституционно-правовое регулирование отношений в ряде стран подробно урегулировано текущим законодательством.

Формы правления и государственные режимы.

Понятие формы правления и их классификация.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов исполнительной власти.

Определяется две основных формы правления: монархия и республика.

Разновидности этих форм правления определяются соотношением полномочий исполнительной и законодательной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством, и порядком формирования этих ветвей власти.

Монархия первоначально была характерна для аграрного строя.

Существует два вида: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная) монархия: дуалистическая и парламентская.

Республика бывает: дуалистическая (президентская); парламентская; смешанная (полу президентская); прочие виды.

Государственные режимы.

Государственный режим - это реальный порядок функционирования и взаимодействия между соответствующими государственными органами.

Монархия

Монархия - власть наследуемая.

1. абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти, т.е. он сам издает законы, руководит административной деятельностью, может для этого назначить правительство и осуществляет высший суд. Пример - Саудовская Аравия. Конституция чаще всего это декларация и, как правило, выполняется. Государственный режим - это абсолютизм.

2. Дуалистическая монархия характеризуется отделение законодательной власти от исполнителей. Законодательная принадлежит парламенту, который избирается либо всеми подданными, либо какой-то определенной частью. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно, либо через назначенное им правительство. Судебная власть также принадлежит монарху. Монарх обладает правом абсолютного вета и без его утверждения закон в силу не вступает. Правительство за свою деятельность несет ответственность только перед монархом и парламент может воздействовать на правительство только используя право устанавливать бюджет государства. Характерен авторитарный политический режим. государственный режим характеризуется как ограниченный дуализм власти.

3. Парламентская монархия характеризуется достаточно развитым разделением властей при признании принципа верховенства парламента. Демократический политический режим. Например: Нидерланды, Швеция, Канада, Япония.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом должно обязательно пользоваться доверием парламента и монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющего в парламенте большинство. Монарх здесь царствует но не правит. Также монарху принадлежит право вета, но на практике это право монарх не использует, либо использует по указанию правительства.

Главный отличительный признак парламентской монархии - это политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Эти полномочия парламента уравновешиваются правом правительства предложить распустить парламент и назначить новые выборы.

Данная система отношений характеризуется как парламентаризм.

2-я модель взаимоотношений - система кабинета или министериализм. Характерна для 2-х партийных систем, либо многопартийных, но с одной лидирующей партией.

Республика.

Такая форма правления характеризуется выборностью главы правительства (президента).

1875 году - сначала Франция, затем Швейцария (там изначально).

Республика предполагает полномочия любой ветви власти, любого ее органа, включая главу государства. Все это основывается на мандате избирателей.

Некоторые характеризуются не легитимностью власти, т.е. не избираются, а назначаются (военный переворот Чили).

1. Дуалистическая республика. Принцип разделения властей проведен последовательно, и взаимоотношения между ветвями власти строятся на принципах сдержек и противовесов. С одной стороны законодательная и исполнительная власти получают свой мандат непосредственно от народа, причем главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает функции главы государства и исполнительной власти. Судьи назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента.

Главный признаком данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Президент может ограничивать законодательную деятельность парламента налагая на принятые законы отлагательное вето.

Государственный режим - дуалистический.

2. Парламентарная республика характеризуется слабостью президента, который наиболее часто избирается либо парламентом, либо депутатами парламента и законодательным собранием субъектов Федерации. Полномочия, которыми наделяется президент, осуществляется как правило правительством. Главный признак - политическая ответственность правительства перед парламентом. Государственный режим - парламентаризм или министериализм.

3. Смешанная или полу президентская. Сочетает в себе признаки парламентской и президентской республики. Например: Финляндия, Польша, Болгария.

4. Советская республика. Применяется только в социалистических странах. Основной признак - производственно-территориальный принцип формирования представительских органов. Избрание вышестоящими органами нижестоящих. Признаки:

а) верховенство и полновластие советов (либо представительных органов);

б) советы всех уровней образуют единую систему, внутри которой существует отношение подчинения и руководства;

в) депутаты советов выполняют свои функции не оставляя своей основной работы, следовательно сессии советов редкие и краткосрочные;

г) текущие вопросы осуществляются исполнительными органами на местах, решения которых подлежит последующему утверждению советами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...